Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В. и Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота", Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными изменений трудового договора, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 5 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации (далее также- Центр дошкольного образования) о признании незаконными изменений трудового договора.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ N истица принята на должность воспитателя в детский сад N, являющийся структурным подразделением Центра дошкольного образования, находящийся в городе Феодосии Республики Крым. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 переведена на должность педагога-психолога.
В соответствии с абзацем 5 пункта 5.9 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного между ФИО1 и Центром дошкольного образования, работодатель обязался предоставлять истице ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня. В соответствии с приложением N к коллективному договору от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный N от ДД.ММ.ГГГГ), срок действия которого заканчивается ДД.ММ.ГГГГ, истице полагается отпуск аналогичной продолжительности. ДД.ММ.ГГГГ начальником Центра дошкольного образования издан приказ N в соответствии с которым с ДД.ММ.ГГГГ продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогическим работникам детских садов Центра дошкольного образования уменьшается до 28 календарных дней. Основанием издания данного приказа явилось письмо начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, генерал - полковника ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором указывается на зависимость продолжительности отпуска педагогических работников от факта наличия или отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности у организации - работодателя. Согласно положениям Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" до 1 сентября 2019 года Центр дошкольного образования считался имеющим лицензию на образовательную деятельность, а по истечении указанного времени Центр дошкольного образования Черноморского флота не совершил действий, необходимых для получения указанной лицензии.
Кроме того, отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не является основанием для не предоставления удлиненного отпуска лицам, которые являются педагогическими работниками, в силу закона, а также, поскольку организационная структура учреждения и технологические условия труда не изменились.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просила суд признать незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования от ДД.ММ.ГГГГ N, признать недействительным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ N к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ N.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота".
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 5 августа 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 октября 2020 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит отменить указанные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение или принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать. Заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что, в силу нормативных положений закона, право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с дошкольными образовательными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, соответственно, выводы судов о том, что такое право не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, не основаны на законе. Кроме того, требование о признании дополнительного соглашения недействительным не имеет материально - правового обоснования, поскольку нормами трудового законодательства возможность признания трудового договора (как в целом, так и в части) недействительным не предусмотрена в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От истицы поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия. Представители ответчиков о причинах своей неявки не сообщили, отложить судебное разбирательство не просили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Центра дошкольного и среднего образования Черноморского флота Российской Федерации ФИО8 и ФИО1 был заключен трудовой договор N, в соответствии с которым истица принята на работу педагогом-психологом детского сада N, расположенного по адресу: "адрес"; дата начала работы - ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с данным трудовым договором истице установлена 36- часовая рабочая неделя, с двумя выходными днями, продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска- 42 календарных дня.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ N к договору от ДД.ММ.ГГГГ N установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска- 28 календарных дней.
Приказом начальника Центра дошкольного образования от ДД.ММ.ГГГГ N постановлено: установить с ДД.ММ.ГГГГ продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогическим работникам детских садов Центра дошкольного образования 28 календарных дней; заключить с лицами, в отношении которых вынесен приказ, дополнительные соглашения.
Основаниями для издания данного приказа указаны Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и письмо начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
В письме начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N указано, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966, включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ. Отсутствие лицензии не позволяет детскому саду иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детский сад имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общего соблюдения ими личной гигиены и режима дня). Действие постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года N 466 на работников детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота не распространяется.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ N к договору от ДД.ММ.ГГГГ N в пункт 5.9 указанного трудового договора внесены изменения. Согласно новой редакции работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 9, 11, 61, 67, 74, 115, 334 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", и исходил из того, что ФИО1, как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после указанной даты осуществляла педагогическую деятельность в дошкольной образовательной организации, имела 40-часовую рабочую неделю, получала стимулирующую надбавку за выслугу лет как педагогический работник.
Суд указал, что в соответствии с требованиями статьи 334 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", номенклатуры должностей педагогических работников организаций осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 678, в которую включена должность педагога-психолога, истица имеет право на удлиненный отпуск, продолжительностью 42 календарных дня, и, что отсутствие после ДД.ММ.ГГГГ у детского сада N Центра дошкольного образования лицензии на осуществление дошкольной образовательной деятельности не может ухудшать положение работника по сравнению с тем, которое существовало ранее, до внесения соответствующих изменений в законодательство.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами, по следующим основаниям.
Частями первой и второй статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу частей первой и второй статьи 115 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно статье 334 Трудового кодекса Российской Федерации педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска предусмотрены для замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей согласно Приложению.
Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций". В названную номенклатуру должностей включены должности воспитателя и педагога-психолога.
Согласно пункту 1 раздела I "Дошкольные образовательные организации" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей составляет 42 дня.
Как следует из положения о Центре дошкольного и среднего образования Черноморского флота, центр является организацией Черноморского флота, содержащейся на самостоятельном штате, и находится в непосредственном подчинении командующего Черноморским флотом и предназначен для обеспечения функционирования средней общеобразовательной школы N и детских садов Черноморского флота; обеспечения непрерывного действия учебно-воспитательного процесса и др, в том числе обеспечения комплекса мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечения соблюдения ими личной гигиены и режима дня во время присмотра и ухода за ними в детских садах Черноморского флота.
Согласно указанному положению в структуру центра дошкольного и среднего образования Черноморского флота входят детские сады и средняя общеобразовательная школа.
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Согласно статье 91 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией (часть 6 статьи 31 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
До вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, работа детских садов и средних общеобразовательных школ, находящихся в ведении Черноморского флота Российской Федерации, и расположенных в Автономной Республике Крым, регламентировалась законодательством Украины и не предполагала лицензирование. После 18 марта 2014 года пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" позволил осуществлять образовательную деятельность организациям до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, но не позднее чем, до 1 сентября 2019 года.
В силу приведенных выше нормативных положений право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Однако, судами, при рассмотрении настоящего дела, вышеуказанные нормы права не были приняты во внимание.
При таких обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными и обоснованными. Допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 октября 2020 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 октября 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.