N88-4730/2021
(8Г-3582/2021)
г. Кемерово 1 апреля 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ларионовой С.Г, рассмотрев гражданское дело N2-1882/2018 по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Администрации Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края об обязании исполнить требования санитарного законодательства, по кассационной жалобе Администрации Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края на апелляционное определение Красноярского краевого суда от 2 ноября 2020 г.
установил:
Решением Ужурского районного суда Красноярского края от 26 декабря 2018 года исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к администрации Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края о возложении обязанности исполнить требования санитарного законодательства удовлетворены частично, постановлено в срок до 02.09.2019 обязать ответчика:
устранить нарушения п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" - обеспечить наличие герметичной оборотной емкости для хранения отработанных ртутьсодержащих ламп;
устранить нарушения требований п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" - обеспечить передачу отработанных люминесцентных ртутьсодержащих ламп специализированным организациям для демеркуризации и утилизации;
устранить нарушения требований п. 3.1 СП 2.2.4.1294-03 "Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений" - обеспечить контроль аэроионного состава воздуха в помещениях на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ (не реже 1 раза в год);
устранить нарушения требований п. 10.5 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" - оборудовать на рабочих местах пользователей ПЭВМ в кабинетах административного здания подставками для ног.
Территория п. Приреченск Ужурского района:
устранить нарушения требований п. 1.2, п. 1.6, п. 1.8 СанПиН 42-128- 4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" - разработать схему очистки территории "адрес" и согласовать ее с органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
устранить нарушения требований п. 2.1.3, п. 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", п. 3.11. СП 3. ДД.ММ.ГГГГ-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", п. 9.4 СП 3. ДД.ММ.ГГГГ-10 "Профилактика бешенства среди людей" - организовать сбор твердых бытовых отходов от населения "адрес", оборудовать на территории "адрес" специальные площадки с твердым водонепроницаемым основанием, оснащенными плотно закрывающимися мусоросборными контейнерами в количестве, исходя из численности населения, норм накопления отходов на одного человека и сроков хранения отходов;
устранить нарушения требований п. 1.5, п. 2.1.5 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населё ФИО1 мест" - обеспечить использование специализированного транспорта для вывоза твердых бытовых отходов от населения "адрес";
устранить нарушения требований п. 3.7. СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" - оборудовать искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие поверхности участка для сбора твердых бытовых отходов производства и потребления, обеспечить обваловку участка, обеспечить защиту поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров;
устранить нарушения п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" - согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы;
устранить нарушения п. 2.2.1, п. 3.1, п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", п. 3.11 СП 3. ДД.ММ.ГГГГ-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий"" п. 9.4 СП. 3. ДД.ММ.ГГГГ-10 "Профилактика бешенства среди людей" - организовать вывоз отходов с участка для сбора твердых бытовых отходов на специально отведенные участки или специальные сооружения по обезвреживанию и переработке. Территория "адрес":
устранить нарушения требований п. 1.%. п. 1.6, п. 1.8 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" - разработать схему очистки территории "адрес" и согласовать ее с органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
устранить нарушения требований п. 2.1.3, п. 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", п. 3.11. СП 3. ДД.ММ.ГГГГ-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", п. 9.4 СП 3. ДД.ММ.ГГГГ-10 "Профилактика бешенства среди людей" - организовать сбор твердых бытовых отходов от населения "адрес", оборудовать на территории "адрес" специальные площадки с твердым водонепроницаемым основанием, оснащенными плотно закрывающимися мусоросборными контейнерами в количестве, исходя из численности населения, норм накопления отходов на одного человека и сроков хранения отходов;
устранить нарушения требований п. 1.5, п. 2.1.5 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населённых мест - обеспечить использование специализированного транспорта для вывоза твердых бытовых отходов от населения д. Парилово. Кладбище "адрес":
устранить нарушения требований п. 2.3, п. 2.4, п. 2.5 СП 3. ДД.ММ.ГГГГ-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" - обеспечить проведение дератизационных мероприятий на кладбище силами специализированной организацией;
устранить нарушения требований п. 8.4.1 СП 3. ДД.ММ.ГГГГ-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита", п. 7, 4.1.2, п. 7.4.1.3, п. 7.4.1.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами обеспечить проведение противоклещевой обработки территории кладбища;
устранить нарушения требований п. 6.6, п. 6.7 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" - оборудовать на территории кладбища площадку с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование бетонирование) и установить мусоросборный контейнер.
Кладбище "адрес":
устранить нарушения п. 2.3, п. 2.4, п. 2.5 СП 3. ДД.ММ.ГГГГ-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" - организовать проведение дератизационных мероприятий на кладбище силами специализированной организацией;
устранить нарушения требований п. 8.4.1 СП 3. ДД.ММ.ГГГГ-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита", п. 7.4.1.2, п. 7.4.1.3, п. 7.4.1.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами" - организовать проведение противоклещевой обработки территории кладбища;
устранить нарушения п. 6.6, п. 6.7 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" - оборудовать на территории кладбища площадку с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование) и установить мусоросборный контейнер.
