Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Бетрозовой Н.В, Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайбуллаевой ЭД к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в трудовой стаж, возложении обязанности назначить пенсию, по кассационной жалобе Хайбуллаевой ЭД, поступившей с делом 15 марта 2021 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Хайбуллаеву Э.Д. и ее представителя на основании устного ходатайства Журавлеву Т.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Хайбуллаева Э.Д. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым (далее ГУ УПФ РФ в г. Симферополе), в котором просила признать решение ГУ УПФ РФ в г. Симферополе об отказе в принятии расчетов по начислению заработной платы для расчета размера пенсии по старости Хайбуллаевой Э.Д. - незаконным, обязать ответчика произвести Хайбуллаевой Э.Д. перерасчет пенсии с учетом поданных справок о начислении заработной платы, стажевого коэффициента за периоды работы в "Центре крымскотатарской национальной кухни "НЕШЭЛИ" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ а также работы в Узбекистане с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 1989 г, со дня установления - с ДД.ММ.ГГГГ
Исковые требования мотивированы тем, что она; является получателем свой пенсии по старости с 20 декабря 2019 г... При назначении пенсии иным органом в подсчет страхового стажа были учтены все периоды трудовой деятельности, в том числе с 1 мая 1996 г. по 28 февраля 2006 г. в "Центре крымскотатарской национальной кухни "НЕШЭЛИ" и с 8 октября 1985 г. по 4 мая 1992 г. в Чирчикском городском торге Министерства торговли Узбекистана, которое впоследствии было несколько раз преобразовано.
Между тем, пенсионным органом при расчете пенсии не были приняты во внимание данные о заработной плате за указанные периоды, поскольку в справках были допущены ошибки. Так, в справке "Центра крымскотатарской национальной кухни "НЕШЭЛИ" допущена ошибка в указании заработной платы в должности директора за октябрь 1998 года, где вместо суммы 750, 00 гривен, указано 7500, 00 гривен. В справке о заработной плате в период работы в Узбекистане с 8 октября 1985 г. по декабрь 1989 г, допущена ошибка в подсчете суммы заработной платы за 1985 год, которая уменьшена на 36 копеек и итоговая сумма, в связи с данной технической ошибкой, подсчитана неверно.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 августа 2020 г. исковые требования Хайбуллаевой Э.Д. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2020 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований Хайбуллаевой Э.Д. отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2020 г, оставить в силе решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 августа 2020 г. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, установленным по делу обстоятельствам, указывает, из ее заработной платы во все оспариваемые периоды проводились обязательные перечисления в пенсионный фонд, для подтверждения расчетов заработной платы истца за период 1985-1989 года Хайбуллаевой Э.Д. был направлен запрос в Узбекистан. Копия ответа с приложением справки N175 о подтверждении размера заработной платы была получена Хайбуллаевой Э.Д. посредством Почты России только 29 декабря 2020 г, в связи с чем истец не имела возможность представить ее в судебное заседание суда апелляционной инстанции. Карточки лицевых счетов, представленные истцом в суд первой инстанции, были оформлены в соответствии с законодательством Украины и из них можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Симферополе, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился и не сообщил о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено, что истец является получателем страховой пенсии по старости с 20 декабря 2019 г. в соответствии со статьей 8 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Периоды трудовой деятельности пенсионным органом истцу учтены полностью по 31 декабря 2019 г, неучтенных периодов нет. Размер пенсии истцу установлен исходя из имеющихся в пенсионном деле документов.
При обращении к ответчику с заявлением о назначении пенсии, истцом представлены, в том числе, справка от 28 февраля 2006 г. о начислении заработной платы за период работы в "Центре крымскотатарской национальной кухни "НЕШЭЛИ" с 1 мая 1996 г. по 28 февраля 2006 г. и справка о заработной плате за период работы в Узбекистане с 8 октября 1985 г. по декабрь 1989 г. (л.д. 109, 120).
Пенсионным органом при исчислении размера пенсии указанные справки не приняты, поскольку при проведении проверки сведений, содержащихся в справках, установлено, что сумма заработка, указанная в справке от 28 февраля 2006 г. о начислении заработной платы за период работы в "Центре крымскотатарской национальной кухни "НЕШЭЛИ" за октябрь 1998 г. указана 7500 гривен, что значительно разнится с суммой заработка по другим месяцам. Провести проверку достоверности указанных сведений пенсионному органу не представилось возможным, в силу того, что указанное предприятие не зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов, местонахождение архивов неизвестно. В справке N25 от 5 февраля 2020 г. о заработной плате за период работы в Узбекистане с октября 1985 года по декабрь 1989 года, выданной частным предприятием "Султонбекни максади", неверно указана итоговая сумма заработка.
Поскольку в представленных справках имеются вышеуказанные неточности, пенсионным органом данные справки при назначении пенсии не приняты.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что справки о заработной плате, с учетом которых истец просит произвести перерасчет размера ее пенсии, подписаны уполномоченным лицом, заверены печатью, следовательно, отвечают предъявляемым к ним требованиям, в связи с чем, отказ пенсионного органа учесть спорные справки и произвести перерасчет размера пенсии, является необоснованным.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального икона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с новым Федеральным законом продолжают применяться нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), в части, ему не противоречащей.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, который действует с 1 января 2015 г.
Пунктом 6 названного Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
До 1 января 2015 г. действовал Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановления Минтруда РФ N 16, Пенсионного Фонда РФ N 19па от 27 февраля 2002 г.
Из положений пункта 13 указанного Перечня следует, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
В соответствии с Указанием Минсоцзащиты РФ от 20 августа 1992 г. N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии", справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах, в которых выплачивалась сумма заработка. Предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 22 данных Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них съедений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Хайбуллаевой Э.Д, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в представленных истцом справках имеются неточности, следовательно, указанные справки пенсионным органом не приняты обоснованно.
При этом суд апелляционной инстанции не принял представленные истцом в материалы дела копии лицевых счетов, так как вопреки требованиям действующего законодательства, они не были выданы архивной организацией. Кроме того, вопрос о возможности принятия указанных лицевых счетов пенсионным органом не рассматривался.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными.
Ссылка заявителя на справку ЧП "Султонбекни максади" N175 от 4 декабря 2020 г. судебной коллегией отклоняется, поскольку по правилам статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации новые доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Хайбуллаевой ЭД - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.