Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-161/2020 по иску Карякиной Анны Сергеевны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 14 о признании законной выплаченной суммы социальной выплаты, освобождении от обязанности выплаты денежной суммы, признании протокола о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты недействительным
по кассационной жалобе Карякиной Анны Сергеевны на решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 31 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя Карякиной А.С. Диденко А.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Карякина А.С. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Новолялинскому району (далее ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району), в котором, уточнив заявленные требования, просила признать законной выплаченную ей сумму социальной выплаты в размере 499 946 руб. 50 коп. за период с 1 июля 2017 года по 30 сентября 2019 года; освободить ее от обязанности выплаты ответчику указанной денежной суммы; признать недействительным протокол о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты с указанием, что восстановление излишне выплаченных сумм социальной выплаты в размере 499 946 руб. 50 коп. за период с 1 июля 2017 года по 30 сентября 2019 года осуществляется в добровольном порядке.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что является многодетной матерью, состояла на учете в ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району как получатель мер социальной поддержки, являлась в период с июля 2017 года по август 2019 года получателем пособий на детей: "данные изъяты", в соответствии с 3аконами Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ, N 100-ОЗ от 20 ноября 2009 года, N 204-ОЗ от 14 декабря 2004 года. Согласно протоколу о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты, восстановление излишне выплаченных сумм социальной выплаты осуществляется в добровольном порядке в размере 499 946, 5 руб. за период с 1 июля 2017 года по 30 сентября 2019 года. Истец полагала, что протокол, в котором она обязалась выплачивать по 5 000 руб. ежемесячно, ею был подписан по причине юридической неграмотности, а также в связи с тем, что она не имеет возможности производить бухгалтерские подсчеты. Данный протокол ответчиком был составлен в связи с тем, что в сентябре 2019 года сотрудники по звонку "анонима" произвели проверку доходов её супруга. Из проверки следует, что доход семьи превысил среднедушевой доход семьи. Ранее в заявлении она указала, что супруг не является многодетным отцом, семейный бюджет вели отдельный. Кроме того, ею при подаче документов на получение пособия были предоставлены: разрешение от супруга о проверке доходов, номер его СНИЛС, копия паспорта, ответчиком были составлены акты о её проживании совместно с детьми, было сообщено и установлено ответчиком, что она проживает отдельно от супруга. Проверка документов после подачи ею заявлений на пособия производились ответчиком более 3 месяцев. Полагает, что с её стороны не было недобросовестности, в связи с чем законных оснований для взыскания суммы переплаты у ответчика не имелось. Также не согласна с расчетом переплаты.
Определением Новолялинского районного суда Свердловской области произведена замена ответчика ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району правопреемником Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 14 (далее ТОИОГВ СО - УСП МСП СО N 14).
Решением Новолялинского районного суда Свердловской области от 31 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 декабря 2020 года, в удовлетворении исковых требований Карякиной А.С. отказано.
В кассационной жалобе истец Карякина А.С. просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на их необоснованность и незаконность.
От ТОИОГВ СО - УСП МСП СО N 14 поступили возражения на кассационную жалобу, в которых ответчик просит жалобу оставить без удовлетворения как необоснованную.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия полагает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Карякиной А.С. является многодетной, что подтверждается удостоверением многодетной семьи Свердловской области, свидетельствами о рождении детей: "данные изъяты", родителями которых являются Полозникова А.С. и Полозников А.И. "данные изъяты", родителями которой являются Карякина А.С. и Карякин В.А.
Брак между Полозниковым А.И. и Полозниковой А.С. прекращен 19 декабря 2009 года на основании решения мирового судьи судебного участка N 1 ЗАТО г. Новоуральска от 8 декабря 2009 года.
18 января 2013 года между Постниковым А.В. и Полозниковой А.С. заключен брак, после заключения брака Полозниковой присвоена фамилия Постникова.
8 сентября 2015 года брак был прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка N 1 Новоуральского судебного района от 21 июня 2015 года.
3 июня 2016 года заключен брак между Карякиным В.А. и Постниковой А.С, после заключения брака Постниковой присвоена фамилия Карякина.
