Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Бутковой Н.А, Головкиной Л.А, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Яковлевой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-33/2021 по апелляционной жалобе Щетининой О.В. на решение Челябинского областного суда от 21 января 2021 года, которым в удовлетворении её административного искового заявления о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости на 2020 год, утверждённого Приказом Министерства имущества Челябинской области от 26 декабря 2019 года N 231-П отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя административного истца - Чвало А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Министерством имущества Челябинской области издан приказ N 231-П от 26 декабря 2019 года, которым определён перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости на 2020 год (далее - Перечень, Приложение к приказу). Перечень опубликован на официальном сайте Министерства имущества Челябинской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "imchel.ru" 30 декабря 2019 года, а также в издании "Южноуральская панорама" N 125 (спецвыпуск N 27) 30 декабря 2019 года.
В пункт 1208 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес".
Щетинина О.В. обратилась в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать не действующим пункт 1208 Перечня, поскольку указанное в нём принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Щетинина О.В. ссылалась на то, что включение данного нежилого помещения в Перечень неправомерно возлагает на неё обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Челябинского областного суда от 21 января 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Щетинина О.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для изменения или отмены решения суда и считает его правильным.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В силу положений подпункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, с момента введения в действие обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Устав города Челябинска, принятого решением Челябинской городской Думы от 26 мая 2015 N 9/2 установлено, что к вопросам местного значения города Челябинска относятся, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов города Челябинска.
Законом Челябинской области от 28 октября 2015 N 241-ЗО "О единой дате начала применения на территории Челябинской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлено, что на территории Челябинской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения применяется с 1 января 2016 года.
Решением Челябинской городской Думы от 24 ноября 2015 N 15/20 "О введении налога на имущество физических лиц в городе Челябинске" на территории города Челябинска введён налог на имущество физических лиц, а также установлены ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, в том числе, на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункты 70-72 Положения о Министерстве имущества Челябинской области, утверждённого постановлением Губернатора Челябинской области от 10 декабря 2014 года N 233, суд первой инстанции правильно констатировал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела нежилое помещение N, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты", кадастровый номер N, принадлежащее на праве собственности Щетининой О.В, включено в пункт 1208 Перечня на основании его фактического использования.
Министерством имущества города Челябинска проведены мероприятия по обследованию помещения с целью определения вида его фактического использования, о чем составлен акт N 140, из которого следует, что площадь офисов составляет "данные изъяты"; площадь торговых объектов - "данные изъяты"; площадь объектов, которые оказывают бытовые услуги - "данные изъяты", что суммарно составляет "данные изъяты". Таким образом более 20 процентов площади обследуемого объекта фактически используется для размещения офисов, объектов бытового обслуживания и торговых объектов.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.
Довод апелляционной жалобы о нарушении порядка обследования, мотивированный тем, что собственник спорного помещения не был извещён о данном мероприятии, подлежит отклонению в связи со следующим.
Проанализировав положения Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утверждённого Постановлением Правительства Челябинской области от 29 января 2016 года N 35-П, исследовав акт обследования спорного нежилого помещения, суд первой инстанции верно указал, что названным Порядком (в редакции, действовавшей на момент проведения обследования) не предусмотрена обязанность Министерства имущества города Челябинска извещать собственника помещения о предстоящем мероприятии по определению вида фактического использования помещения, равно как и обязательное присутствие собственника помещения либо его представителя при проведении обследования.
Решение Челябинского областного суда от 21 января 2021 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 21 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щетининой О.В. ? без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.