Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Солдатовой С.В., судей Колпаковой А.В., Удод Е.В., при ведении протокола помощником судьи Веретенниковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-19/2021 (УИД 91OS0000-01-2020-000476-74) по административному исковому заявлению Марюшина Ивана Петровича о признании неправомочным состава совета депутатов муниципального образования Михайловский сельский совет Нижнегорского района Республики Крым, по апелляционной жалобе Марюшина Ивана Петровича на решение Верховного Суда Республики Крым от 27 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В, пояснения прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры - Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
10 декабря 2020 г. Марюшин И.П, являясь жителем "адрес" Республики Крым, обратился с административным иском к Михайловскому сельскому совету Нижнегорского района Республики Крым, в котором просил признать неправомочным состав совета депутатов муниципального образования.
В обоснование требований указал, что при установленной численности представительного органа муниципального образования в 10 депутатов полномочия 4 депутатов были досрочно прекращены, в том числе в связи с тем, что 7 декабря 2020 г. депутат Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым Ш. письменно объявил о досрочном выходе из депутатов и сложении депутатских полномочий. Поскольку в соответствии с Уставом муниципального образования состав совета депутатов является правомочным, если избрано не менее 2/3 от их установленного числа, то административный истец полагает, что состав совета депутатов, составляющий менее 2/3 от установленной численности депутатов, является неправомочным и не может осуществлять свою деятельность.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 27 января 2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
По мнению апеллянта, выводы, изложенные в обжалованном судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела, неправильно применены нормы материального права, нарушены и неправильно применены нормы процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, представитель Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Марюшина И.П. - без удовлетворения.
Марюшин И.П, представители Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым, Избирательной комиссии Республики Крым, Территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещались электронной и заказной почтой, а также путем размещения информации о месте и времени судебного заседания на официальном интернет-сайте суда.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Екимцова М.Н, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции правильно истолковал и применил положения действующего в настоящее время законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), которым установлено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (части 1 и 1.1 статьи 35).
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе уполномоченный на то законом орган назначает дополнительные выборы. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в таком же порядке, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов (пункты 8 и 9 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, а в случаях, установленных федеральным законом, - соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом (часть 2 статьи 23 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу требований пункта 8 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует.
Согласно статье Устава муниципального образования Михайловского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, утвержденному решением Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 10 декабря 2014 г. N N (далее - Устав), Михайловский сельский совет является постоянно действующим выборным коллегиальным представительным органом Поселения и состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по многомандатному избирательному округу.
Михайловский сельский совет является правомочным при избрании в его состав не менее двух третей депутатов от установленной численности Михайловского сельского совета (статья 29).
В силу статьи 30 Устава, полномочия депутата Михайловского сельского совета начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Михайловского сельского совета нового созыва, а также в случае отзыва.
В соответствии со статьей 34 Устава, основной формой работы Михайловского сельского совета являются его заседания, на которых решаются вопросы, отнесенные к компетенции Михайловского сельского совета. Заседание Михайловского сельского совета правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Из содержания приведенных норм следует, что состав Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым и его заседания правомочны при условии избрания в Совет депутатов не менее 2/3 от установленной численности депутатов (10 депутатов); заседание Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Как подтверждается материалами дела, решением Территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым от 13 сентября 2019 г. N выборы депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу признаны состоявшимися и действительными.
В Михайловский сельский совет Нижнегорского района Республики Крым второго созыва избрано 10 депутатов: Бм, Б, В, Д, Марюшин Иван Петрович, О, П, Т, Шн, Ш..
Решением Территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым от 20 сентября 2019 г. N зарегистрированы депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва в количестве 10 человек, зарегистрированным депутатам выданы удостоверения об избрании.
Решениями Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 29 мая 2020 г. N 3, от 30 июля 2020 г. N N, от 9 октября г. N N досрочно прекращены полномочия депутатов Марюшина И.П, Бм. и Д. соответственно.
7 декабря 2020 года в Администрацию Михайловского сельского поселения поступило заявление депутата Ш. о досрочном сложении полномочий по собственному желанию.
Данное заявление Администрацией Михайловского сельского поселения направлено на рассмотрение в постоянную Регламентную комиссию по вопросам законности, правопорядка и безопасности.
Согласно протоколу заседания постоянной Регламентной комиссии по вопросам законности, правопорядка и безопасности от 28 декабря 2020 г. N, по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления принято решение изготовить проект решения и вынести этот вопрос на очередное заседание Михайловского сельского совета.
Решением Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 18 января 2021 г N досрочно прекращены полномочия депутата Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым Ш.
Вместе с тем, вопреки доводам административного истца, прекращение полномочий 40 процентов от установленной численности депутатов в данном случае не является безусловным основанием для принятия судом решения о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, с учетом того, что после прекращения полномочий 4 депутатов, в Совете депутатов осталось 6 депутатов, то есть более 50% от числа избранных депутатов, что позволяет разрешить вопрос о проведении дополнительных выборов.
Как следует из материалов дела решением Территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым от 19 января 2021 г. N на основании решения 14 сессии 2 созыва Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 18 января 2021 г. "О досрочном прекращении полномочий депутата Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым Ш.", назначены дополнительные выборы депутатов представительного органа муниципального образования Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым - Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу по замещению четырех вакантных мандатов депутатов на 11 апреля 2021 г.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что состав Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым может быть восполнен в порядке, предусмотренном пунктами 8, 9 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 1 статьи 91 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N17-ЗРК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым", суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Также правильно судом первой инстанции при отказе в удовлетворении иска было принято во внимание обоснование Марюшиным И.П. требований необходимостью соблюдения прав и законных интересов административного истца как избирателя и лица, проживающего на территории соответствующего муниципального образования, в связи с чем верно было учтено как то, что на день рассмотрения дела были назначены дополнительные выборы, так и то, что сельский совет был избран в полном составе и реализовывал возложенные на него Уставом полномочия, выражающиеся в том, что представительным органом с сентября 2019 года осуществлялась нормотворческая и распорядительная деятельность.
При этом суд справедливо указал, что проведение дополнительных выборов депутатов будет в полной мере способствовать соблюдению прав и законных интересов административного истца как лица, обладающего правом избирать и быть избранным на территории данного муниципального образования.
Выводы суда по указанным вопросам должным образом мотивированы и основаны на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, которым, как видно из содержания обжалуемого судебного акта, дана надлежащая, отвечающая правилам статьи 84 КАС РФ, правовая оценка.
Оснований не согласиться с ними и подвергать их сомнению у судебной коллегии не имеется.
Ссылка административного истца в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции при рассмотрении дела не принял во внимание определение Верховного Суда Российской Федерации N 33-АПГ18-31 от 2 февраля 2018 г, выводов суда не опровергает, так как названным судебным актом дана правовая оценка иным обстоятельствам в рамках рассмотрения конкретного административного дела.
При таком положении доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для настоящего административного дела, и о несоответствии выводов суда материалам дела судебной коллегией признаются несостоятельными.
Доводы поданной апелляционной жалобы не свидетельствуют об ошибочности разрешения материально-правового спора, в связи с чем подлежат отклонению, а установленных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для вмешательства в апелляционном порядке в обжалуемое судебное решение по собственной инициативе судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 27 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Марюшина Ивана Петровича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.