После рождения у Карякиных 27 сентября 2016 года дочери "данные изъяты" Карякина А.С. 6 июля 2017 года обратилась к ответчику с заявлениями о назначении социальных выплат: ежемесячной денежной выплаты за рождение третьего ребенка, денежного пособия и государственной социальной помощи с приложением документов о составе семьи и доходах.
Решениями ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району от 08 сентября 2017 года Карякиной А.С. назначены с 01 сентября 2017 года на основании заявлений истца от 06 июля 2017 года:
ежемесячная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" (протокол N 2/691);
ежемесячное пособие на ребенка в соответствии с Законом Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка" (протокол N 2/692);
социальное пособие малоимущим семьям в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ "Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области" (протокол N 2/693).
Определением права на выплату пособий является: число членов семьи 5 человек, общий доход за период с 01 апреля 2017 года по 30 июня 2017 года - 48 096, 33 руб, среднедушевой доход - 3 206, 42 руб, прожиточный минимум - 10 183 руб.
На основании решения N 79 ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району от 31 мая 2018 года проведена проверка наличия условий осуществления выплаты пособия на основании Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" Карякиной А.С, запрошены доходы за период с 01 марта 2018 года по 31 мая 2018 года и справки, подтверждающие условия осуществления выплаты.
По результатам проведения проверки распоряжением N 79 ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району от 29 июня 2018 года принято решение приостановить выплату пособия с 01 июля 2018 года, так как условия осуществления выплаты не соблюдаются.
31 августа 2018 года Карякина А.С. обратилась в ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району с заявлениями о назначении социальных выплат: ежемесячной денежной выплаты за рождение третьего ребенка, денежного пособия и государственной социальной помощи с приложением документов о составе семьи и доходах.
Решением ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району от 19 сентября 2018 года Карякиной А.С. назначена ежемесячная денежная выплата до достижения третьим ребенком или последующими детьми возраста трех лет на основании Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" с 01 июля 2018 года по 27 сентября 2019 года.
Определением права на выплату пособия является: число членов семьи 5 человек, общий доход за период с 01 апреля 2018 года по 30 июня 2018 года - 47 127 руб, среднедушевой доход - 3 141, 8 руб, прожиточный минимум - 10 301 руб.
На основании решения N 106 ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району от 03 июня 2019 года проведена проверка наличия условий осуществления выплаты Карякиной А.С. пособия на основании Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области", запрошены доходы за период с 01 марта 2019 года по 31 мая 2019 года и справки, подтверждающие условия осуществления выплаты.
По результатам проведения проверки распоряжением N 106 ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району от 28 июня 2019 года принято решение приостановить выплату пособия с 01 июля 2019 года, так как условия осуществления выплаты не соблюдаются.
На основании решения N 110 ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району от 03 июня 2019 года проведена проверка наличия условий осуществления выплаты Карякиной А.С. пособия на основании Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка".
По результатам проведения проверки принято решение продолжить выплату пособия, так как условия осуществления выплаты соблюдены.
23 июля 2019 года Карякина А.С. через своего представителя Бузмакову О.В. обратилась в ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району с заявлениями о назначении социальных выплат: ежемесячной денежной выплаты за рождение третьего ребенка, денежного пособия и государственной социальной помощи с приложением документов о составе семьи и доходах за период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года.
По результатам проверки соблюдения условий осуществления выплаты ежемесячного пособия на ребенка ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району 23 июля 2019 года установлено продление выплаты Карякиной А.С. ежемесячного пособия на ребенка с 01 августа 2019 года на основании Законом Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка".
Определением права на выплату пособия является: число членов семьи 5 человек, общий доход за период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года - 106 777, 67 руб, среднедушевой доход - 7 118, 51 руб, прожиточный минимум - 10 922 руб.
Распоряжением N 2/868 ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району от 30 июля 2019 года Карякиной А.С. возобновлена с 01 августа 2019 года ежемесячная денежная выплата до достижения третьим ребенком или последующими детьми возраста трех лет в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области".
Определением права на выплату пособия является: число членов семьи 5 человек, общий доход за период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года - 95 754, 57 руб, среднедушевой доход - 6 384, 31 руб, прожиточный минимум - 10 922 руб.
Решением N 2/869 ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району от 30 июля 2019 года Карякиной А.С. назначено социальное пособие малоимущим семьям с 01 июля 2019 года в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ "Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области".
