Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе мэрии г. Кызыла, поданной через суд первой инстанции 1 февраля 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 21 января 2021 года по административному делу N 2а-4906/2020 по административному исковому заявлению прокурора г. Кызыла к мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении единой теплоснабжающей организации акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа "город Кызыл Республики Тыва" к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
прокурор г. Кызыла обратился в Кызылский городской суд Республики Тыва с административным исковым заявлением к мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении единой теплоснабжающей организации - акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа "город Кызыл Республики Тыва" к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки готовности объектов к отопительному периоду 2020-2021 годов установлено, что согласно схеме теплоснабжения городского округа город Кызыл Республики Тыва на период до 2040 года (актуализация на 2019 год) на территории г. Кызыла имеются три системы теплоснабжения, в которых определены единые теплоснабжающие организации (АО "Кызылская ТЭЦ", котельная УСК "Субедей", ФКП "Аэропорт").
Постановлением мэрии г. Кызыла от 8 июля 2020 года N 338 утверждён состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа г. Кызыла к отопительному зимнему периоду 2020-2021 годов, который включает представителей самой мэрии, службы Государственной жилищной инспекции и строительного надзора республики, Енисейского управления Ростехнадзора, а также ООО "Теплосеть плюс". В нарушение требований закона в состав комиссии не включено АО "Кызылская ТЭЦ", являющееся единой теплоснабжающей организацией, с которой заключены договоры теплоснабжения. В связи с тем, что результаты проверки готовности к отопительному периоду оформляются актами проверок, подписываемыми только членами комиссии с указанием замечаний в случае их наличия, проведение проверок без участия АО "Кызылская ТЭЦ" в качестве члена комиссии не позволит в полном объёме определить и принять меры к своевременному устранению нарушений, может повлечь некачественную подготовку к отопительному периоду и, как следствие, угрозу возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, срыв прохождения отопительного периода и нарушение прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 21 января 2021 года, требования административного истца удовлетворены, признано незаконным бездействие мэрии г. Кызыла, выразившееся в не включении единой теплоснабжающей организации - АО "Кызылская ТЭЦ" в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа "город Кызыл Республики Тыва" к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов; на мэрию г. Кызыла возложена обязанность включить в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа "город Кызыл Республики Тыва" к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов единую теплоснабжающую организацию - АО "Кызылская ТЭЦ".
В кассационной жалобе мэрия г. Кызыла ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 21 января 2021 года с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельства административного дела.
Заявитель, приводя доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на положения части 2 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", раздела 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года N 103, считает, что при создании органами местного самоуправления комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа к отопительному периоду федеральный законодатель лишь установилобязанность проведения проверки совместно с единой теплоснабжающей организацией, включение ее в состав комиссии не носит обязательного характера, в связи с чем АО "Кызылская ТЭЦ", не будучи членом комиссии, письмами от 15 июля 2020 года, от 28 июля 2020 года и от 24 августа 2020 года извещалось о необходимости участия его представителей в мероприятиях по проверке готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду, однако представители направлены не были. Суд апелляционной инстанции неправомерно не дал правовой оценки данным обстоятельствам.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Республики Тыва принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Учитывая, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 21 января 2021 года решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 октября 2020 года оставлено без изменения, проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта, несмотря на указание кассатора в жалобе на незаконность только судебного акта суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что результатами проведенной прокуратурой города Кызыла проверки соответствия федеральному законодательству правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлено, что постановление мэра г. Кызыла от 8 июля 2020 года N 338 "О создании комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа "город Кызыл Республики Тыва" к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов" противоречит федеральному законодательству, поскольку в состав данной комиссии не был включен представитель единой теплоснабжающей организации - АО "Кызылская ТЭЦ".
Заместителем прокурора г. Кызыла 13 августа 2020 года мэру г. Кызыла был внесен протест о приведении упомянутого нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством с указанием, что проведение проверок без участия АО "Кызылская ТЭЦ" в качестве члена комиссии не позволит в полном объеме определить и установить меры к своевременному устранению нарушений, может повлечь некачественную подготовку к отопительному периоду, и, как следствие, - угрозу возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, срыва прохождения отопительного периода, а также нарушения прав граждан - жителей г. Кызыла на благоприятные условия проживания.
Акт прокурорского реагирования оставлен мэрией города Кызыла без удовлетворения, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим административным иском в интересах неопределенного круга лиц.
Также судами при рассмотрении дела установлено, что согласно схеме теплоснабжения городского округа город Кызыл Республики Тыва на период дор 2040 года (актуализация на 2019 год) на территории города Кызыла имеются три системы теплоснабжения, в которых определены единые теплоснабжающие организации (теплоисточники: АО "Кызылская ТЭЦ", котельные УСК "Субедей", ФКП "Аэропорт").
Постановлением мэра г. Кызыла от 8 июля 2020 года N 338 "О создании комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа "город Кызыл Республики Тыва" к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов" утвержден состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа "город Кызыл Республики Тыва" к отопительному зимнему периоду 2020-2021 годов, который включает представителей мэрии, службы Государственной жилищной инспекции и строительного надзора республики, Енисейского управления Ростехнадзора, а также ООО "Теплосеть плюс".
