Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации рабочего поселка Кольцово, поданную через суд первой инстанции 11 января 2021 г, на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 10 февраля 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2020 г, по административному делу N 2а-88/2020 по административному исковому заявлению прокурора Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации рабочего поселка Кольцово Новосибирского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Новосибирского района Новосибирской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации рабочего поселка Кольцово Новосибирского района Новосибирской области, в котором просил:
Признать незаконным бездействие администрации р.п. Кольцово, выразившееся в непринятии мер по организации дорожного движения на автомобильных дорогах, проходящих по улицам "адрес";
Обязать администрацию р.п. Кольцово разработать проекты организации дорожного движения на автомобильных дорогах, проходящих по улицам "адрес";
Обязать администрацию р.п. Кольцово привести автомобильные дороги местного значения, проходящие по улицам "адрес" в соответствие с п. 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2017, а именно оборудовать тротуарами;
Обязать администрацию р.п. Кольцово привести автомобильные дороги местного значения, проходящие по улицам "адрес" в соответствие с п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, а именно оборудовать дорожными знаками;
Обязать администрацию р.п. Кольцово привести автомобильные дороги местного значения, проходящие по улицам Рябиновая (на "адрес" в соответствие с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2017, а именно, оборудовать электрическим освещением;
Признать незаконным бездействие администрации р.п. Кольцово Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения микрорайонов "адрес";
Обязать администрацию р.п. Кольцово организовать водоснабжение микрорайона "адрес";
Установить для административного ответчика срок для добровольного исполнения требований в течение 24 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области проведена проверка по обращениям жителей микрорайона "адрес" по вопросу строительства автомобильной дороги и об отсутствии водоснабжения на территории микрорайона "адрес". По результатам проверки установлено, что содержание дорог в микрорайонах "адрес" осуществляется ненадлежащим образом. Улицы "адрес" можно отнести к автомобильным дорогам местного значения. К основным проездам относятся улицы "адрес". К второстепенным проездам относятся улицы "адрес". На всех вышеуказанных улицах твердый тип покрытия (щебень) без повреждений, отсутствуют дорожные знаки, тротуары, что не соответствует требованиям п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2017. Улица "адрес" на участке от "адрес" не имеют стационарного электрического освещения, что не соответствует требованиям п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. В связи с бездействием органа местного самоуправления муниципального образования "адрес", выразившимся в непринятии мер по организации дорожного движения не вышеуказанных автомобильных дорогах, нарушаются права граждан на безопасные условия дорожного движения. Не оборудование тротуарами и пешеходными дорожками дорог ведет к тому, что жители вынуждены передвигаться по стихийно проложенным дорожкам и проезжей части улицы. Таким образом, администрацией "адрес" ненадлежащим образом исполняется обязанность по содержанию указанных автомобильных дорог. Кроме того, по результатам прокурорской проверки установлено, что централизованное водоснабжение на территории указанных микрорайонов планируется осуществлять от центрального водопровода. Строительство сетей наружного водоснабжения осуществляет ООО УК "Дом в Кольцово" в рамках выданных "данные изъяты"" технических условий.
Собственником построенных участков сетей водоснабжения, согласно выпискам из ЕГРН, является ООО УК "Дом в Кольцово". В нарушение требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, администрацией р.п. Кольцово вопросы местного значения переданы по доверенности НП ВН "Дом в Кольцово". Указанное привело к необходимости привлечения для строительства сетей водоснабжения сторонней организации ООО "УК "Дом в Кольцово". Органом местного самоуправления муниципального образования, в котором расположены земельные участки, не осуществлены действия по организации инженерной инфраструктуры, чем созданы препятствия для подключения жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности. ООО УК "Дом в Кольцово" взимает плату с жителей указанных микрорайонов за подключение к собственным системам водоснабжения с целью возмещения затрат на строительство сетей водоснабжения. Жители при этом лишены права получения питьевой воды. До настоящего времени администрацией р.п. Кольцово мер по организации водоснабжения указанных микрорайонов не принято, водоснабжение не организовано, подвоз воды не осуществляется. Земельные участки в указанных микрорайонах р.п. Кольцово не обеспечены водоснабжением, что не позволяет собственникам закончить строительство жилых домов и реализовать свои жилищные права.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 10 февраля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2020 г, административные исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
Обязать администрацию р.п. Кольцово в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проекты организации дорожного движения на автомобильных дорогах, проходящих по улицам "адрес"
Обязать администрацию р.п. Кольцово в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильные дороги местного значения, проходящие по улицам "адрес" в соответствие с п. 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007, а именно оборудовать тротуарами;
Обязать администрацию р.п. Кольцово в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильные дороги местного значения, проходящие по улицам "адрес" в соответствие с п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, а именно оборудовать дорожными знаками;
Обязать администрацию р.п. Кольцово в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильные дороги местного значения, проходящие по улицам "адрес" в соответствие с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, а именно, оборудовать электрическим освещением;
Обязать администрацию р.п. Кольцово в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение микрорайона "адрес";
В удовлетворении административного иска в части признания незаконным бездействия администрации р.п. Кольцово, выразившегося в непринятии мер по организации дорожного движения на автомобильных дорогах, проходящих по улицам Рябиновая "адрес", в непринятии мер по организации водоснабжения микрорайонов "адрес", - отказать.