Определением права на выплату пособия является: число членов семьи 5 человек, общий доход за период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года - 128 154, 65 руб, среднедушевой доход - 8 543 руб, прожиточный минимум - 10 922 руб.
18 сентября 2019 года ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району направило запрос в ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш" о предоставлении информации о всех полученных доходах Карякина В.А. с 01 апреля 2017 года по 30 июня 2017 года, с 01 апреля 2018 года по 30 июня 2018 года, с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года с указанием периода работы, на который поступил ответ, подтверждающий факт работы и полученные доходы.
По сведениям ТОИОГВ СО - УСП МСП СО N 14 Карякина А.С. получала ежемесячное пособие на ребенка как лицо, являющееся родителем и (или) усыновителем трех и более несовершеннолетних детей, проживающему совместно с ними, с июля по декабрь 2017 года в общей сумме 39 006 руб, с января по декабрь 2018 года - 81 108 руб, с января по сентябрь 2019 года - 63 423 руб.; ежемесячную денежную выплату в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей с июля по декабрь 2017 года - 62 952 руб, с января по декабрь 2018 года -128 591 руб, с января по сентябрь 2019 года - 97 518, 6 руб.; государственную социальную помощь в виде социального пособия малоимущим семьям с июля по декабрь 2017 года - 10 584 руб, с июля по декабрь 2018 года - 11 016 руб, с июля по сентябрь 2019 года - 5 748 руб.
В ходе проверки личного дела Карякиной А.С. выявлена переплата ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" с 01 июля 2017 года по 30 сентября 2019 года в размере 289 061, 6 руб.; ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка" с 01 июля 2017 года по 30 сентября 2019 года в размере 183 537 руб.; государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим семьям в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ "Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области" с 01 июля 2017 года по 30 сентября 2019 года в размере 27 348 руб.
Согласно протоколу ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району N 21/22/23 о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты от 19 сентября 2019 года восстановление излишне выплаченных сумм выплат Карякиной А.С. осуществляется в добровольном порядке путем перечисления в областной бюджет ежемесячно 5 000 рублей в размере 499946, 6 руб. за период с 01 июля 2017 года по 30 сентября 2019 года.
С протоколом Карякина А.С. ознакомлена, о чем свидетельствует личная запись истца и подпись.
26 марта 2020 года Карякина А.С. обратилась с заявлением в Министерство социальной политики Свердловской области и в ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району, в котором просила провести дополнительную проверку по протоколу от 19 сентября 2019 года по уплате излишне выплаченных сумм в бюджет Свердловской области, пересчитать и пересмотреть доходы семьи, установить факт о допущенной ошибке сотрудниками социальной политики Новолялинского района, проводящим проверку о доходах; освободить от уплаты излишне выплаченных сумм; запросить необходимые справки или документы, подтверждающие нулевой доход Карякиной А.С. и назначить (возобновить) все полагающиеся пособия на детей, а также пособия в размере 907 рублей на ребенка, отец которых уклоняется от уплаты алиментов и лишен родительских прав с 01 января 2020 года.
Согласно ответу ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району от 24 апреля 2020 года, для предоставления ежемесячной денежной выплаты и ежемесячного пособия на ребенка в доход многодетной семьи, учитываемый при исчислении среднедушевого дохода, включаются виды доходов, установленные в главе 3 Порядка исчисления среднедушевого дохода для назначения ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 01 февраля 2005 N 70-ПП "О порядке реализации Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка", в их числе все виды доходов заработной платы и дополнительного вознаграждения по всем местам работы, до вычета налогов и обязательных платежей, алименты, получаемые на несовершеннолетних детей. Документы, подтверждающие доход лица, обратившегося с заявлением о назначении социальных выплат, и членов его семьи, предоставляются заявителем, который несет ответственность за предоставленные сведения и документы. Для определения среднедушевого дохода семьи в качестве документа о доходе супруга Карякина В.А. истцом были предоставлены справки о заработной плате из "данные изъяты" за апрель-июнь 2017 года, апрель-июнь 2018 года и апрель-июнь 2019 года. При получении информации о работе Карякина В.А. в "данные изъяты" были направлены запросы о заработной плате супруга истца за расчетные периоды. После получения указанных сведений размер среднедушевого дохода семьи был пересмотрен, его размер превысил величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Свердловской области, что привело к переплате социальных выплат. Установление недостоверности сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, и (или) предоставление заявителем заведомо подложных документов является основанием для прекращения предоставления социальных выплат.
