Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В.
судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1210/2020, УИД 38RS0030-01-2020-001725-14 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в интересах Непомнящих Виталия Михайловича, к Министерству финансов Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации об индексации сумм в возмещение вреда здоровью, взыскании задолженности, по кассационной жалобе Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 24 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Усть-Илимский межрайонный прокурор, действуя в интересах Непомнящих В.М, обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации об индексации сумм в возмещение вреда здоровью, взыскании задолженности.
В обоснование заявленных требований Усть-Илимский межрайонный прокурор, действуя в интересах Непомнящих В.М. указал, что Непомнящих ВМ. является инвалидом "данные изъяты" группы, с 1 июня 2017 г. получает выплаты в счёт возмещения вреда здоровью. Вступившим в законную силу решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 14 мая 2019 г. с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Непомнящих В.М. взыскана задолженность в возмещение вреда, причинённого здоровью за период с 1 апреля 2017 г. по 1 апреля 2019 г. Также на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность производить истцу ежемесячные выплаты в счёт возмещения вреда здоровью с учётом инфляции. Обратившись в Министерство финансов Российской Федерации с заявлением об индексации выплат, Непомнящих В.М. получил ответ о том, что для индексации ежемесячных платежей, ему необходимо обратиться в суд с исковым заявлением об изменении размера платежей.
Определением суда от 26 июня 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечён Фонд социального страхования Российской Федерации.
С учётом уточнения исковых требований, прокурор просил суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Непомнящих В.М. задолженность по ежемесячным платежам в счёт возмещения вреда здоровью в размере 3 236, 61 руб. за период с 1 апреля по 1 сентября 2019 г.; обязать Министерство финансов Российской Федерации произвести Непомнящих В.М. ежемесячные выплаты за счёт казны Российской Федерации в возмещение вреда здоровью с 1 сентября по 31 декабря 2019 г. в размере 11 586, 77 руб.; обязать Фонд социального страхования Российской Федерации производить Непомнящих В.М. ежемесячно выплаты в возмещение вреда здоровью с 1 января 2020 г. до изменения обстоятельств, влияющих на определение размера платежей или их продолжительность, в размере 11 586, 77 руб.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 24 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 ноября 2020 г, исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в интересах Непомнящих В.М, удовлетворены.
В пользу Непомнящих В.М. с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации взыскана задолженность по ежемесячным платежам в счёт возмещения вреда здоровью в размере 3 236, 61 руб. за период с 1 апреля 2019 г. по 1 сентября 2019 г.
На Министерство финансов Российской Федерации Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации возложена обязанность произвести Непомнящих В.М. ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью с 1 сентября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 11 586, 77 руб.
На Фонд социального страхования Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации возложена обязанность производить Непомнящих В.М. ежемесячно выплаты в возмещение вреда здоровью с 1 января 2020 г. в размере 11 586, 77 руб. до изменения обстоятельств, влияющих на определение размера платежей или их продолжительность.
В случае увеличения установленной законом величины прожиточного минимума на душу населения ежемесячная выплата в размере 11 586, 77 руб. подлежит индексации пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Фонд социального страхования Российской Федерации просит отменить решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 24 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 ноября 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Иркутской области принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 10 ноября 2005 г. Непомнящих В.М. является инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно.
Решением Усть-Илимского городского суда от 6 июля 2007 г. с ФГУ "Эдучанский лесхоз" в пользу Непомнящих В.М. в возмещение вреда, причинённого здоровью, взыскана сумма утраченного заработка единовременно за период с 1 ноября 2006 г. по 20 июня 2007 г. в размере 29 237 руб, ежемесячно, начиная с 1 июля 2007 г. бессрочно в размере 3 719, 50 руб. с последующей индексацией.
Решением Усть-Илимского городского суда от 3 июня 2009 г. размер сумм в возмещение вреда здоровью Непомнящих В.М. определен с учетом индексации в сумме 4 461, 89 руб, с учётом изменения организационно правовой формы должника взыскание произведено с ОГАУ "Эдучанский лесхоз".
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области деятельность ОГАУ "Эдучанский лесхоз" прекращена в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
При ликвидации ОГАУ "Эдучанский лесхоз" соответствующие платежи в установленном порядке не были капитализированы. Одновременно с этим, переход права требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей к Российской Федерации не осуществлялся. Согласие Непомнящих В.М. на переход права требования к Российской Федерации в сумме указанных платежей не истребовалось.
Вступившим в законную силу решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 17 июля 2017 г. на Министерство финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации возложена обязанность производить ежемесячные выплаты Непомнящих В.М. в счёт возмещения вреда здоровью в сумме 10 020, 27 руб, начиная с 1 июня 2017 г. Непомнящих В.М. разъяснено право в соответствии со статьёй 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации на изменение сумм возмещения вреда здоровью пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путём предъявления нового иска об изменении размера платежей.