В кассационной жалобе администрация рабочего поселка Кольцово ставит вопрос об отмене судебных актов, просит направить дело на новое рассмотрение.
На кассационную жалобу Прокуратурой Новосибирской области представлены возражения.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
Частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы административного дела, проверив законность судебных актов, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Законом Новосибирской области от 2 июня 2004 года N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области" рабочий поселок Кольцово наделен статусом городского округа.
В силу пунктов 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции исходил из того, что бездействия администрации р.п. Кольцово в части непринятия мер по организации дорожного движения на автомобильных дорогах, указанных в административном исковом заявлении, не установлено, поскольку решением Совета депутатов р.п. Кольцово от 18 декабря 2019 г..N 75, которым утверждена программа комплексного развития транспортной инфраструктуры рабочего поселка Кольцово до 2034 года, и постановлением администрации р.п. Кольцово от 31 декабря 2019 г..N 1455 "О комплексной схеме организации дорожного движения на территории рабочего поселка Кольцово до 2034 года" предусмотрен перечень мероприятий и развитию улично-дорожной сети рабочего поселка Кольцово, включающий в себя проектирование, строительство, реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры, а также сроки их реализации. Вместе с тем администрацией р.п. Кольцово не принимаются меры к устранению выявленных прокуратурой нарушений по отсутствию на дорогах стационарного электрического освещения, тротуаров, дорожных знаков, что не позволяет в полной мере обеспечить безопасность дорожного движения на указанных автомобильных дорогах, в связи с чем на администрацию р.п. Кольцово следует возложить обязанность принять меры по организации дорожного движения и устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения. Администрацией р.п. Кольцово обеспечены условия для организации подачи воды в рамках заключения индивидуальных договоров с жителями микрорайонов "адрес" на технологическое присоединение к системе водоснабжения ООО УК "Дом в Кольцово", в связи с чем требование о признании незаконным бездействия административного ответчика в непринятии мер по организации водоснабжения микрорайонов "адрес" не подлежит удовлетворению.
Однако жители указанных микрорайонов, не подключившиеся к системе водоснабжения ООО УК "Дом в Кольцово", лишены права на получение питьевой и технической воды, поскольку подвоз питьевой воды не осуществляется, водозаборные колонки на территории микрорайона отсутствуют, в связи с чем требование прокурора о возложении на администрацию р.п. Кольцово обязанности организовать водоснабжение микрорайонов "адрес" подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
По смыслу положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, возможно при условии удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В то же время, как усматривается из судебных актов по настоящему административному делу, требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации р.п. Кольцово, выразившегося в непринятии мер по организации дорожного движения, водоснабжения, признаны несостоятельными и в их удовлетворении отказано.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Данный принцип выражается, в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Указанные требования судом учтены не были. Суд пришел к противоречивым выводам и не установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из положений части 9 статьи 7 Федерального закона 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, только в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения.
Статьей 18 указанного Федерального закона установлен порядок и условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения, порядок расчета платы за подключение (технологическое присоединение) исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение).
Установив, что жители микрорайонов "адрес", не подключившиеся к системе водоснабжения ООО УК "Дом в Кольцово", лишены права на получение питьевой и технической воды, суд не исследовал вопрос, какие дома и по каким причинам не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения: в связи с отсутствием волеизъявления самих собственников жилых домов и нереализацией ими права на подключение (технологическое присоединение) к системе централизованного водоснабжения, либо возможность подключения (технологического присоединения) к системе централизованного водоснабжения в соответствии с требованиями закона не обеспечена. Для установления указанных обстоятельств суд не предложил участвующим в деле лицам представить соответствующие доказательства.
Кроме того, установив, что администрацией р.п. Кольцово не принимаются меры к устранению выявленных прокуратурой нарушений по отсутствию на дорогах стационарного электрического освещения, тротуаров, дорожных знаков, в связи с чем не обеспечивается право граждан на безопасные условия дорожного движения, в то же время суд пришел к выводу о том, что бездействие администрации р.п. Кольцово по организации дорожного движения отсутствует.
Таким образом, поскольку при рассмотрении административного иска суд первой инстанции допустил существенные нарушения норм процессуального и материального права, которые повлияли на исход административного дела, суд апелляционной инстанции данные нарушения не устранил, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене принятых по делу судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 10 февраля 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 апреля 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.