Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Миллер М.В, судей Каминской Е.Е, Думушкиной В.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО "УК Содружество" к Федотовой Е.Н. о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, по кассационной жалобе ООО "УК Содружество" на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи ФИО4, пояснения представителя ООО "УК Содружество" по доверенности Коринченко И.В, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Федотовой Е.Н. по доверенности Ковлакас Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "УК Содружество" обратилось в суд с иском к Федотовой Е.Н, в котором просило взыскать с Федотовой Е.Н. задолженность по оплате ЖКУ в размере 410813, 16 рублей, пени в размере 38557, 45 рублей, расходы по оплате госпошлины размере 3847 рублей - при подаче искового заявления, расходы по оплате госпошлины размере 3847 рублей - при подаче заявления о вынесении судебного приказа. В обосновании иска истец указал, что осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: "адрес", на основании протокола общего собрания собственников помещений МКД. Ответчик Федотова Е.Н. является собственником N доли нежилого помещения, расположенного в указанном МКД. В период с 01.07.2017 по 31.01.2019 в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по оплате ЖКУ у Федотовой Е.Н. образовалась задолженность в размере 410813, 16 рублей. Ранее истец обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика указанной задолженности. Впоследствии судебный приказ был отменен в связи с возражениями ответчика.
Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20 декабря 2019 года исковые требования ООО "УК Содружество" удовлетворены частично. С Федотовой Е.Н. в пользу ООО "Управляющая компания Содружество" взыскана задолженность по оплате ЖКУ в размере 51945, 52 рублей, уплаченная госпошлина в размере 1758, 35 рублей. В остальной части исковых требований о взыскании пени в размере 38 557, 45 рублей, расходов по оплате госпошлины размере 3847 рублей - при подаче искового заявления, расходов по оплате госпошлины размере 3847 рублей - при подаче заявления о вынесении судебного приказа - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 июля 2020 года решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20.12.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя ООО "УК Содружество" по доверенности Шулениной Е.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "Управляющая компания Содружество" просит отменить решение суда от 20.12.2019 и апелляционное определение от 06.07.2020, принять новое судебное постановление, которым удовлетворить исковые требования ООО "УК Содружество" в полном объеме. В обоснование жалобы указано: суды пришли к неправильному выводу о том, что требования истца завышены, в связи с некачественным оказанием истцом услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Истец обращает внимание, что положенный в основу решения суда акт общего осмотра от 05.02.2019, составленный ООО "Росгоссервис" не соответствует признакам относимости доказательств, поскольку управляющие организации не наделены законом полномочиями давать оценку деятельности других управляющих организаций, давать заключения о надлежащем либо ненадлежащем оказании ими услуг. Податель жалобы считает, что судом не применены положения статьи 154 Жилищного кодекса РФ, неправильно истолкованы нормы ст.161.1 Жилищного кодекса РФ, 421 Гражданского кодекса РФ; при составлении контррасчета ответчик должен был в обязательном порядке указать, какие именно работы и услуги предоставлялись истцом некачественно и их продолжительность; в расчете отсутствует плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Со ссылками на положение ст. 155 Жилищного кодекса РФ, ст. 333 Гражданского кодекса РФ истец полагает, что освобождение ответчика от взыскания неустойки незаконно.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ /далее ГПК РФ/ и ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Принимая во внимание, что отложение судебного заседания является правом суда, а не его обязанностью, в суде кассационной инстанции не устанавливаются обстоятельства дела и не исследуются доказательства, а проверяется правильность применения норм права, явка в суд кассационной инстанции не является обязательной, позиции участвующих в деле лиц полно и подробно изложены в материалах дела, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отложения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Судами установлено и из материалов гражданского дела следует: Федотова Е.Н. является собственником N доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение N, площадью N кв.м, расположенное в многоквартирном "адрес" в г. Новороссийске.
Управление данного МКД в период с 01.07.2017 по 31.01.2019 осуществляло ООО "УК Содружество" на основании договора управления от 01.07.2017.
В соответствии с п. 2.1 Договора управления от 01.07.2017 управляющая организация оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном "адрес" в г. Новороссийске от 25 июня 2017 года принято решение о расторжении договора управления с МУП "Городская управляющая компания", избрании ООО "Управляющая компания Содружество" в качестве управляющей организации многоквартирным домом N по "адрес" в "адрес" и наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на подписание актов выполненных работ.
