Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО9, судей Гылкэ Д.И. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола помощником судьи ФИО4
с участием прокурора ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело УИД 91OS0 N-35 (Nа-131/2020) по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими отдельных положений Указа Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-У (редакция от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым" по апелляционной жалобой ФИО1 на решение Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи ФИО9, с использованием системы видеоконференц-связи объяснения административного истца ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения относительно доводов жалобы представителя Главы Республики Крым ФИО6, считавшей решение законным и обоснованным, а также заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия
установила:
в соответствии со статьями 4.1, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом 25 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, статьями 64, 65 Конституции Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ), Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК/2014 "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций", протоколом Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ Главой Республики Крым издан Указ N-У "О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, постоянно проживающим в "адрес", в Верховный Суд Республики Крым подано административное исковое заявление об оспаривании отдельных положений данного нормативного правового акта.
С учетом изменений и дополнений в административном исковом заявлении административный истец просил признать недействующим абзац второй пункта 3.7 данного указа в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N-У, предписывающий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги (в том числе в сфере розничной торговли, в перевозке пассажиров различными видами транспорта), не допускать обслуживание граждан, которые не используют средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские и немедицинские маски, респираторы).
Из административного искового заявления, объяснения ФИО1 и его представителя ФИО7 в суде первой инстанции следует, что, не оспаривая соблюдение порядка принятия нормативного правового акта и правил введения его в действие, административный истец в обоснование своих требований указывал на то, что правовое регулирование в оспариваемой части принято Главой Республики Крым с превышением полномочий, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", вводит ограничения дискриминационного характера на реализацию прав неопределенного круга участников гражданско-правовых отношений (потребителей), не предусмотренные пунктом 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Глава Республики Крым, а также привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица руководитель Межрегионального управления Роспотребнадзора по "адрес" и городу федерального значения Севастополю - главный санитарный врач по "адрес" и городу федерального значения Севастополю с административным исковым заявлением не согласились, ссылались на то, что оспариваемый акт принят в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 9 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК/2014 "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций", пунктами 1.1, 1.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", не противоречит действующему законодательству.
Решением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, принятии по административному делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
На апелляционную жалобу Главой Республики Крым и прокурором, участвующим в деле, представлены письменные возражения.
Представитель Межрегионального управления Роспотребнадзора по "адрес" и городу федерального значения Севастополю ФИО8 в заседании суда апелляционной инстанции не присутствовал, извещен надлежащим образом и своевременно, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со статьями 2, 7 и 41 Конституции Российской Федерации, жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.
В связи с этим Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.
Согласно Конституции Российской Федерации одной из основ федеративного устройства Российской Федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 5, часть 3).
Определяя в этих целях сферы ведения Российской Федерации и сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Конституция Российской Федерации устанавливает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статьи 71 и 72; статья 76, части 2 и 5).
Защиту прав человека и осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и составляющих ее субъектов (статья 72, пункты "б", "з" части 1), что означает допустимость участия органов государственной власти субъекта Российской Федерации - с соблюдением иерархической соподчиненности правовых норм - в регулировании вопросов, касающихся защиты прав человека, а также населения и территорий от чрезвычайных и других аналогичных по уровню своей опасности ситуаций природного и иного характера.
Правовым актом, определяющим общие организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", действие которого распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула).
В силу данного Федерального закона органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций могут функционировать в одном из следующих режимов: а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации (пункт 6 статьи 4.1).
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 статьи 4.1 данного Федерального закона, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; таким должностным лицом на региональном уровне является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункты 8 и 10 статьи 4.1 данного Федерального закона).
Разграничивая полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусматривает, что при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения, региональные органы государственной власти принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункты "а", "м" пункта 1 статьи 11).
Конкретизируя предписания статей 41, 71 и 72 Конституции Российской Федерации, применительно к условиям чрезвычайных ситуаций, связанных с борьбой и ликвидацией последствий эпидемий (пандемий), Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации, проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и ограничительные мероприятия (карантин) (пункты 1 и 2 статьи 2, статьи 6, 29 и 31).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопроса предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (подпункт 5 пункта 2 статьи 26.3).
