Дело N 88-10354/2021
N дела суда 1-й инстанции 2-1273/2020
г. Краснодар 15 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никольской О.Л, судей Ивановой О.Н, Харитонова А.С.
с участием прокурора Стрелковского С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности заместителя прокурора г. Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе представителя администрации г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 17 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Никольской О.Л, выслушав объяснения прокурора, полагавшего, подлежащими оставлению без изменения обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия
установила:
исполняющий обязанности заместителя прокурора г. Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки, соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части ненадлежащего содержания дорожного полотна совместно с сотрудниками отделения ГИБДД УМВД России по городу Керчи, установлено, что целостность всего дорожного покрытия по переулку Майскому в г. Керчи, а именно участок дороги от д.35/2 по ул. Ульяновых до д.11 по пер. Юннатов, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, имеются многочисленные дефекты, выбоины и разрушения дорожного покрытия. Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и принадлежащего им имущества.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 17 августа 2020 года исковое заявление и. о. заместителя прокурора г. Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворено.
Суд обязал администрацию г. Керчи Республики Крым, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Республики Крым в течение двух месяцев, с момента вступления в силу решения суда, привести автомобильную дорогу общего пользования местного значения по переулку Майскому в г. Керчи, а именно: участок дороги от дома 35/2 по ул. Ульяновых до дома 11 по пер. Юннатов, в соответствие с п. п. 3.1, 5.1 требований государственного стандарта Российской Федерации" ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы Контроля", утвержденным приказом Росстандарта России от 26.09.2017 N 1245-ст.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 ноября 2020 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 17 августа 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация г. Керчи Республики Крым просит отменить судебные акты, направить бело на новое рассмотрение в соответствующий суд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение норм материального права.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Кроме того, на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции (4kas.sudrf.ru) заблаговременно размещена информация о дате и времени судебного заседания.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ насел", иных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию над нежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п.п. 1, 4 ст. 17 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Положениями ст. 13 данного Федерального закона установлено, что государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Постановлением Администрации г. Керчи от 21 августа 2019 г. N 183 8/1-п внесены изменения в постановление Администрации г. Керчи от 22 апреля 2016 г. N 888/1-п "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым", согласно которым право оперативного управления дороги общего пользования местного значения по пер. Майский протяженностью 0, 21 кв закреплено за Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Керчи Республики Крым.
Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Керчи Республики Крым предусмотрено, что данное Управление является структурным подразделением Администрации г. Керчи, осуществляет деятельность, направленную на реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печати, штампы, бланки со своим наименованием, приобретает имущественные и неимущественные права и обязанности, может выступать истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством Российской Федерации. К функциям Управления относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утв. приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 130, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения производится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией не реже одного раза в год.
При этом предусмотрены виды диагностики автомобильных дорог, в том числе первичная, периодичность проведения которой составляет один раз в 3-5 лет (пункт 5 Порядка).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки совместно с сотрудниками отделения ГИБДД УМВД России по г. Керчи, установлено, что целостность всего дорожного покрытия по переулку Майскому в г. Керчи, а именно: участок дороги от д.35/2 по ул. Ульяновых до д. 11 по пер. Юннатов, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, а также требованиям указанного национального стандарта Российской Федерации, имеются многочисленные дефекты, выбоины и разрушения дорожного покрытия, что подтверждается актом проверки и фототаблицей к нему.
16 апреля 2020 года органами ГИБДД УМВД России по г. Керчи в адрес УЖКХ администрации г. Керчи Республики Крым вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших реализации угрозы безопасности дорожного движения, однако должных мер к устранению нарушений УЖКХ администрации г. Керчи Республики Крым не принято, представление оставлено без удовлетворения. Выявленные нарушения составляют угрозу не только безопасности дорожного движения, но и жизни и здоровью неопределенного круга лиц и принадлежащему им имуществу.
Указанная автомобильная дорога имеет многочисленные дефекты, выбоины и разрушения дорожного покрытия.
Как следствие, использование такой автомобильной дороги несет угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
С учетом всех обстоятельств по делу, исследовав представленные сторонами доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции (и с ним согласился суд апелляционной инстанции) пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований и.о. заместителя прокурора г. Керчи, исходя из того, что ответственность за содержание улично-дорожной сети и состояние дорожного полотна в г. Керчи в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства возлагается на администрацию г.Керчи и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Керчи.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и их толковании.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами нижестоящих инстанций установлены фактические обстоятельства дела, выводы судов подробны и мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, всем представленным доказательствам дана мотивированная оценка в совокупности и в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные частью 3 статьи 390 ГПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах решение Керченского городского суда Республики Крым от 17 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 ноября 2020 года подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 17 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий О.Л. Никольская
Судьи О.Н. Иванова
А.С. Харитонов
Морская ул, д. 3, г. Краснодар, 350906
тел.: 8(861) 219-21-09; факс: 8(861) 992-78-68
e-mail: 4kas@sudrf.ru; https://4kas.sudrf.ru
ОКПО 32717350, ОГРН 1182375074562
ИНН/КПП 2308258969/230801001
15.04.2021г. N 88-10354/2021
На N__________от_____________
Администрации г. Керчи Республики Крым
ул. Кирова, д.17
г. Керчь
Республика Крым, 298300
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Республики Крым
ул. Кирова, 5
г. Керчь
Республика Крым, 298300
Прокуратура г. Керчи Республики Крым
ул. Советская, д.12
г. Керчь
Республика Крым, 298300
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции направляет для сведения копию определения от 15 апреля 2021 года, вынесенного по результатам рассмотрения кассационной жалобы.
Приложение: копия определения на 7 л.
Судья О.Л. Никольская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.