Кладбище д. Парилово:
устранить нарушения п. 2.3, п. 2.4, п. 2.5 СП 3. ДД.ММ.ГГГГ-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" - организовать проведение дератизационных мероприятий на кладбище силами специализированной организацией;
устранить нарушения требований п. 8.4.1 СП 3. ДД.ММ.ГГГГ-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита", п. 7.4.1.2, п. 7.4.1.3, п. 7.4.1.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами" - организовать проведение противоклещевой обработки территории кладбища;
устранить нарушения п. 6.6, п. 6.7 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" - оборудовать на территории кладбища площадку с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование) и установить мусоросборный контейнер.
В остальной части исковых требований отказано.
Определением Ужурского районного суда Красноярского края от 17 сентября 2019 года администрации Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда на срок до 2 сентября 2020 года.
27 августа 2020 глава Приреченского сельсовета вновь обратился с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда еще на один год, ссылаясь на частичное устранение нарушений и приостановление выделения субсидий в связи с пандемией коронавирусной инфекции.
Определением Ужурского районного суда Красноярского края от 9 сентября 2020 г. постановлено: "Заявление администрации Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края удовлетворить.
Отсрочить исполнение решения Ужурского районного суда Красноярского края от 26 декабря 2018 года по гражданскому делу N 2-1882/2018 по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к администрации Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края об обязании исполнить требования санитарного законодательства, до 2 сентября 2021 года".
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 2 ноября 2020 г. определение Ужурского районного суда Красноярского края от 9 сентября 2020 года отменено, вопрос разрешен по существу.
В удовлетворении заявления администрации Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края о предоставлении отсрочки исполнения решения Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, отказано.
В кассационной жалобе Администрация Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края просит апелляционное определение Красноярского краевого суда от 2 ноября 2020 г, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления администрации Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края о предоставлении отсрочки исполнения решения Ужурского районного суда Красноярского края от 26 декабря 2018 г. до 2 сентября 2021 г. Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции, отменяя определение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, неправильно истолковал закон.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания. О принятии кассационной жалобы к производству суда кассационной инстанции участвующие лица были извещены, копии кассационной жалобы им направлены, представлен срок для подачи возражений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, повторно удовлетворяя заявление администрации Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта до ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции, учитывая общую экономическую ситуацию, связанную с пандемией коронавирусной инфекции, исходил из того, что исполнение решения суда в установленный срок исключено по объективным причинам, при этом заявитель предпринимает меры для исполнения решения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя определение и отказывая в удовлетворении заявления администрации Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края о предоставлении отсрочки исполнения решения Ужурского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, исходил из того, что отсутствие достаточных средств на устранение допущенных нарушений само по себе не является основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием каких-либо процедур и/или финансовой возможностью. Процесс исполнения решения является не одномоментным, требует выполнения разных действий поэтапно, и отсрочка начала исполнения решения суда еще на один год, является нецелесообразной, поскольку повлечет нарушение прав взыскателя на исполнение решения в разумный срок.
Вопреки доводам жалобы выводы суда апелляционной инстанции постановлены в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Указанные заявителем основания для предоставления отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения Ужурского районного суда Красноярского края от 26 декабря 2018 г. правомерно не приняты судом апелляционной инстанции.
Суд обоснованно счел, что в рассмотренном деле предоставление отсрочки сроком до 2 сентября 2021 г. не позволит своевременно восстановить нарушенные права неопределенного круга лиц, учитывая, что ответчиком в течение длительного периода времени допускались перечисленные выше нарушения санитарных норм и правил, которые создают угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 N 104-О, несмотря на то что отсрочка/рассрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. Таким образом, основания для отсрочки/рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Верно указал апелляционный суд, что отсутствие достаточных для исполнения судебного акта денежных средств само по себе не может являться основанием для предоставления отсрочки. Апелляционный суд также учел, что ранее удовлетворенное заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда также было мотивировано отсутствием достаточных денежных средств для устранения нарушений санитарного законодательства, и за предоставленный судом срок такие нарушения в полном объеме устранены не были.
Аргументы заявителя жалобы являются несостоятельными, поскольку не обосновывают исключительный характер предоставления отсрочки.
Оснований для отмены обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
В целом доводы жалобы повторяют обстоятельства, указанные в обоснование заявления о предоставлении рассрочки исполнения решения суда, не опровергают правильность вывода суда об отказе в удовлетворении заявления администрации Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края о предоставлении отсрочки исполнения решения Ужурского районного суда Красноярского края от 26 декабря 2018 г.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Красноярского краевого суда от 2 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края - без удовлетворения.
Судья С.Г. Ларионова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.