Порядок проведения проверок готовности к отопительному периоду совместно с единой теплоснабжающей организацией - АО "Кызылская ТЭЦ" постановлением мэра г. Кызыла от 8 июля 2020 года N 338 не урегулирован.
Разрешая заявленные по существу требования и удовлетворяя их с возложением на мэрию города Кызыла обязанности включить в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа "город Кызыл Республики Тыва" к отопительному зимнему периоду 2020-2021 годов единую теплоснабжающую организацию - АО "Кызылская ТЭЦ", суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что проведение проверок готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа "город Кызыл Республики Тыва" к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов без участия АО "Кызылская ТЭЦ" в качестве члена комиссии приведет к невозможности осуществления в полной мере контроля за соответствием объектов теплопотребления требованиям законодательства, не позволит в полном объеме установить нарушения и определить меры к их устранению, может повлечь некачественную подготовку к отопительному периоду, угрозу возникновения аварий, чрезвычайных ситуаций, срыва отопительного периода, а также нарушения прав граждан - жителей города Кызыла на благоприятные условия проживания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что поскольку с 29 марта 2020 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 18 марта 2020 года N 57-ФЗ) вступили в силу изменения в часть 2 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", содержащей требование о проведении проверки готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, то представитель единой теплоснабжающей организации городского округа "город Кызыл Республики Тыва" должен быть включён в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа "город Кызыл Республики Тыва" к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов. Суд также указал, что целью таких проверок является выполнение требований, установленных главами III - V Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года N 103, результаты которых оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, в связи с чем невключение представителя единой теплоснабжающей организации - АО "Кызылская ТЭЦ" в состав комиссии повлечёт за собой невозможность подписания акта комиссии, внесения замечаний к требованиям по готовности проверяемых объектов на основании пункта 8 Правил.
Выводы судов являются правильными.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2020 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения.
Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях (пункты 1, 5 части 1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 4 части 1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ).
На основании частей 1-3 статьи 20 Федерального закона N 190-ФЗ проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
Согласно пункту 3 статьи 23.7 Федерального закона N 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация обязана реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и сроками, указанными в схеме теплоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 23.9 Федерального закона N 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация должна обеспечить соблюдение значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в зоне своей деятельности в соответствии с положениями настоящего Федерального закона и правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
С учетом приведенных норм закона, круга прав и обязанностей, предусмотренных федеральным законодателем для единой теплоснабжающей организации при оказании услуг в сфере теплоснабжения, установив, что согласно схеме теплоснабжения городского округа город Кызыл Республики Тыва на период дор 2040 года (актуализация на 2019 год) к единым теплоснабжающим организациям отнесено АО "Кызылская ТЭЦ", судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что проведение проверок готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа "город Кызыл Республики Тыва" к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов без участия АО "Кызылская ТЭЦ" в качестве члена комиссии приведет к невозможности осуществления в полной мере контроля за соответствием объектов теплопотребления требованиям законодательства, не позволит в полном объеме установить нарушения и определить меры к их устранению, может повлечь некачественную подготовку к отопительному периоду, угрозу возникновения аварий, чрезвычайных ситуаций, срыва отопительного периода, а также нарушения прав граждан - жителей города Кызыла на благоприятные условия проживания. Соответственно, является незаконным бездействие органа местного самоуправления по невключению АО "Кызылская ТЭЦ" в состав комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа "город Кызыл Республики Тыва" к зимнему отопительному периоду 2020-2021 годов".
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, не находит оснований к отмене либо изменению оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную в возражениях на административный иск и в апелляционной жалобе, все они были предметом изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалованном судебном постановлении.
Доводы кассационной жалобы о том, что нормативными правовыми актами на органы местного самоуправления не возложена обязанность по включению в состав комиссии представителей единой теплоснабжающей организации, обоснованные ссылкой на пункт 5 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года N 103, были предметом изучения и оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно были признаны несостоятельными, поскольку с 29 марта 2020 года, после внесения изменений в часть 2 статьи 20 Федерального закона N 190-ФЗ о теплоснабжении, положения абзаца 9 упомянутого выше пункта 5 Правил должны применяться с учетом вновь введенного правового регулирования, имеющего большую юридическую силу.
Вопреки позиции кассатора при установленных обстоятельствах не свидетельствует о соблюдении им требований закона к порядку формирования комиссии по проверке готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии городского округа "город Кызыл Республики Тыва" к зимнему отопительному периоду направление единой теплоснабжающей организации АО "Кызылская ТЭЦ" информационных писем об участии ее представителей в запланированных к проведению проверках готовности потребителей и теплоснабжающих организаций к отопительному периоду.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, фактически направлены на иную оценку доказательств. Вместе с тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке исследованных по делу доказательств и сделанных на их основе выводов.
При рассмотрении дела судами не допущено нарушений норм материального права и процессуального права, предусмотренных законом для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 21 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 апреля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.