Председателем Совета многоквартирного дома по "адрес" является "данные изъяты", при этом, при расторжении Договора управления от 01.07.2017г. с ООО "Управляющая компания Содружество", Акт N приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 31 декабря 2017 года подписан неуполномоченным лицом - "данные изъяты".Н.
Согласно аАкту общего осмотра здания, составленному в результате проверки технического состояния многоквартирного "адрес" в г. Новороссийске, проведенной 05 февраля 2019 года комиссией в составе технического директора ООО "РГС" и представителей собственников, установлено неудовлетворительное техническое состояние с множеством дефектов конструкций, оборудования и элементов благоустройства многоквартирного дома, что свидетельствует о нарушении п. 4 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, п.п. "з" п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, п. 4.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что помещение Федотовой Е.Н. имеет отдельный вход, не используется собственником в личных и коммерческих целях, в помещении отсутствуют подключения к индивидуальным системам водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, отсутствуют приборы учета всех коммунальных ресурсов, что подтверждено актом обследования нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и представленными фотоматериалами.
Истцом в материалы дела предоставлен расчет работ и услуг выполненных ООО "УК Содружество" по договору управления МКД расположенным по "адрес" в г. Новороссийске, которые должен уплатить собственник N доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение N, площадью N, 8 кв.м. Федотова Е.Н. за период с 01.07.2017 по 31.01.2019 на сумму в размере 410 813, 16 рублей, а также расчет пени в размере 38 557, 45 рублей.
Ответчик Федотова Е.Н. в свою очередь предоставила расчет коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", приходящихся на долю собственника Федотовой Е.Н. (N) в размере 51 945, 52 рублей.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ч.ч. 1, 2 ст. 153, ч. 2 ст. 154, ч.ч. 1-2, 10 ст. 155, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, Постановлением правительства РФ от 06 мая 2011 года за N пришел к выводу, что ООО "Управляющая компания Содружество" в качестве управляющей организации многоквартирным домом N по "адрес" в г. Новороссийске исполняло взятые на себя обязательства по предоставлению услуг ЖКХ некачественно и в неполном объеме, расчет задолженности за жилищно- коммунальные услуги, предоставленный истцом к ответчику в размере 410 814, 16 рублей ничем не обоснован и достоверных доказательств Обществом не предоставлено, в свою очередь Федотова Е.Н, признав сумму долга в размере 51 945, 52 рублей, доказательств погашения этой задолженности перед ООО "УК Содружество" суду не предоставила. Требования истца о взыскании с ответчика пени суд посчитал не подлежащими удовлетворению.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные постановления приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как следует из ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39 ЖК РФ).
В силу ч. ч. 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статья 155 ЖК РФ предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2018 г..N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 ЖК РФ в связи с жалобой гражданина "данные изъяты" указал следующее. Исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества, Жилищный кодекс устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, во-первых, платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и, во-вторых, взносов на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 39, пп. 1 и 2 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 158); при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (ч. 1 ст. 37, ч. 2 ст. 39); расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возлагаются не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
При этом на принцип равенства не влияет форма собственности (государственная, муниципальная или частная) на жилое помещение, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в одинаковом для всех собственников жилых помещений размере.
Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья. Неиспользование собственником нежилого помещения в МКД не освобождает его от исполнения данных обязанностей.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном "адрес" в г. Новороссийске от 25 июня 2017 года избрана в качестве управляющей компании указанного многоквартирного дома - ООО "УК "Содружество"; утвержден размер платы за работы и услуги по управлению МКД, содержанию общего имущества в многоквартирном доме в размере 22 рубля; текущему ремонту общего имущества в МКД в размере 8 рублей, всего - 30 рублей с кв.м. ежемесячно; утвержден перечень работ, услуг по содержанию общего имущества в МКД; распределен объем коммунальной услуги в размере разницы между объемом коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, в связи с превышением перечня работ, услуг по содержанию общего имущества в МКД Минимального перечня, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Согласно представленного истцом расчета Федотовой Е.Н. начислена задолженность за период с февраля 2018 года по январь 2019 года в сумме 410813, 16 руб, в том числе плата за холодное водоснабжение и водоотведение по содержанию общего имущества; за горячее водоснабжение по содержанию общего имущества; за электроэнергию по содержанию общего имущества; за текущий ремонт; за содержание и ремонт нежилого помещения; пени за период с февраля 2018 года по январь 2019 года. В материалы гражданского дела ООО "УК "Содружество" предоставлены договора с поставщиками коммунальных услуг, на техническое обслуживание, оказания услуг, а также подряда на выполнение работ по текущему ремонту общего имущества МКД; отчет о выполненных за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 работах (услуга) по договору управления МКД.
