Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Цыбенова Бато Цыренжаповича на вступившие в законную силу решение судьи Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 13 ноября 2020г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 24 декабря 2020г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия (далее также Министерство) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия от 1 октября 2020г. Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2020г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 24 декабря 2020г, постановление должностного лица от 1 октября 2020г. отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо Цыбенов Б.Ц, вынесший постановление по делу об административном правонарушении, просит об отмене указанных судебных решений и направлении настоящего дела на новое рассмотрение.
Министерство, уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом Цыбеновым Б.Ц. жалобы на указанные выше судебные акты, в установленный срок возражения на него не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 1 ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что Министерство в установленный судебным приставом-исполнителем Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия срок в течение 30 дней с момента получения соответствующего требования, врученного Министерству (должнику по исполнительному производству) 13 августа 2020г, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе (исполнительный лист "данные изъяты".) требования неимущественного характера, а именно: не предоставило С, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту его проживания в г.Улан-Удэ, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения начальником Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия постановления от 1 октября 2020г. о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Судья районного суда, разрешая дело по существу, пришел к выводу об отсутствии в действиях Министерства состава вмененного правонарушения, в связи с чем принял решение об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, указав, что на момент исполнения решения Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 17 марта 2020г. у Министерства отсутствовал сформированный специализированный жилищный фонд и не имелось достаточного финансирования.
Судья Верховного Суда Республики Бурятия счел выводы судьи нижестоящей судебной инстанции обоснованными, признав наличие объективных препятствий в своевременном исполнении должником требований исполнительного документа (исполнительный лист "данные изъяты").
Между тем выводы судебных инстанций вызывают сомнения в связи со следующим.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из положений ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование выводов об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава вмененного правонарушения судебные инстанции сослались на то, что 18 декабря 2019 г. между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия в лице Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия заключено соглашение N 073-09-2020-467 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем в период с 27 декабря 2019 г. по 1 октября 2020 г. лицом, привлеченным к административной ответственности, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и КГУ РБ "Управление капитального строительства Республики Бурятия" были направлены письма о потребности в благоустроенных жилых помещениях специализированного фонда.
Однако судебными инстанциями не принято во внимание, что недостаточное финансирование не является безусловным основанием, исключающим в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ административную ответственность Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия за совершение вмененного административного правонарушения.
Следует отметить, что надлежащая оценка доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что неисполнение требований исполнительного документа было вызвано отсутствием специализированного жилищного фонда и соответствующего финансирования, в обжалуемых судебных актах не приведена; заявленные доводы лица, привлеченного к административной ответственности, об отсутствии возможности исполнить требования исполнительного документа судом фактически не проверены; какие-либо объективные доказательства, которые могли бы бесспорно подтвердить доводы Министерства, судом не исследовались и к материалам дела не приобщены; выводы судебных инстанций об отсутствии вины Министерства в совершении вмененного правонарушения должным образом не мотивированы, положения ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ не учитывают.
Ссылаясь на письма, направленные Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и КГУ РБ "Управление капитального строительства Республики Бурятия" в период с 27 декабря 2019 г. по 1 октября 2020 г. о предоставлении благоустроенных жилых помещений, и на соглашение от 18 декабря 2019 г. N 073-09-2020-467 о предоставлении из федерального бюджета в 2020-2022 годах бюджету Республики Бурятия субсидии на приобретение жилья, судебные инстанции не выяснили, являлись ли вышеуказанные меры своевременными, исчерпывающими и достаточными для реального исполнения судебного решения от 17 марта 2020г.; судами также не установлено, имелись ли у Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия объективные препятствия для принятия своевременных мер к формированию специализированного жилищного фонда и своевременному внесению предложений о выделении средств на осуществление соответствующих полномочий по предоставлению благоустроенных жилых помещений.
Доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для применения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в материалах дела отсутствуют.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех юридически значимых обстоятельств по данному делу об административном правонарушении судьей районного суда не соблюдены, всесторонне и полно имеющиеся доказательства не исследованы.
Допущенные судьей районного суда нарушения не устранены судьей Верховного Суда Республики Бурятия, что привело к несоблюдению порядка рассмотрения дела, предусмотренного ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ.
Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, носят фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 13 ноября 2020г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 24 декабря 2020г. нельзя признать законными и обоснованными, данные судебные акты подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ Республики Бурятия.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Цыбенова Б.Ц. удовлетворить.
Решение судьи Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 13 ноября 2020г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 24 декабря 2020г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ Республики Бурятия.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.