Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В.
судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1769/2020, УИД 38RS0003-01-2020-001177-82 по исковому заявлению Хаминой Аделины Федоровны к областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Братску" о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить выплату, по кассационной жалобе Хаминой Аделины Федоровны на решение Братского городского суда Иркутской области от 31 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения Хаминой А.Ф. и её представителя по ходатайству Хамина С.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Падунского районного суда г. Братска, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хамина А.Ф. обратилась в суд с иском к ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Братску" (далее - ОГКУ "УСЗН по г. Братску") о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить выплату.
В обоснование исковых требований Хамина А.Ф. указала, что, обратившись 18 января 2020 г. к ответчику с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка, получила отказ по причине превышения доходов. Так, ответчик указал, что двухкратный размер величины прожиточного минимума трудоспособного населения для обратившихся в 2020 году составляет 24 650 руб, среднедушевой доход её семьи составляет 27 703, 35 руб, что превышает вышеуказанную величину. Вместе с тем, она не согласна с решением ответчика, поскольку для территории, на которой проживает она (г. Братск), величина прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2019 года установлена в размере 15 415 руб, размер прожиточного минимума для детей, проживающих в местности, приравненной к районам Крайнего Севера за II квартал 2019 года установлен в размере 15 802 руб. Таким образом, 2-кратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения составляет 30 830 руб, что больше среднедушевого дохода её семьи.
Хамина А.Ф. просила суд признать незаконным и отменить решение ОГКУ "УСЗН по г. Братску" от 21 января 2020 г. об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка; обязать ОГКУ "УСЗН по г. Братску" принять решение о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка в размере 15 802 руб. с 18 января 2020 г.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 31 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 ноября 2020 г, в удовлетворении исковых требований Хаминой А.Ф. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Хамина А.Ф. просит отменить решение Братского городского суда Иркутской области от 31 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 ноября 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы ОГКУ "УСЗН по г. Братску", Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что что Хамина А.Ф. и Хамин С.А. являются родителями Х, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Общий доход семьи Хаминых за период с января по декабрь 2019 года, составляет 997 320, 46 руб, среднедушевой доход - 27 703, 35 руб.
18 января 2020 года Хамина А.Ф. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка, предоставив все необходимые документы.
В соответствии с уведомлением ОГКУ "УСЗН по г. Братску" от 21 января 2020 г. Хаминой А.Ф. отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" по причине превышения доходов.
Полагая отказ в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка не законным, Хамина А.Ф. обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Хаминой А.Ф. требований, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в редакции от 1 апреля 2019 г.), Постановлением Правительства Иркутской области от 30 июля 2019 г. N 584-пп "Об установлении величины прожиточного минимума по Иркутской области за II квартал 2019 г.", пришёл к выводу, что среднедушевой доход семьи Хаминой А.Ф. превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Иркутской области за II квартал 2019 года, в связи с чем истец не относится к категории лиц, имеющих право на получение ежемесячной выплаты на ребёнка в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
При этом суд первой инстанции исходил из размера величины прожиточного минимума 12 325 руб, установленного Правительством Иркутской области за II квартал 2019 года для трудоспособного населения, в целом по Иркутской области.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", закон приведён в редакции, действовавшей на день обращения Хаминой А.Ф. с заявлением о назначении выплат).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка возникает в случае, если ребёнок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 г, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для её назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н утверждён Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребёнка и обращения за назначением указанных выплат, порядок обращения за назначением указанных выплат.
Согласно пункта 1 указанного Порядка, настоящий Порядок устанавливает правила осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка (далее - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка), а также обращения за назначением указанных выплат.
Согласно пункта 2 Порядка обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка или с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка (далее - заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка) имеют право женщины, родившие (усыновившие) ребёнка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае если ребёнок (родной, усыновленный) рождён начиная с 1 января 2018 г, является гражданином Российской Федерации, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4904; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 30, ст. 3739; 2012, N 50, ст. 6956) за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (далее - заявитель), лично либо через представителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 30 июля 2019 г. N 584-пп "Об установлении величины прожиточного минимума по Иркутской области за II квартал 2019 года" величина прожиточного минимума за II квартал 2019 года для трудоспособного населения в целом по Иркутской области составляет 12 325 руб. Таким образом, 2-квартная величина прожиточного минимума для трудоспособного населения Иркутской области составляет 24 650 руб.
Установив, что среднедушевой доход семьи составляет 27 703, 35 руб, что превышает 2-квартную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Иркутской области составляет (24 650 руб.), суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что Хамина А.Ф. не имеет права на получение ежемесячной выплаты на ребёнка в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Доводы кассационной жалобы о том, что среднедушевой доход семьи подлежал сравнению с величиной прожиточного минимума установленной для трудоспособного населения не в целом по Иркутской области, а с величиной прожиточного минимума, установленной по районам Крайнего Севера Иркутской области и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, являлся предметом оценки суда апелляционной инстанции, мотивы по которым суд апелляционной инстанции признал данные доводы несостоятельными изложены в тексте апелляционного определения, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда и апелляционного определения.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 31 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Хаминой Аделины Федоровны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи С.Б. Латушкина
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.