Кассационный военный суд в составе председательствующего Иванова В.В., судей Красношапки В.Б. и Яковлева И.А., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-421/2020 по кассационной жалобе представителя административного ответчика Савельевой Ольги Геннадьевны на решение Московского гарнизонного военного суда от 7 августа 2020 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 17 декабря 2020 г., принятые по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N. "звание" Бойко Сергея Петровича об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в настоящее время - Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент), связанных с уменьшением норматива общей площади жилого помещения при расчете жилищной субсидии для приобретения жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы и суть поступивших письменных возражений на нее, установил
вышеназванным решением Московского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением 1-го Западного окружного военного суда, удовлетворено административное исковое заявление Бойко С.П. с требованиями о признании незаконными действий Департамента, связанных с уменьшением расчётной нормы общей площади жилого помещения для предоставления жилищной субсидии на 7, 2 кв.м, восстановлении его прав посредством возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть вопрос о расчете ему жилищной субсидии с учетом состава семьи и права на дополнительную площадь.
В поданной 10 марта 2021 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика просит отменить обжалованные судебные акты ввиду нарушения судами норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска.
В обоснование этого излагает фактические обстоятельства административного дела, обращая внимание на то, что Бойко С.П. с использованием предоставленной ему в 2000 г. на состав семьи из... человек социальной выплаты из расчёта 54 кв.м общей площади жилого помещения, что удостоверено государственным жилищным сертификатом (далее - ГЖС) на соответствующую площадь жилья, приобрел расположенное по адресу: "адрес", жилое помещение, общей площадью 65, 6 кв.м, которое было отчуждено им в пользу третьих лиц 22 сентября 2008 г. В целях получения справки о сдаче жилого помещения Бойко С.П. 22 августа 2008 г. в том же населенном пункте по "адрес" приобрел квартиру общей площадью 46, 8 кв.м.
Полагает, что при таких данных административным истцом фактически было реализовано право на обеспечение жильём за счёт государства в установленном размере, а поэтому настаивает на ошибочности учёта судами жилой площади в размере не 54 кв.м, а 46, 8 кв.м при оценке уровня обеспеченности его семьи жильём в целях реализации права на предоставление жилищной субсидии.
Административным истцом поданы возражения, в которых приводится обоснование несостоятельности доводов кассационной жалобы и содержится просьба об оставлении её без удовлетворения, а обжалуемых судебных актов - без изменения.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений на нее, суд приходит к нижеследующему.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Бойко С.П. 13 декабря 2000 г. на состав семьи из... человек ("данные изъяты") получил безвозмездную субсидию на приобретение жилья по ГЖС из расчёта норматива обеспечения военнослужащих, имеющих выслугу лет на военной службе менее 25 лет (80%), социальной нормы общей площади жилого помещения, составляющей 54 кв.м, и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на территории "данные изъяты" - 3700 руб. Размер безвозмездной субсидии в денежном эквиваленте составил 159840 руб.
На данные денежные средства административный истец и члены его семьи в феврале 2001 г. приобрели в общую долевую собственность жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 65, 6 кв.м, которое было продано сторонним лицам 25 августа 2008 г.
При этом приобретенное Бойко С.П. по договору купли-продажи от 25 августа 2008 г. жилое помещение, общей площадью 46, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", было сдано квартирным органам Министерства обороны Российской Федерации в лице И. КЭЧ гарнизона 27 октября 2008 г, о чем ему выдана соответствующая справка.
Решением Департамента от 23 марта 2020 г. размер жилищной субсидии Бойко С.П. в связи со сдачей квартирным органам ранее приобретенного по ГЖС жилья общей площадью менее 54 кв.м. снижен на 7, 2 кв.м общей площади жилого помещения.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили и дали верное истолкование положениям статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), пункту 4 Правил расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 76 (далее - Правила), Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 351 (далее - Порядок выпуска и погашения ГЖС), по итогам чего пришли к обоснованным выводам о незаконности действий административного ответчика.
В силу пунктов 1, 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Согласно абзацу первому пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. В соответствии с действовавшим с 13 декабря 2019 г. абзацем 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при признании военнослужащих - граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что установленный норматив общей площади жилого помещения при расчёте размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершённых военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Согласно пункту 18 Порядка выпуска и погашения ГЖС последующие изменения жилищных условий граждан, которые приобрели жилые помещения с помощью сертификатов, осуществляются на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, является ошибочным суждение автора кассационной жалобы о том, что при определении уровня обеспеченности семьи Бойко С.П. жилым помещением за счёт государства в целях предоставления ему жилищной субсидии в порядке улучшения жилищных условий в 2020 г. подлежит учёту размер приобретенного административным истцом в порядке ГЖС жилого помещения, которое этот военнослужащий сдал квартирным органам военного ведомства в 2008 г.
Ссылки автора кассационной жалобы на возможность Бойко С.П. сдать военному ведомству жилье, приобретенное им именно за счет ГЖС, то есть из расчета социальной нормы общей площади жилого помещения на семью из трех человек, являются беспредметными, поскольку квартирными органами Минобороны России у административного истца принято сдаваемое им другое жилое помещение без каких-либо претензий либо условий, связанных с указанным обстоятельством, в том числе с размером сдаваемого жилья, а исходя из установленного в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации запрета органам государственной власти отрицать то, что они до этого приняли или признали (принцип эстоппель).
Что касается доводов кассационной жалобы о том, что норматив обеспечения - 80% от суммы, выделяемой для приобретения жилого помещения военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы менее 25 лет, не мог учитываться судами в принятых по настоящему делу судебных актах, то они при изложенных выше обстоятельствах в данном случае не влияют на законность и обоснованность правильных по существу судебных постановлений.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые Московским гарнизонным военным судом и 2-м Западным окружным военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил
решение Московского гарнизонного военного суда от 7 августа 2020 г. по и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 17 декабря 2020 г, принятые по административному исковому заявлению Бойко Сергея Петровича, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Савельевой О.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 14 апреля 2021г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи В.Б. Красношапка
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.