Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семеновой И.А, судей Морозковой Е.Е. и Стаховой Т.М.
при секретаре Карасевой Е.Д.
с участием прокурора Капсамун И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-2/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Красавинские электротеплосети" об оспаривании приказа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 5 декабря 2019 года N557-р "О внесении изменений в приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 17 декабря 2018 года N693-р" по апелляционной жалобе ООО "Красавинские электротеплосети" на решение Вологодского областного суда от 12 января 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А, представителя истца ООО "Красавинские электротеплосети" Мышьякова С.В, представителя ответчика Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области Жирникова К.Ю, прокурора, судебная коллегия
установила:
Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее - Департамент, орган регулирования) согласно пунктам 1.1, 2.2, 3.1.13 Положения, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 16 ноября 2015 года N 958, является органом исполнительной власти Вологодской области, осуществляющим функции в области государственного регулирования тарифов, устанавливает тарифы и плату организациям, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.
Приказом Департамента от 17 декабря 2018 года N693-р установлены на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года методом индексации тарифы на водоотведение ООО "Красавинские электротеплосети" (далее - ООО "КЭТС") для потребителей городского поселения Красавино Великоустюгского района Вологодской области, утверждена производственная программа ООО "КЭТС" согласно приложению 3 к приказу.
Оспариваемым приказом от 5 декабря 2019 года N557-р (на момент рассмотрения дела действовал в первоначальной редакции) внесены изменения в приказ от 17 декабря 2018 года N693-р, произведена корректировка тарифов на водоотведение ООО "КЭТС" на 2020 год для потребителей категорий "население" и "за исключением населения". Приложение 3 к приказу изложено в новой редакции.
Решение об установлении тарифов на водоотведение принято по итогам заседания коллегиального органа - Правления в составе 4 членов единогласно, оформлено протоколом от 3 декабря 2019 года N431 (том 1 л.д. 44-51).
9 декабря 2019 года приказ от 5 декабря 2019 года N557-р размещен на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www. pravo. gov35. ru.
ООО "КЭТС" является гарантирующей организацией, на основании концессионного соглашения, заключенного 21 июня 2016 года сроком до 30 июня 2026 года, использует комплекс имущества, предназначенного для оказания услуг по водоотведению на территории города Красавино.
Административный истец обратился в суд с иском о признании недействующим приказа от 5 декабря 2019 года N557-р как противоречащего положениям Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания) и нарушающего права общества в результате установления экономически необоснованных тарифов; оспаривал правильность определенной органом регулирования величины расчетного объема принятых сточных вод, величину расходов на амортизацию, учтенных в НВВ при корректировке тарифов на 2020 год, размер корректировки НВВ и экономическую обоснованность рассчитанных Департаментом недополученных доходов по результатам деятельности за 2018 год, исключение из НВВ расчетной предпринимательской прибыли.
Решением Вологодского областного суда от 12 января 2021 года административные исковые требования удовлетворены, приказ от 5 декабря 2017 года N557-р признан недействующим с момента принятия.
В апелляционной жалобе ООО "КЭТС" просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, считая ошибочными выводы суда относительно учтенного при утверждении тарифов на водоотведение объема сточных вод и выпадающих доходов. Истец указывает, что им выполнена обязанность по представлению необходимого комплекта документов для установления экономически обоснованных тарифов, решение суда вынесено без учета представленных в дело доказательств, подтверждающих наличие у органа регулирования по состоянию на момент принятия решения об установлении тарифов сведений о фактическом объеме принятых сточных вод за 2015-2018 г.г, в том числе за 2018 год - 176 949 куб.м, которые направлялись в Департамент в электронном виде и на бумажных носителях, раскрыты на официальных сайтах Департамента и ООО "КЭТС" и могли быть использованы при корректировке тарифов на основании пункта 15 Правил регулирования. Кроме того истец считает, что судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что сумма выпадающих доходов включена в НВВ частично, хотя утверждение тарифов ниже экономически обоснованного уровня в целях непревышения коммунальных платежей над максимальным допустимым уровнем изменения размера платы за коммунальные услуги противоречит требованиям законодательства.
