Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никляевой АВ к Государственному Учреждению - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2, поступившей с делом 10 марта 2021 г, на решение Советского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 30 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Никляева А.В. обратилась с иском к Государственному Учреждению - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 (далее Центр ПФР N 2) об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации.
Никляева А.В. просила признать незаконным решение Центра ПФР N N от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность по включению в специальный стаж периода работы в должности медсестры по массажу ММУ "Центр реабилитации "адрес"" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 8 месяцев 8 дней); периодов нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней); на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 18 дней); дополнительных выходных дней по постановлению губернатора "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (5 дней).
Решением Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Никляевой А.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 декабря г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить оспариваемые судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований Никляевой А.В. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом при разрешении настоящего дела не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Никляева А.В. обратилась в Центр ПФР N2 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", приложив к заявлению все необходимые документы.
Решением Центра ПФР N2 от 29 июля 2020 г. N195713/20 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием 30 лет стажа работы в должностях, утверждённых списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Данным решением в специальный стаж не были включены периоды работ истца:
в должности медсестры по массажу ММУ "Центр реабилитации "адрес"" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- (всего 01 год 08 месяцев 08 дней).
- период нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - (всего 00 лет 00 месяцев 28 дней).
периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - (всего 00 лет 04 месяца 18 дней).
дополнительные выходные дни по Постановлению Губернатора Волгоградской области - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - (всего 00 лет 00 месяцев 05 дней).
Решением Управления N истцу в специальный стаж включено 23 года 11 месяцев 2 дня.
Удовлетворяя исковые требования Никляевой А.В. в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы в должности медсестры по массажу ММУ "Центр реабилитации "адрес"" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 8 месяцев 8 дней), суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что истец непрерывно работала в одном и том же государственном медицинском учреждении, изменявшем лишь наименование и организационно-правовую форму, в одной и той же должности без изменения характера должностных обязанностей.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периодов нахождения в учебном отпуске, на курсах повышения квалификации и дополнительные выходные дни по Постановлению Губернатора Волгоградской области, суды исходили из того, что во время нахождения истца в учебном отпуске, на курсах повышения квалификации и дополнительные выходные дни она работала в должностях и в учреждениях, дающих право на досрочную страховую пенсию. В указанные периоды Никляевой А.В. выплачивалась заработная плата, производились перечисления страховых взносов, что в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ является основанием для включения указанных периодов в страховой стаж.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (далее ? Федеральный закон N 400-ФЗ) имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Закона от 28 декабря 2013 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список от 29 октября 2002 г. N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила от 29 октября 2002 г. N781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (Список от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Правила от 22 сентября 1999 г. N 1066), - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвёртого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (Список от 6 сентября 1991 г. N464).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической и лечебной деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Поскольку Списком от 6 сентября 1999 г. N 464 конкретно не приведён перечень должностей, то при исчислении до 1 ноября 1999 г. специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, вступившим в силу с 26 ноября 1999 г. (Номенклатура от 15 октября 1999 г. N 377).
При отнесении учреждений к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения за период работы до 1 ноября 1999 г, используется Номенклатура учреждений здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N395 (с изменениями и дополнениями, внесёнными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. N 73), вступившим в действие с 3 декабря 1999 г. (Номенклатура от 3 ноября 1999 г. N 395).
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В соответствии с пунктом 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 43 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, все периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 2 указанных Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 порядка предусмотрено, что в случае, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, характер работы до регистрации работника в системе пенсионного страхования подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке в виде справок, уточняющих льготный характер работы, а после регистрации в системе пенсионного страхования - на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
При отсутствии сведений о льготном характере в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец вправе представить иные письменный доказательства в порядке ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по иску Никляевой А.В. положения приведенных нормативно-правовых актов, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, учли в полном объеме, применили к спорным отношениям закон, подлежащий применению и обоснованно удовлетворили исковые требования Никляевой А.В.