Суммы социальных выплат, излишне перечисленные заявителю вследствие представления им документов с неверными сведениями, возвращаются заявителем добровольно, а в случае спора, взыскиваются в судебном порядке.
Из материалов уголовного дела следует, что 27 декабря 2019 года директор ООО "УК "Южный город" "данные изъяты" и генеральный директор ООО "УК "Южная столица" "данные изъяты" обратились в прокуратуру Ворошиловского района г. Ростов-на-Дону и в отдел полиции N 1 УМВД России по г. Ростов-на-Дону с заявлениями о привлечении Карякиной А.С. к уголовной ответственности за совершение преступлений.
28 декабря 2019 года указанные сообщения переданы по подследственности в МО МВД России "Новолялинский".
16 января 2020 года взято объяснение с Карякиной А.С, согласно которому её муж Карякин В.А. по настоящее время трудоустроен в ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш". Социальное пособие она получала с сентября 2017 года до сентября 2019 года.
24 апреля 2020 года в отношении Карякиной А.С. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении социальных выплат, совершенное в крупном размере.
06 мая 2020 года данное постановление было отменено заместителем прокурора Новолялинского района Свердловской области.
23 мая 2020 года, 24 мая 2020 года, 25 мая 2020 года взяты объяснения с "данные изъяты" согласно которым Карякина А.С. и Карякин В.А. проживают совместно с младшей дочерью в одной квартире, ведут общее хозяйство, Карякин В.А. работает в "данные изъяты" посменно.
10 июня 2020 года взяты объяснения с "данные изъяты" согласно которым после развода в декабре 2019 года Карякина А.С. проживает совместно с детьми, их посещает Карякин В.А.
Постановлением от 14 июня 2020 года отказано в возбуждении угольного дела в отношении Карякиной А.С. по признакам преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации.
19 июня 2020 года данное постановление отменено заместителем прокурора Новолялинского района Свердловской области.
31 июля 2020 года в отношении Карякиной А.С. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-03 "О ежемесячном пособии на ребенка", статьей 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-03 "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам", Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-03 "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области", Порядка предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты, Порядка исчисления среднедушевого дохода для предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1365-ПП, исходил из того, что исчисление дохода семьи производится на основании представленных заявителем документов, подтверждающих доход каждого члена многодетной семьи, а также запрашиваемых управлением социальной политики в порядке межведомственного взаимодействия сведений о составе многодетной семьи.
Управление социальной политики проводит проверку наличия условий предоставления ежемесячной денежной выплаты в течение месяца, предшествующего окончанию каждых двенадцати месяцев предоставления ежемесячной денежной выплаты, начиная с месяца подачи заявления, и принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты в следующих случаях: превышение среднедушевого дохода семьи установленной Правительством Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, установление недостоверности сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, и (или) представление заявителем заведомо подложных документов. Суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие представления им документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право предоставления ежемесячной денежной выплаты, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке.
Учитывая, что доход семьи истца, установленный в результате проведения ответчиком соответствующих проверок, фактически превышал величину прожиточного минимума в период с 1 июля 2017 года по 30 сентября 2019 года в расчете на душу населения Свердловской области, решение ответчика о прекращении выплаты социальных пособий суд признал законным и обоснованным, а расчет переплаты верным.
При этом суд пришел к выводу, что Карякина А.С. в течение спорного периода, за который установлена переплата, злоупотребляла своим правом, имея фактически среднедушевой доход семьи выше прожиточного минимума на душу населения, установленного в Свердловской области, и при отсутствии к тому предусмотренных законом оснований одновременно получала ежемесячное пособие на ребенка в соответствии с Законом Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-03 "О ежемесячном пособии на ребенка", ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-03 "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" и социальные пособия малоимущим семьям в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-03 "Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области", в связи с чем не усмотрел оснований для применения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, признания недействительным оспариваемого протокола, освобождения истца об обязанности возврата переплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с нарушением норм процессуального права.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот, в том числе выплат пособий на детей.