Таким образом, в предъявленную к взысканию задолженность не входит плата за коммунальные услуги (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отхода) за принадлежащее ответчику на праве общей долевой собственности нежилое помещение.
В связи с изложенным, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, довод ответчика о том, что в нежилом помещении N, общей площадью N кв.м, расположенном на первом этаже многоквартирного "адрес", собственниками не ведется хозяйственная деятельность, отсутствуют подключения к индивидуальным системам водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения и приборы учета всех коммунальных ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов /далее по тексту Правила/.
Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (п. 1).
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
По условиям договора управления многоквартирным домом N, заключенным с ООО "УК "Содружество" заказчик вправе проверять объемы, качество и периодичность оказанных услуг и (или) выполненных работ(в том числе путем проведения соответствующей экспертизы); при избрании совета многоквартирного дома, совет осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением раббот по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и не жилых помещений в МКД и пользователем таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме.
Согласно статье 156 (часть 10) ЖК РФ изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, установлено, что для целей этих правил услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров.
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными правилами (пункт 6).
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункт 8).
Лицо, которому в соответствии с пунктом 7 указанных правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере (пункт 9).
В случаях, указанных в пункте 6 Правил, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения (пункт 10).
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения (пункт 15).
Согласно пп. "в" п. 112 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила от 06 мая 2011 года N 354) период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил.
Пунктом 113 Правил от 06 мая 2011 года N 354 после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме. Если исполнитель не имеет возможности установить период нарушения качества коммунальной услуги на основе сведений, указанных в пп. "а, б, г" п. 112 настоящих Правил, то исполнитель обязан провести проверку устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю, который обращался с сообщением в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.
Таким образом, на собственнике помещения лежит обязанность в определенный срок обратиться с заявлением об изменении размера платы за содержание жилого помещения к уполномоченному лицу вследствие оказания им услуги ненадлежащего качества, а уполномоченное лицо обязано произвести такой перерасчет на основании составленного акта о нарушении качества оказания услуг.
Материалы гражданского дела не содержат доказательств сообщения потребителя о нарушении качества коммунальной услуги, сделанные в письменной форме или устно (в том числе по телефону) в аварийно-диспетчерскую службу, актов нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании конкретных услуг или выполнении работ, их наличие либо отсутствие судом не устанавливалось.
Представленный стороной ответчика акт общего осмотра здания от 05 февраля 2019 года, в котором отражены состояние общего имущества МКД, не является актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, носит односторонний характер.
В связи с изложенным судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов о некачественном и не в полном объеме оказании ООО "Управляющая компания Содружество" услуг ЖКХ в качестве управляющей организации многоквартирным домом N по "адрес" в г. Новороссийске преждевременными и не подтвержденными достаточными доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанции, сославшись на то, что расчет задолженности произведен ответчиком верно, не учли, что данный расчет составлен Федотовой Е.Н. только в отношении работ и услуг выполненных ООО "УК "Содружества" с исключением позиций, которые по мнению истца не подтверждены, тогда как в расчет задолженности представленный истцом помимо платы за содержание и ремонт нежилого помещения, входила плата за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию на содержание общего имущества и за текущий ремонт.
По смыслу части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пеню, размер которой установлен законом и не может быть увеличен.
Исходя из разъяснений, изложенных в п.39 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" пеня, установленная частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Суд первой инстанции отказывая в иске о взыскании с ответчика пени, решение в этой части не мотивировал.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 198 данного Кодекса установлено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемые судебные постановления названным нормам гражданского процессуального законодательства не соответствуют.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20 декабря 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 июля 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20 декабря 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 июля 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Миллер
Судьи Е.Е. Каминская
В.М. Думушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.