Административным ответчиком, прокурором поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", Основами ценообразования, Правилами регулирования, Методическими указаниями.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии со статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, которая может быть рассчитана одним из методов, предусмотренных названной статьей, в том числе методом индексации.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды (объема принятых сточных вод). Указанные объемы рассчитываются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Пунктом 74 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа (пункт 80 Основ ценообразования).
Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
Пунктом 5 Методических указаний определены формулы для расчета объема воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску).
Расчет объема принятых сточных вод на очередной год согласно пункту 8 Методических указаний осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1) с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения, и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 7 мая 2019 года ООО "КЭТС" подало заявление о корректировке долгосрочных тарифов на 2020 год и обосновывающие материалы.
Рассмотрев проект расчета тарифов, ООО "КЭТС" направило в Департамент разногласия к тарифам на водоотведение на 2020 год, которые поступили 3 декабря 2019 года. В разногласиях истец предложил установить расчетный объем принятых сточных вод 172 340, 2 куб.м. на основании пункта 8 Методических указаний по данным о фактическом объеме, указал, что к разногласиям прилагается форма 2-ТП за 2015-2018 г.г. Размер корректировки НВВ определило в 2308, 17 тыс. рублей (том 1 л.д.39, 40, 42-43).
При формировании оспариваемых тарифов расчетный объем водоотведения на 2020 год учтен Департаментом в объеме 186 191 куб.м. в соответствии с заявкой ООО "КЭТС" в предложении о корректировке тарифов от 7 мая 2019 года и планируемым объемом, установленным на долгосрочный период регулирования 2020-2023 годов производственной программой ООО "КЭТС", утвержденной приказом Департамента от 17 декабря 2018 года N693-р.
Величина корректировки НВВ на 2020 год учтена частично в сумме 291 тыс. рублей от полного размера рассчитанной Департаментом суммы 907, 7 тыс. рублей, при предложении организации в тарифной заявке - 2 365, 9 тыс. рублей.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции признал, что оспариваемый приказ принят в пределах компетенции уполномоченного коллегиального органа, в его правомочном составе, с соблюдением формы нормативного правового акта, опубликован в установленном порядке, что в апелляционной жалобе не оспаривается, но по своему нормативному содержанию противоречит федеральному законодательству о ценообразовании в области водоснабжения и водоотведения, поскольку при корректировке тарифов на 2020 год без предусмотренных законом оснований из НВВ организации исключена расчетная предпринимательская прибыль, отклонив остальные доводы административного истца.
Довод ООО "КЭТС" о необходимости на основании пункта 29 Основ ценообразования, пунктов 4, 5, 8 Методических указаний рассчитывать объем принятых сточных вод с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод за последний отчетный период и его динамике за предшествующие 3 года, а не плановый объем суд признал необоснованным, поскольку ООО "КЭТС" не представило в орган регулирования предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования материалы, обосновывающие изменение объема принятых сточных вод (копии производственной программы, расчет объема услуг, перечень договоров о реализации услуг, копии статистической отчетности), не разместило информацию об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения; протокол разногласий от 2 декабря 2019 года с указанием на изменение объема полезного отпуска поступил в Департамент непосредственно перед заседанием Правления без документов, подтверждающих фактические объемы ресурса. Бремя неблагоприятных последствий непредставления документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ, лежит на регулируемой организации.
Между тем с данным выводом суда согласиться нельзя, поскольку судом первой инстанции не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что оспариваемым приказом от 5 декабря 2019 года N557-р наряду с изменениями пункта 1 приложения 1 к приказу от 17 декабря 2018 года N693-р изложено в новой редакции приложение 3 "Производственная программа в сфере водоотведения" к приказу, и в таблицу "Фактический объем водоотведения" раздела У1 "Отчет об исполнении производственной программы" внесено значение показателя объема принятых сточных вод за 2018 год - 176 949 тыс. куб.м. Данный показатель совпадает с аналогичным показателем, указанным в приложении к заключению Департамента по корректировке тарифов, как факт 2018 года.