Положения приведенных норм материального права судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям применены неправильно, вследствие чего вывод судов о действительных правоотношениях сторон и обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения спора по иску Карякиной А.С. к ТОИОГВ СО - УСП МСП СО N 14 о признании законной выплаченной суммы социальной выплаты, освобождении от обязанности выплаты денежной суммы, признании протокола о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты недействительным, нельзя признать правомерным.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определилкруг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.
Единая система таких пособий, направленная на обеспечение гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") и включает пособия, имеющие целью материальную поддержку в связи с рождением детей, а также в период их воспитания (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" частью 2 статьи 1 которого предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
К таким дополнительным мерам государственной поддержки лиц, усыновивших (удочеривших) ребенка, на территории субъекта Российской Федерации - Свердловской области - относятся ежемесячное пособие на ребенка, назначаемое на основании статьи 2 Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка", предусмотрено статьей 16 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; социальное пособие малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, назначаемое на основании пункта 1 части 1 статьи 4 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам"; ежемесячная денежная выплата многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей, до достижения таким ребенком возраста трех лет, назначаемая на основании пункта 1-1 статьи 2 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области".
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнение ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством, позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.
Такими формами государственной поддержки на территории Свердловской области являются вышеуказанные ежемесячное пособие на ребенка, социальное пособие малоимущем семьям, ежемесячная выплата многодетной семье.
При этом данные выплаты входят в гарантированную государством систему мер социальной поддержки семьи, материнства и детства, направлена на создание таким семьям наиболее льготных (благоприятных) условий реализации их прав и доступа к социально значимым благам с тем, чтобы обеспечить им в связи с созданием семьи и рождением детей надлежащий уровень жизни и необходимый достаток, поэтому по своей правовой природе данные выплаты относятся к средствам существования гражданина.
Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленных гражданину (семье) выплат, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно статье 2 Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка", ежемесячное пособие на ребенка назначается лицам, на которых распространяется действие федерального закона, устанавливающего это пособие, при соблюдении следующих условий: 1) лицо, обратившееся за назначением пособия, является одним из родителей или усыновителей ребенка, не достигшего возраста 16 лет, либо ребенка в возрасте от 16 до 18 лет, обучающегося в общеобразовательной организации, опекуном или попечителем такого ребенка; 2) лицо, обратившееся за назначением пособия, проживает совместно с ребенком на территории Свердловской области и не имеет места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации; 3) лицо, обратившееся за назначением пособия, имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Свердловской области; 4) пособие на ребенка не назначено другому лицу; 5) ребенок не находится на полном государственном обеспечении; 6) законодательством Российской Федерации и Свердловской области не предусмотрена выплата денежных средств на содержание ребенка.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам" социальные пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам назначаются при соблюдении следующих условий: 1) малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин проживают на территории Свердловской области; 2) малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам, порядок установления которых определяется Правительством Свердловской области, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области; 3) малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеют места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно пункту 1-1 статьи 2 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области", для многодетной семьи в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей устанавливается мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата до достижения таким ребенком возраста трех лет в размере, равном установленной в Свердловской области величине прожиточного минимума для детей. Мера социальной поддержки предоставляется многодетной семье, имеющей среднедушевой доход, не превышающий двукратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Свердловской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за предоставлением указанной меры социальной поддержки.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1365-ПП утверждены: Порядок предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты (далее - Порядок предоставления ЕДВ); Порядок исчисления среднедушевого дохода для предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты (далее - Порядок исчисления среднедушевого дохода).
Согласно пункту 15, подпунктам 1, 7 пункта 18 Порядка предоставления ЕДВ, управление социальной политики проводит проверку наличия условий предоставления ежемесячной денежной выплаты в течение месяца, предшествующего окончанию каждых двенадцати месяцев предоставления ежемесячной денежной выплаты, начиная с месяца подачи заявления.
Управление социальной политики принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты в следующих случаях: превышения среднедушевого дохода семьи установленной Правительством Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения; установления недостоверности сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, и (или) представление заявителем заведомо подложных документов.
На основании пункта 20 Порядка предоставления ЕДВ, суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие представления им документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право предоставления ежемесячной денежной выплаты, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке.
В силу пункта 3 Порядка исчисления среднедушевого дохода в состав многодетной семьи для исчисления среднедушевого дохода включаются одинокий родитель (усыновитель) или состоящие в браке родители (усыновители) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого предоставляется ежемесячная денежная выплата, и проживающие совместно с ним (с ними) их дети в возрасте до восемнадцати лет либо дети в возрасте до восемнадцати лет одного из них, в том числе принятые в семью на воспитание.