В связи с тем, что ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью не индексировались, вступившим в законную силу решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 14 мая 2019 г. с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Непомнящих В.М. взыскана задолженность в возмещение вреда, причинённого повреждением здоровья, 14 461, 32 руб. за период с 1 апреля 2017 г. по 1 апреля 2019 г.; на Министерство финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации возложена обязанность производить Непомнящих В.М. ежемесячно в счёт возмещения вреда здоровью в сумме 11 053, 97 руб, начиная с 1 апреля 2019 г. до изменения обстоятельств, влияющих на определение платежей и их продолжительность.
Из указанного решения суда также следует, что определением суда от 7 февраля 2018 г. разъяснено решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 17 июля 2017 г. Согласно разъяснениям Министерство финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации обязано производить ежемесячно выплаты Непомнящих В.М. в счёт возмещения вреда здоровью в сумме 10 020, 27 руб. с 1 июня 2017 г. до достижения Непомнящих В.М. возраста семидесяти лет, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. N Непомнящих В.М. разъяснено, что для индексации ежемесячных платежей ему необходимо обратиться в суд с исковым заявлением об изменении размера платежей.
Разрешая спор, суд первой инстанции, сославшись на положения части 3 статьи 209 ГПК РФ, статьи 1064, 1091, 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью в период с 1 апреля 2019 г. производились истцу без учёта роста установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для индексации ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью и взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации задолженности по ежемесячным выплатам за период с 1 апреля 2019 г. по 1 сентября 2019 г. в размере 3 236, 61 руб, а также возложения на Министерство финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации обязанности произвести Непомнящих В.М. ежемесячные выплаты с 1 сентября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 11 586, 77 руб.
Также суд первой инстанции пришёл к выводу, что с 1 января 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 11 586, 77 руб. подлежат выплате Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами суда о возложении на Фонд социального страхования обязанности производить истцу с 1 января 2020 г. ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку на правильность выводов суда не влияют.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счёт средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определён порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определён государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 18994 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счёт средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации. Данное Постановление вступило в силу с 1 января 2020 г.
Поскольку выплаты, производимые Минфином Российской Федерации Непомнящих В.М. на основании вступившего в законную силу решения суда, фактически имеют статус капитализированных повременных платежей, суд первой инстанции, руководствуясь приведёнными выше положениями закона, пришёл к правильному выводу о том, что с 1 января 2020 г. ежемесячные платежи в пользу Непомнящих В.М. в возмещение вреда здоровью подлежат выплате Фондом социального страхования Российской Федерации, поскольку с 1 января 2020 г. на Фонд социального страхования Российской Федерации возложены функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счёт средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 18994 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" прямо предусмотрен переход обязательств Российской Федерации по уплате ежемесячных платежей в возмещение вреда, причинённого здоровью, от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду социального страхования Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для индексации ежемесячных выплат, подлежат отклонению, поскольку с момента перехода права требования лицом, на которое возложена обязанность по возмещению вреда, вызванного утратой трудоспособности, является государство, размер сумм, подлежащих выплате потерпевшему, определяется в соответствии со статьёй 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей индексацию этих сумм, в установленном законом порядке, при повышении стоимости жизни. В этом случае, при увеличении стоимости жизни в период существования обязательства по возмещению вреда, индексация выплачиваемых сумм не зависит от суммы капитализированных платежей, установленных в определении суда для включения их в реестр требований кредиторов должника.
В связи с этим, Непомнящих В.М. вправе требовать выплаты ему капитализированных повременных платежей с учётом увеличения прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего.
Кроме того, право Непомнящих В.М. на индексацию ежемесячных выплат установлено ступившими в законную силу судебными решениями, которые в силу статей 13 и 61 ГПК РФ являются обязательными для сторон и подлежат исполнению.
Доводы кассационной жалобы о том, что взыскание с Фонда социального страхования Российской Федерации ежемесячных выплат с 1 января 2020 г. приведёт к двойному взысканию таких выплат в пользу истца, с учётом того, что Министерство финансов Российской Федерации продолжало осуществлять ежемесячные выплаты вплоть до декабря 2000 г, отмену обжалуемых судебных актов не влекут.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, нового взыскания в счёт возмещения вреда здоровью в пользу Непомнящих В.М. не производилось, фактически ответчиками исполняется одно судебное решение от 17 июля 2017 г. в соответствии с которым на Министерство финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации возложена обязанность производить ежемесячные выплаты истцу в связи с ликвидацией должника. При этом взыскание ежемесячных выплат с 1 января 2020 г. с Фонда социального страхования Российской Федерации обусловлено исключительно изменением правого регулирования и переходом исполнения обязательств Российской Федерации от Министерства Российской Федерации к Фонду социального страхования Российской Федерации и не является двойным взысканием в пользу истца.
В соответствии с пунктом 13 "Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 18994 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передаёт Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведённых Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Таким образом, в случае уплаты Министерством финансов Российской Федерации ежемесячных выплат Непомнящих В.М. в период с 1 января 2020 г. по декабрь 2020 г, Фонд социального страхования Российской Федерации не лишён возможности решить вопрос о зачёте выплаченных в указанный период сумм на стадии исполнения решения суда.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 24 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи С.Б. Латушкина
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.