Кассационный военный суд в составе председательствующегоСивова В.В., судей Дубова Ю.А. и Страхова В.Е. при секретаресудебного заседания Котовой И.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-331/2020 по кассационной жалобе административного истца Артюшевского Владимира Викторовича и его представителя Шанхаева Сергея Вячеславовича на решение Московского гарнизонного военного суда от 27 июля 2020 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 19 ноября 2020 г., принятые по административному исковому заявлению военнослужащего Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации "звание" Артюшевского В.В. об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - Департамент) об изменении формы жилищного обеспечения.
Заслушав доклад председательствующего, Кассационный военный суд, установил:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении административного искового заявления Артюшевского, в котором он просил признать незаконным решение заместителя руководителя Департамента от 19 февраля 2020 г, обязать отменить это решение и рассмотреть вопрос о предоставлении ему жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В кассационной жалобе, поданной 1 марта 2021 г, выражено несогласие с оспариваемыми судебными актами и содержится просьба об их отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование авторы жалобы утверждают, что от ранее предложенного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" Артюшевский не отказывался, а просил его предоставить. Данная квартира на основании решения Начальника расквартирования и обустройства - заместителя Министра обороны Российской Федерации и Главного квартирно-эксплуатационного управления Министра обороны Российской Федерации от 5 сентября 2009 г. была выведена из оперативного управления Минобороны России и передано в собственность Российской Федерации. Таким образом, в результате принятия Департаментом оспариваемого решения его право на получение этого жилого помещения оказалось нарушенным.
Далее в жалобе указано, что установленный размер жилищной субсидии не позволяет административному истцу по месту службы (месту жительства) в г. "данные изъяты" приобрести жилое помещение, которое бы соответствовало норме предоставления общей площади жилого помещения - от 69 до 88 кв. м.
На основе анализа содержания п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" в жалобе сделан вывод о том, что суды не учли конкретные обстоятельства дела, интересы военнослужащего и членов его семьи и другие затрагивающие внимания обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по делу не усматривается.
Судами первой и апелляционной инстанций по делу установлено, что Артюшевский с составом семьи... человека со 2 сентября 1999 г. принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания.
В 2006 году ему предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", площадью 58, 5 кв. м, и с ним 6 декабря 2006 г. заключен договор найма служебного жилого помещения.
27 января 2020 г. Артюшевский получил извещение от 13 января 2020 г. о распределении ему жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 71, 7 кв. м, от получения которого он отказался, ссылаясь на рассмотрение вопроса о предоставлении ему занимаемого жилого помещения на постоянной основе.
Решением заместителя руководителя Департамента от 19 февраля 2020 г. Артюшевскому изменена форма обеспечения жилым помещением на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
В силу п. 1, 6 и 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Согласно п. 19 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Пунктом 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее по тексту - Инструкция) установлено, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке N 1 к извещению о распределении жилого помещения.
Как указано в п. 6 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 25 января 2016 г. N 20 при несогласии военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган (специализированную организацию) отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный по рекомендуемому образцу (приложение N 1) или в произвольной форме.
Военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы), указанным в абзаце шестом настоящего пункта, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п. 19 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Суды первой и апелляционной инстанций, применив и верно истолковав при установленных обстоятельствах вышеуказанные правовые нормы, пришли к обоснованному выводу о том, что военнослужащий не вправе выбирать конкретное место расположения жилого помещения, предоставляемого жилищным органом, а жилое помещение, в котором Артюшеский с семьей в настоящее время проживает, ранее предоставленное в качестве служебного, не может быть предоставлено ему для постоянного проживания в порядке жилищного обеспечения по линии военного ведомства, поскольку оно менее нормы предоставления. Поэтому, вопреки доводам авторов жалобы, заместитель руководителя Департамента при принятии оспариваемого решения права административного истца не нарушил.
Таким образом, обжалуемые судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке. Эти доводы получили надлежащую оценку при рассмотрении требований и обсуждении правовой позиции административного истца судебными инстанциями, правомерно ими отвергнуты с приведением убедительных мотивов.
Поскольку оснований к отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 КАС РФ не выявлено, то кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 27 июля 2020 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 19 ноября 2020 г, принятые административному исковому заявлению Артюшевского В.В, оставить без изменения, а кассационную жалобу административного истца и его представителя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 апреля 2021 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи Ю.А. Дубов
В.Е. Страхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.