Согласно пункту 13 Порядка исчисления среднедушевого дохода, исчисление дохода семьи производится на основании представленных заявителем документов, подтверждающих доход каждого члена многодетной семьи, а также запрашиваемых управлением социальной политики в порядке межведомственного взаимодействия сведений о составе многодетной семьи.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка исчисления среднедушевого дохода, в доход многодетной семьи, учитываемый при исчислении среднедушевого дохода, включаются виды доходов, установленные в главе 3 Порядка исчисления среднедушевого дохода для назначения ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 01 февраля 2005 года N 70-ПП "О порядке реализации Закона Свердловской области от 14 12 декабря 2004 года N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка", в том числе ежемесячное пособие на ребенка.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Согласно приведенным нормативным положениям для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, имеющим детей, порядок и условия предоставления меры социальной поддержки, определены указанными выше нормативными правовыми актами Свердловской области.
В этих нормативных правовых актах названы, в том числе условия возникновения у гражданина права на получение мер социальной поддержки, определены документы, подтверждающие наличие такого права. Меры социальной поддержки предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение выплат. При этом установлена и обязанность уполномоченного органа проверять представленные гражданами в целях получения названной выплат документы и в случае установления факта предоставления подложных или содержащих недостоверные сведения документов - отказывать в предоставлении мер социальной поддержки. При этом работники уполномоченного органа несут персональную ответственность за решения и действия, принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки.
Таким образом, приведенные нормативные положения не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае денежных выплат гражданам (семьям), имеющим детей, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося единовременной денежной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма выплат подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Как следует из материалов дела, истец, обращаясь в суд с иском, ссылалась на отсутствие своей недобросовестности, утверждала, что не предоставляла недостоверных сведений о доходах мужа, в спорный период с ним не проживала, совместного дохода не имела. Отрицала факт предоставления имеющихся в ее личном деле справок, полагая, что их затребовали должностные лица ответчика. Также ссылалась на бездействие должностных лиц ответчика при проверке сведений о составе ее семьи, доходах.
По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях Карякиной А.С. при обращении ее в ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Новолялинскому району, а также факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками Управления своих должностных обязанностей при предоставлении истцу данных выплат.
Суд первой инстанции, разрешая спор, данные обстоятельства не установил, оценки представленным сторонами доказательствам в полной мере не дал.
Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198 названного кодекса выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Указанные требования процессуального закона судом первой инстанции соблюдены не были.
Из решения суда первой инстанции следует, что суд ограничился формальным перечислением имеющихся в деле доказательств, оценки которым не дал, не указал, какие из приведенных доказательств он положил в основу своих выводов о необоснованности иска, какие конкретно обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установил, не привел доводы, по которым отверг те или иные доказательства.
Мотивов, по которым суд пришел к выводу о том, что истец злоупотребила своими правами при получении социальных выплат, судебное постановление также не содержит.
Вопреки выводам суда, само по себе получение социальных выплат при доходе выше прожиточного минимума не свидетельствует о недобросовестности получателя выплат, учитывая, что в силу вышеприведенных правовых норм расчет доходов и установление права на получение социальных выплат осуществляет орган, который производит их назначение.
Выводов суда, мотивированных ссылками на конкретные доказательства, о том, что истец предоставила ответчику документы с заведомо неверными сведениями, сокрыла данные, влияющие на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров, судебное постановление не содержит.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Карякиной А.С. является незаконным и необоснованным.
В нарушение статей 327, 327.1, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции нарушения, допущенные судом первой инстанции, не устранил.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции указал на согласие с выводами суда первой инстанции об оформлении и представлении истцом необходимых документов для получения пособий, содержащих заведомо не соответствующие действительности сведения, которые суд первой инстанции не делал, а также на отсутствие оснований для переоценки на стадии апелляционного производства доказательств, которые фактически не получили оценки суда первой инстанции.
На основании изложенного решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 31 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 декабря 2020 года нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть все приведенное выше, установить юридически значимые обстоятельства и разрешить спор на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 31 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 декабря 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.