Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Сафонова К.С, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-431/2020 по административному исковому заявлению Севастьянова Алексея Борисовича, Самойлик Татьяны Сергеевны о признании недействующим решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 5 июня 2020 г. N 107-ВГД "Об утверждении положения о порядке организации и проведения на территории городского округу - город Волжский Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области", по апелляционным жалобам Севастьянова Алексея Борисовича, Самойлик Татьяны Сергеевны на решение Волгоградского областного суда от 18 ноября 2020 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения административных истцов Севастьянова А.Б, Самойлик Т.С, представителя заинтересованного лица администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Пантелеевой Н.М, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
решением Волжской городской Думы Волгоградской области (далее - Волжская городская Дума) от 5 июня 2020 г. N 107-ВГД утверждено положение о порядке организации и проведения на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области (далее - Положение).
Севастьянов А.Б, Самойлик Т.С. обратились каждый с административным исковым заявлением о признании названного Положения не действующим со дня принятия, как противоречащего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Определением Волгоградского областного суда от 12 октября 2020 г. административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Волгоградского областного суда от 18 ноября 2020 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционных жалобах административные истцы Севастьянов А.Б, Самойлик Т.С. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы Севастьянова А.Б. представителем административного ответчика Волгоградской областной Думы поданы возражения.
Прокурором, участвующим в деле, заинтересованным лицом администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области по доводам апелляционных жалоб представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Волгоградской областной Думой издано Постановление N 10/486 от 12 марта 2020 г. "О выявлении мнения населения Волгоградской области по вопросу об исчислении мнения", согласно которому, в связи с многочисленными обращениями граждан, проживающих на территории Волгоградской области, по вопросу об исчислении времени, целесообразно организовать выявление мнения населения по вопросу о переходе Волгоградской области из третьей часовой зоны (МСК+1) во вторую часовую зону (МСК, московское время).
Названным постановлением органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области рекомендовано провести мероприятия, направленные на выявление мнения населения по указанному вопросу. Комитету Волгоградской областной Думы по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий поручено разработать типовое положение об организации и проведении в муниципальных образованиях Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения по указанному вопросу.
Решением Волжской городской Думы от 5 июня 2020 г. N 107-ВГД утверждено оспариваемое Положение, которое определяет порядок организации и проведения на территории городского округа - город Волжский мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области, а также процедуру определения результатов мероприятий по выявлению мнения населения в городском округе - город Волжский.
В соответствии с положениями Федерального закона N 131-ФЗ, статьями 21, 25 и 27 Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области Волжская городская Дума является представительным органом местного самоуправления, по вопросам своей компетенции принимает нормативные правовые акты в форме решений, а также правовые акты в форме постановлений.
Согласно статье 23 Устава глава городского округа подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые Волжской городской Думой.
Приведенное решение представительного органа местного самоуправления подписано главой городского округа, вступило в силу со дня его официального опубликования, обнародовано путем опубликования в официальном издании "Волжский городской вестник" N 22 от 5 июня 2020 г.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, административные истцы указывали, что под видом выявления мнения населения был проведен опрос граждан, процедура которого не соответствует требованиям статьи 31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), в частности, части 5 названной статьи.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает различные формы выявления мнения населения для его учета при принятии решений органами местного самоуправления и органами государственной власти, в том числе опрос граждан (статья 31).
Согласно части 1 статьи 31 названного Федерального закона N 131-ФЗ опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Опрос граждан проводится по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения (пункт 1 части 3 статьи 31 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу пункта "р" статьи 71 Конституции Российской Федерации исчисление времени отнесено к ведению Российской Федерации.
Правовые основы исчисления времени, установления часовых зон определены Федеральным законом от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени".
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона об исчислении времени на территории Российской Федерации устанавливаются часовые зоны, границы которых формируются с учетом границ субъектов Российской Федерации.
С учетом этого, судом первой инстанций сделан обоснованный вывод о том, что у административного ответчика не имелось предусмотренной действующим законодательством обязанности инициировать и провести в обязательном порядке опрос граждан по вопросу изменения часового пояса, не относящегося к вопросу местного значения.
В данной связи также подлежат отклонению доводы административных истцов о несоответствии проведенной процедуры выявления мнения, являющейся, по мнению заявителей, опросом, требованиям статьи 31 Федерального закона N 131-ФЗ.
Федеральный закон N 131-ФЗ, устанавливая в главе 5 формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, как правильно констатировал суд первой инстанции, не установилего исчерпывающий характер, и предусмотрел в статье 33 возможность участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда о том, что проведение органами местного самоуправления мероприятий по выявлению мнения населения не свидетельствует о принятии ими решения за пределами предоставленных полномочий, является частью предоставленных органам власти полномочий по учету мнения населения, последующей реализации права законодательной инициативы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что сам по себе оспариваемый нормативный правовой акт не содержит положений, касающихся итогов регионального референдума, в связи с чем ссылки административных истцов на его преодоление (отмену) Положением не состоятельны.
В соответствии со статьями 14, 16 Устава Волгоградской области, принятого Волгоградской областной Думой 14 февраля 2012 г, Волгоградская областная дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным и представительным органом государственной власти Волгоградской области, к полномочиям которого относятся, в том числе, осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
20 августа 2020 г. Волгоградской областной Думой принято постановление о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени", предусматривающего перевод Волгоградской области во вторую часовую зону (МСК, московское время, UTC+3).
Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени" Волгоградская область отнесена ко второй часовой зоне (МСК, московское время).
Доводы административного иска, апелляционных жалоб сводятся, по своей сути, к несогласию административных истцов с отнесением Волгоградской области к другому часовому поясу, реализованное путем принятия федерального закона, что предметом настоящего рассмотрения не является.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского областного суда - оставить без изменения, апелляционные жалобы Севастьянова Алексея Борисовича, Самойлик Татьяны Сергеевны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 апреля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.