Ответчик не привел суду убедительных доводов в обоснование причин использования различных подходов в отношении одного показателя объема сточных вод и заслуживающих внимания объяснений по поводу материалов, на основании которых в инвестиционную программу ООО "КЭТС" внесен показатель фактического объема 176 949 тыс. куб.м, при том, что при установлении тарифов расчетный объем в 186 191 куб.м. принят, по утверждению ответчика, в связи с непредставлением необходимых обосновывающих документов. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает не подтвержденными доводы Департамента о том, что он не располагал сведениями о фактическом объеме принятых организацией сточных вод за 2018 год. Использование для расчетов планируемого объема водоотведения при наличии доступных данных не соответствует пункту 29 Основ ценообразования, пунктам 4, 5, 8 Методических указаний.
На основании пункта 15 Правил регулирования имевшиеся в распоряжении ответчика сведения о фактических объемах за период 2015-2017 г.г, когда ООО "КЭТС" также осуществляло регулируемую деятельность, могли быть использованы при корректировке тарифов на 2020 год.
Доводы апелляционной жалобы относительно сумм корректировки НВВ судебная коллегия считает необоснованными.
Признавая правомерными действия Департамента в отношении суммы корректировки, суд исходил из того, что сумма 2 308, 17 тыс. рублей не подтверждена в установленном порядке; основной причиной отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов от их плановых значений является изменение объемов сточных вод, однако ООО "КЭТС" не представило в составе тарифной заявки сведений о причинах снижения объемов принятых сточных вод, расчета выпадающих доходов по результатам деятельности за 2018 год, в связи с чем в соответствии с пунктами 2, 15 Основ ценообразования, пунктом 30 Правил регулирования у Департамента не возникло обязанности по учету названной суммы при корректировке тарифов на 2020 год.
Как следует из протокола заседания Правления от 3 декабря 2019 года N431, приложения к заключению величина корректировки НВВ в результате отклонения фактических значений показателей от плановых значений, установленных на 2018 год, определена в 291 тыс. рублей (том 1 л.д.50, том 2 л.д.31).
В письменных возражениях от 12 мая 2020 года Департамент указал, что размер корректировки НВВ за 2018 год составляет 1079, 2 тыс. рублей, на 2020 год корректировка применена частично в сумме 291 тыс. рублей с учетом необходимости соблюдения установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, оставшаяся часть корректировки подлежит включению в последующие периоды регулирования на основании пункта 15 Основ ценообразования (том 1 л.д.111, 113).
В письменных объяснениях представителя ответчика от 24 декабря 2019 года, от 2 июля 2020 года указано, что размер корректировки НВВ за 2018 год составляет 907, 7 тыс. рублей, на 2020 год корректировка учтена частично в сумме 291 тыс. рублей, оставшуюся часть предполагалось учесть в последующие периоды регулирования на основании пункта 15 Основ ценообразования (том 2 л.д.23, 159).
Допущенное несоответствие в объяснениях ответчика, на которое ссылается податель апелляционной жалобы, не является основанием для вывода о соответствии расчета корректировки, выполненного ООО "КЭТС" без учета Методических указаний и не подтвержденного обосновывающими материалами, требованиям законодательства о регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Вместе с тем корректировка НВВ осуществляется с учетом показателя объема принятых сточных вод. Поскольку основной причиной отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, является, как следует из материалов дела, изменение объемов принятых ООО "КЭТС" сточных вод, показатель объема 186 191 куб.м. определен органом регулирования с нарушением Основ ценообразования, Методических указаний, нельзя признать обоснованным и вывод суда относительно правильности произведенной органом регулирования корректировки тарифов.
Исключение из НВВ заявленной расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации суд признал противоречащим положениям пунктов 2, 78 (1), 79 Основ ценообразования, с чем податель апелляционной жалобы согласен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, которым удовлетворены административные исковые требования ООО "КЭТС".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Вологодского областного суда от 12 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Красавинские электротеплосети" без удовлетворения.
Судебные постановления по делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определение путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 27 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.