Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В, судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2- 1254/2020 (УИД N по иску Зимакова Д.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края об оспаривании решения, о возложении обязанности
по кассационной жалобе Зимакова Д.В. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 22 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зимаков Д.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края (далее - ГУ УПФР в г.Барнауле Алтайского края) о возложении обязанности, об оспаривании решения.
В обоснование иска указано, что истец обратился в ГУ УПФР в г.Барнауле Алтайского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, получил решение об отказе в установлении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, не включен период работы в качестве спасателя в специальный стаж. Также не включен период работы в страховой стаж. Считает отказ УПФР незаконным.
Истец просил признать незаконным решение пенсионного органа от 15 октября 2019 г. в части, обязать ответчика включить в специальный стаж работы периоды с 1 января 2002 г. по 20 декабря 2002 г, с 23 апреля 2003 г. по 30 апреля 2005 г, с 1 мая 2005 г. по 1 октября 2019 г. в качестве спасателя, включить в страховой стаж период работы с 1 января 2019 г. по 1 октября 2019 г. и обязать ответчика назначить ему пенсию со 2 октября 2019 г.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 22 мая 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 октября 2020 г, исковые требования удовлетворены в части. На ГУ - УПФ РФ в г.Барнауле Алтайского края возложена обязанность включить Зимакову Д.В. в страховой стаж период работы с 1 января 2019 г. по 1 октября 2019 г. В остальной части иска отказано.
Зимаковым Д.В. подана кассационная жалоба, в которой он ставит вопрос об изменении решения суда первой инстанции и отмене апелляционного определения как незаконных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, сведений о причинах неявки не представил, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просил.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20 апреля 1998 г. Зимаков Д.В. был принят на должность спасателя поисково-спасательного отряда Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края.
Согласно положения о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края, утвержденном постановлением администрации Алтайского края от 2 июня 1997 г. N331, Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края функционирует как самостоятельное структурное подразделение при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предназначенное для организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.
6 сентября 2000 г. постановлением администрации Алтайского края N5675 утверждено положение, из которого следует, что Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края является краевым органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводящим единую государственную политику в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории края, а также координацию деятельности органов исполнительной власти края по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
20 декабря 2002 г. Зимаков Д.В. уволен с занимаемой должности на основании статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации.
23 апреля 2003 г.Зимаков Д.В. принят на должность спасателя 3 класса в спасательный отряд ГУ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края.
14 января 2004 г. постановлением администрации Алтайского края N16 утверждено положение, согласно которому Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края является органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Алтайском крае, создается и функционирует при администрации Алтайского края в целях реализации на территории Алтайского края единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
30 апреля 2005 г. уволен в соответствии с пунктом 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации переводом в Управление по обеспечению мероприятий в области ГО, ЧС и ПБ в Алтайском крае и с 1 мая 2005 г. истец осуществляет трудовую деятельность в качестве спасателя 1 класса в поисково-спасательном отряде Управления по обеспечению мероприятий в области ГО, ЧС и ПБ в Алтайском крае.
Согласно постановлению администрации Алтайского края от 3 марта 2005 г. N116 КГУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" создано с возложением на него функций по осуществлению на территории Алтайского края деятельности в области гражданской обороны, а также деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, пожарной безопасности, в том числе по организации тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях), по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
1 апреля 2005 г. председателем комитета администрации Алтайского края по управлению государственным имуществом утвержден устав УГОЧС и ПБ в Алтайском крае, согласно которому финансовое обеспечение деятельности управления является расходными обязательствами краевого бюджета. Управление осуществляет свою деятельность по материально - техническому и иному обеспечению мероприятий в области выполнения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на территории Алтайского края во взаимодействии с органами исполнительной власти, территориальными органами управления федеральных органов исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.
С 6 мая 2011 г. изменен тип бюджетного учреждения с краевого государственного учреждения на краевое казенное учреждение на основании постановления администрации Алтайского края от 30 ноября 2010 г. N532, приказа ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в
Алтайском крае" N66, утвержден устав.
Из устава ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае", утвержденного 17 июля 2015 г. приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края N558 и 21 июля 2015 г. распоряжением Главного управления имущественных отношений N1283 следует, что данное учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной Алтайским краем для оказания государственных услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в Целях обеспечения реализации полномочий органа исполнительной власти Алтайского края, осуществляющего функции и полномочия учредителя подведомственного учреждения.
2 октября 2019 г. Зимаков Д.В. обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктов 16 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N440ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФ РФ в г.Барнауле Алтайского края от 15 октября 2019 г. N200.1.12 Зимакову Д.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N440ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
Периоды работы истца в Главном Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края (ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае") в качестве спасателя с 1 января 2002 г. по 20 декабря 2002 г, с 23 апреля 2003 г. по 30 апреля 2005 г, с 1 мая 2005 по 1 октября 2019 г. не включены ответчиком в специальный стаж, так как учреждение не является структурным учреждением федерального органа исполнительной власти, является учреждением субъекта Российской Федерации, не относящейся к структуре Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Период работы в ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" в качестве спасателя с 1 января 2019 г. по 1 октября 2019 г. не включен в страховой стаж, так как страхователем в Пенсионный фонд не предоставлены сведения о стаже.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж истца периодов работы в Главном Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края в качестве спасателя с 1 января 2002 г. по 20 декабря 2002 г, с 23 апреля 2003 г. по 30 апреля 2005 г, с 1 мая 2005 по 1 октября 2019 г, поскольку законодательством, действующим в спорные периоды, предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение только для лиц, работавших в подразделениях МЧС РФ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, тогда как Управление, в котором осуществляет свою деятельность истец, является краевым органом исполнительной власти.
Также суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Зимакова Д.В. в части включения в страховой стаж периода работы с 1 января 2019 г. по 1 октября 2019 г, поскольку работодателем представлены сведения о стаже и уплате страховых взносов в указанный период.
С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований Зимакова Д.В. не обжалуется и не является предметом кассационного рассмотрения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов и находит, что суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, верно применили законы, подлежащие применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам.
В соответствии с пунктом 16 частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 16 пункт 1 статьи 27), когда истец выполнял соответствующую трудовую функцию.
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России).
Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г. установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 г. N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и подпункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.
Учитывая вышеприведенное правовое регулирование, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе учредительные документы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края (ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае"), установив, что указанное учреждение относится к органам субъекта Российской Федерации, не входит в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, отсутствии законодательного разделения правового статуса спасателей в составе аварийно - спасательных служб, аварийно- спасательных формирований федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 22 августа 1995 г. N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании вышеприведенных правовых норм в их системном единстве. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" не содержит положений о порядке и условиях пенсионного обеспечения данной категории работников.
Доводы кассационной жалобы о том, что ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" является структурным подразделением МЧС РФ, что подтверждается условиями трудового договора, порядком прохождения аттестации работников, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и были отклонены, поскольку не свидетельствуют о включении данного учреждения в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 22 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зимакова Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Л.П. Кожевникова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.