Судами установлено, что истец оспаривала решение пенсионного фонда об отказе во включении в специальный стаж периода работы в должности медсестры по массажу ММУ "Центр реабилитации "адрес"" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 8 месяцев 8 дней), который по мнению ответчика не подлежит включению в специальный стаж, со ссылкой на то, что учреждение не поименовано Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Проверяя обоснованность заявленных требований, судом установлено, что в соответствии с записью в трудовой книжке N от ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на должность медсестры врачебного контроля во врачебно-физкультурный диспансер (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно записи N от ДД.ММ.ГГГГ, была переведена на должность медсестры по массажу (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) Согласно записи N от ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность медсестры врачебного контроля (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с записью N от ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медсестры по массажу (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ), в которой осуществляет трудовую деятельность по настоящее время.
В 1994 г. врачебно-физкультурный диспансер был переименован в ММУ "Центр реабилитации "адрес"", а ДД.ММ.ГГГГ в ММУ "Врачебно-физкультурный диспансер "адрес"".
На основании постановлений администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, ММУ "Врачебно-физкультурный диспансер "адрес"" переименован в МУЗ "Врачебно-физкультурный диспансер N" и в последующем в ГУЗ " "адрес" врачебно-физкультурный диспансер N".
ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ " "адрес" врачебно-физкультурный диспансер N" был реорганизован в ГБУЗ " "адрес" врачебно-физкультурный диспансер N", переименованный ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ " "адрес" клинический центр медицинской реабилитации".
Таким образом, истец непрерывно работала в одном и том же государственном медицинском учреждении, изменявшем лишь наименование и организационно-правовую форму, в одной и той же должности без изменения характера должностных обязанностей.
Основанием для отказа во включении в специальный стаж истца оспариваемого периода работы послужил тот факт, что учреждение не поименовано Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N в соответствии с буквальным толкованием поименованных в нем медицинских учреждений.
В соответствии с последовательным применением Списков должностей, подлежащих включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, ответчиком в бесспорном порядке были включены в специальный стаж истца по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ периоды работы в той же должности до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N, а также после ДД.ММ.ГГГГ согласно Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Принимая во внимание непрерывный характер работы истца в одной и той же должности в государственном медицинском учреждении здравоохранения, изменявшим лишь свое наименование и организационно-правовую форму, учитывая, что предшествующие спорному периоду и следующие за ним периоды работы были включены ответчиком в специальный стаж, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период работы истца в должности медсестры по массажу ММУ "Центр реабилитации "адрес"" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 8 месяцев 8 дней), также подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Проверяя обоснованность требований истца о включении в специальный стаж периодов нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней); на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 18 дней); дополнительных выходных дней по постановлению губернатора "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (5 дней), суды правильно указали, что в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника в учебные отпуска и на повышение квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии со статьей 54 ранее действовавших Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ N, а также приказа Минздрава Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке получения квалификационных категорий" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным и осуществляется с целью выявления соответствия профессиональных знаний и их профессиональных навыков работника занимаемой им должности.
Периоды нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, а также дополнительные выходные дни являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Принимая во внимание, что истец направлялась в учебные отпуска, на курсы повышения квалификации с целью повышения профессиональных навыков, а также в рамках исполнения должностных обязанностей с сохранением заработной платы и рабочего места, с предоставлением дополнительных выходных дней, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о включении данных периодов в специальный стаж.
Включение таких периодов в страховой стаж не противоречит пунктам 4, 5 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516.
Кроме того, периоды работы, имевшие место во время нахождения истца в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации и дополнительных выходных днях, были включены ответчиком в бесспорном порядке в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Следовательно, по общему правилу оспариваемые периоды нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации и дополнительные выходные дни, связанные с отвлечением от основной работы, но в рамках трудовых отношений, также подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по аналогичному принципу.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем, довод кассационной жалобы, что выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Никляевой А.В. в период работы с 1 ноября 1999 г. по 8 июля 2001 г. не содержит кода особых условий не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку судами установлено, что после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования 25 декабря 1997 г. Никляева А.В. продолжала осуществлять медицинскую деятельность в одном и том же государственном медицинском учреждении здравоохранения, характер работы истца в указанный период времени не менялся.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 30 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.