Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 марта 2021 г. по делу N 16-967/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника администрации Катав-Ивановского городского поселения - Дуриной О.Е. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 г. Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района Челябинской области от 20 июля 2020 года, решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 21 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Катав-Ивановского городского поселения, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 г. Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района Челябинской области от 20 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 21 сентября 2020 года, юридическое лицо - администрации Катав-Ивановского городского поселения (далее также - администрация) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации Дурина О.Е. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в соответствии с выданным заданием инспектором ОНДиПР по Стакинскому и Катав-Ивановскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области проведен плановый (рейдовый) осмотр обследования территории п. Половинка Катав-Ивановского городского поселения. В ходе осмотра выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В нарушение пункта 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации берег ручья, расположенного на въезде в п. Половинка с левой стороны дороги, территория возле станции Половинка и помещения "красного уголка" п. Половинка, обочина и пустырь по ул. Станционная, п. Пловинка (ориентир напротив дома "адрес") не очищены от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Заместителем начальника ОНДиПР по Стакинскому и Катав-Ивановскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области администрации Катав-Ивановского городского поселения выдано предостережение N504-3-10 о недопустимости нарушений закона о пожарной безопасности, об административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Этим же предостережением администрации Катав-Ивановского городского поселения предложено в срок 60 дней со дня получения предостережения: принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности, о результатах сообщить в ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области.
Предостережение получено администрацией Катав-Ивановского городского поселения 17 апреля 2020 года. В установленный срок в течение 60 дней со дня получения предостережения N504-3-10 о недопустимости нарушений обязательных требований администрация не представила в ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области сведения о принятых мерах к устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения администрацией Катав-Ивановского городского поселения административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Обстоятельства выдачи предостережения, его получения администрацией, непредставления сведений относительно исполнения предостережения (как и возражений по результатам рассмотрения предостережения) подтверждены материалами дела, по существу администрацией Катав-Ивановского городского поселения не оспариваются. Данные обстоятельства вопреки позиции заявителя указывают на наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы о том, что сам характер выданного предостережения исключает возможность привлечения к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вызван неправильным толкованием норм материального права.
В силу части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N294-ФЗ) в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, помимо прочего, выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи.
Из положений частей 5-7 статьи 8.2 Закона N294-ФЗ следует, что при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 (далее - Правила составления и направления предостережения).
В настоящем случае при наличии информации об имеющихся признаках нарушений обязательных требований, полученной в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в адрес администрации составлено и направлено предостережение, порядок составления и направление предостережения соблюден, его содержание соответствует положениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктов 114 и 115 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, Правил составления и направления предостережения. Изложенные в предостережении требования предоставления администрацией сведений о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований в полной мере отвечают требованиям закона.
То обстоятельство, что предостережение не носит обязывающего характера предписания, носит характер профилактической меры в части конкретного принятия предложенных мер, не исключает обязанности предоставления сведения об исполнении, либо возражений относительно исполнения предостережения.
Положения пунктов 7, 9, 11, 13 Правил составления и направления предостережения предусматривают, что по результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения, а при отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения. Указанные возражения и уведомление об исполнении предостережения направляются юридическим лицом в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Из системного толкования указанных правовых норм следует, что на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) возложена обязанность по предоставлению сведений (информации) об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, необходимые органу для осуществления его деятельности, как в форме возражений, так и в форме непосредственно уведомления об исполнении предостережения.
Подача юридическим лицом в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, по результатам рассмотрения предостережения именно возражений является его правом, однако реализация данного права осуществляется в форме, установленной правовыми актами, которые не предусматривают возможность выражения несогласия бездействием.
В настоящем случае непредставление администрацией сведений об исполнении предостережения, вопреки позиции заявителя, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Не исключают наличие состава вмененного административного правонарушения по непредставлению сведений об исполнении предостережения обстоятельства неоднократного привлечения к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Всех зависящих мер для представления в установленный срок сведений об исполнении предостережения администрацией не предпринято, доказательств принятия таких мер в материалы дела не представлено.
Имеющимся в материалах дела доказательствам, как подтверждающим в своей совокупности виновность юридического лица, нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка. Иная оценка заявителем представленных доказательств не свидетельствует об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения.
Доводы о недопустимости показаний старшего инспектора ОНДиПР "данные изъяты" допрошенной в ходе судебного заседании в качестве свидетеля, являлись предметом проверки судьи городского суда и правомерно отклонены. Данное лицо, несмотря на то, что не составляло протокол об административном правонарушении, допрошено как лицо, которому могли быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению, что соответствует положениям статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По указанным обстоятельствам данное лицо и было допрошено. При этом у данного лица отобрана подписка с предупреждением об ответственности. Оснований для признания, как данного доказательства, так и иных доказательств, имеющихся в материалах дела, недопустимыми, не имеется.
С учетом всей совокупности представленных в материалы дела доказательств, установленных на их основании обстоятельств дела, в действиях (бездействии) администрации Катав-Ивановского городского поселения лица судебными инстанциями правомерно установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией нормы, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым, в полной мере отвечающим целям административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 г. Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района Челябинской области от 20 июля 2020 года, решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 21 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Катав-Ивановского городского поселения оставить без изменения, жалобу защитника администрации Катав-Ивановского городского поселения - Дуриной О.Е. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.