Согласно статье 61 Конституции Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ) Глава Республики Крым является высшим должностным лицом, главой исполнительной власти Республики Крым, которое в установленном порядке принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Республики Крым.
В соответствии со статьей 65 Конституции Республики Крым Глава Республики Крым на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Республики Крым, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики.
Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК/2014 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" урегулированы отношения в области защиты населения и территорий от природных, техногенных и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.
Статьей 9 данного Закона Республики Крым к полномочиям Главы Республики Крым в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций относится принятие решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы Республики Крым.
Порядок принятия актов Главы Республики Крым определен Указом Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-У "Об актах и поручениях Главы Республики Крым", в соответствии с пунктом 2 которого Глава Республики Крым на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Крым и законов Республики Крым издает указы и распоряжения обязательные для исполнения на всей территории Республики Крым, которые кроме содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием актов Главы Республики Крым считается первая публикация их полного текста в газете "Крымская газета", или первое размещение (опубликование) на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым в государственной информационной системе Республики Крым "Портал Правительства Республики Крым", или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, при издании оспариваемого административным истцом Указа Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-У "О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-У" (опубликован на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru, ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 3 вступил в силу со дня официального опубликования) приведенные выше требования, предъявляемые к порядку принятия нормативного правового акта и правилам введения его в действие, были соблюдены.
Данные обстоятельства не оспариваются административным истцом.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят Главой Республики Крым в соответствии с приведенным выше федеральным законодательством, законодательством Республики Крым, прав ФИО1, а также публичных интересов не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и основаны на неверном толковании норм права.
Вопреки доводам ФИО1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пункт 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В рассматриваемом случае такими правовыми актами являются нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 11 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
Во исполнение статьи 10 данного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N были утверждены Правила поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, в соответствии с подпунктами "в", "г" пункта 4 которых при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статья 10 названного закона возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11).
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N).
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации введены меры ограничительного характера.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" постановлено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить в том числе определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Анализ приведенного выше законодательства позволяет прийти к выводу о том, что в случае установления нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации обязательного использования гражданами средств индивидуальной защиты и возможности отказа в обслуживании лиц, не соблюдающих указанное требование, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему средства индивидуальной защиты.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь приведенными выше нормами федерального законодательства ДД.ММ.ГГГГ Глава Республики Крым издал Указ N-У "О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым" (в соответствии с пунктом 17 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru - ДД.ММ.ГГГГ)).
Данным указом в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N-У, действовавшей на момент принятия оспариваемого административным истцом абзаца второй пункта 3.7, предписывающего юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги (в том числе в сфере розничной торговли, в перевозке пассажиров различными видами транспорта), не допускать обслуживание граждан, которые не используют средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские и немедицинские маски, респираторы), для граждан были установлены требования обязательного использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские и немедицинские маски, респираторы) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли (оказания услуг), деятельность которых не ограничена настоящим Указом, а также при нахождении в общественных местах (местах ожидания общественного транспорта, на открытых площадях аэропортов, железнодорожных и автобусных вокзалов и пр.) (подпункт 11.1).
Давая оценку изложенным в апелляционной жалобе доводам административного истца о нарушении его прав, судебная коллегия также исходит из того, что ФИО1 обращение в суд с административным иском связывал с нарушением своих прав привлечением его к административной ответственности, а именно составлением ДД.ММ.ГГГГ в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В указанный период в соответствии с абзацем третьим подпункта 3.7 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N-У) действие оспариваемого истцом абзаца второго не распространялось на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на время, когда использование гражданами средств индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские и немедицинские маски, респираторы) препятствует непосредственному получению ими результатов услуг, а также при предоставлении услуг, оказываемых в дистанционном режиме и (или) не предполагающих непосредственный контакт с потребителем. Абзац второй подпункта 11.1 в редакции того же Указа Главы Республики Крым предусматривал освобождение граждан от обязанности использовать средства индивидуальной защиты в указанных выше случаях.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что нормы материального права применены судом правильно, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с нормами процессуального права, а также на неверное истолкование норм права.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.