Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2021 г. по делу N 16-133/2021-
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу Попова Д.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 31 города Южно-Сахалинска Сахалинской области от 26 марта 2020 года, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 31 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ, в отношении Попова Дмитрия Игоревича, у с т а н о в и л :
постановлением мирового судьи судебного участка N 31 города Южно-Сахалинска Сахалинской области от 26 марта 2020 года Попов Д.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с конфискацией карабина Сайга-410К, кал. 41/76, N 1258476.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 31 июля 2020 года постановление мирового судьи судебного участка N 31 города Южно-Сахалинска Сахалинской области от 26 марта 2020 года оставлено без изменения, жалоба Попова Д.И. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Попов Д.И. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты как незаконные, вынести новое решение или вернуть дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 (далее - Правила).
Из материалов дела следует, что 25 марта 2020 года в 9 часов 30 минут установлено, что Попов Д.И. по адресу: "адрес", в период с 23 по 25 марта 2020 года в нарушение требований статьи 22 Федерального закона об оружии и пункта 54 Правил осуществлял хранение огнестрельного оружия "данные изъяты", кал. "данные изъяты", N N на основании разрешения на право хранения и ношения оружия РОХа N N, срок действия которого истек 23 марта 2020 года.
Фактические обстоятельства совершенного Поповым Д.И. правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 25 марта 2020 года 65ЛРР N 000250320001562 (л.д. 3); объяснением Попова Д.И. от 25 марта 2020 года (л.д. 5); протоколом изъятия огнестрельного оружия и патронов от 25 марта 2020 года (л.д. 6); разрешением на хранение и ношение оружия РОХа N N от 23 марта 2015 года (л.д. 7), показаниями свидетеля Стулова Е.А, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств мировым судьей установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что действия Попова Д.И. подлежат переквалификации с части 6 статьи 20.8 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.11 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм права и подлежат отклонению в силу следующего.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом об оружии, который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям.
В силу положений статьи 22 Федерального закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 Федерального закона об оружии предусмотрено, что гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет.
Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона об оружии, которой установлен порядок лицензирования приобретения оружия и патронов к нему.
Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Федеральным законом документы.
При этом в соответствии с требованиями указанной нормы граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814", не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Аналогичная правовая позиция также выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 года N 2557-О.
Хранение гражданского огнестрельного оружия по истечении срока действия разрешения является незаконным и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ.
Согласно материалам дела Попов Д.И. осуществлял незаконное хранение по месту своего жительства гражданского огнестрельного оружия по истечении срока действия выданного ему разрешения на его хранение, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Действия Попова Д.И. правильно квалифицированы по части 6 статьи 20.8 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами совершенного им правонарушения. Оснований для переквалификации действий Попова Д.И. на часть 1 статьи 20.11 КоАП РФ не имеется.
Довод жалобы об отсутствии у Попова Д.И. умысла на незаконное хранение оружия не исключает его вины в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку с субъективной стороны незаконное хранение оружия возможно как умышленно, так и по неосторожности.
Доводы заявителя жалобы о том, что 20 февраля 2020 года Попов Д.И. обратился в ЦЛРР Управления Росгвардии по Сахалинской области для досрочного аннулирования разрешения на хранение и ношение оружия, однако должностным лицом было отказано в реализации Поповым Д.И. его законного права, опровергаются установленными по делу обстоятельствами и материалами дела, в частности показаниями заместителя начальника отдела по контролю за оборотом оружия ЦЛРР Управления Росгвардии по Сахалинской области Стулова Е.А, допрошенного судьей городского суда в ходе судебного заседания.
Из показаний Стулова Е.А. следует, что 20 февраля 2020 года Попов Д.И. действительно обращался к нему по вопросам хранения оружия. Попов Д.И. от оружия добровольно не отказывался, он обратился с устным заявлением о временном хранении оружия на период, пока не оформит разрешение. Стулов Е.А. разъяснил Попову Д.И, что Управление Росгвардии не является органом, осуществляющим хранение принадлежащего физическим лицам оружия, на основании чего отказал Попову Д.И. в принятии оружия на хранение. Стулов Е.А. также отметил, что добровольный отказ от оружия предполагает волеизъявление лица, которое сдает оружие, без намерения его дальнейшей эксплуатации в связи с продажей либо по иным обстоятельствам. Поповым Д.И. такое волеизъявление заявлено не было.
Показания заместителя начальника отдела по контролю за оборотом оружия ЦЛРР Управления Росгвардии по Сахалинской области Стулова Е.А. являются последовательными и непротиворечивыми, согласуются с фактическими обстоятельствами, установленными в ходе производства по делу об административном правонарушении. Оснований не доверять показаниям указанного лица у судьи городского суда не имелось.
Утверждение Попова Д.И. о том, что сотрудник ЦЛРР Управления Росгвардии по Сахалинской области Стулов Е.А. своими действиями спровоцировал совершение Поповым Д.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, подлежит отклонению, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о неправомерных действиях или о какой-либо заинтересованности должностного лица ЦЛРР Управления Росгвардии по Сахалинской области в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено. Доказательств, свидетельствующих об обратном, заявителем жалобы также не представлено.
Вопреки доводам жалобы то обстоятельство, что Попов Д.И. принес оружие и сдал его на хранение в ЦЛРР Управления Росгвардии по Сахалинской области добровольно, не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава инкриминируемого административного правонарушения и не влияет на законность обжалуемых судебных актов.
Ссылка заявителя жалобы на постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 года N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" не может повлечь отмену состоявшихся по делу судебных актов, поскольку в соответствии с распоряжением Росгвардии от 17 апреля 2020 года N 1/369-Р "Об установлении особенностей осуществления в 2020 году разрешительной деятельности, нормативное правовое регулирование которой отнесено к компетенции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", изданного в целях реализации указанного постановления, срок подтверждения разрешительных документов на оружие переносится до 1 сентября 2020 года только в отношении тех документов, по которым сроки подтверждения соответствия наступают в период с 6 апреля по 1 августа 2020 года.
В рассматриваемом случае срок действия разрешения на право хранения и ношения оружия РОХа N 14212085, выданного Попову Д.И, истек 23 марта 2020 года.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судебными инстанциями нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Административное наказание Попову Д.И. назначено в пределах санкции части 6 статьи 20.8 КоАП РФ в соответствии с положениями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ, является формальным, следовательно, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении Попова Д.И. к исполнению требований Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814.
Таким образом, оснований для признания совершенного Поповым Д.И. административного правонарушения малозначительным по статье 2.9 КоАП РФ не имеется.
Иные доводы заявителя жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении дела.
Постановление мирового судьи вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 31 города Южно-Сахалинска Сахалинской области от 26 марта 2020 года, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 31 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ, в отношении Попова Дмитрия Игоревича оставить без изменения, жалобу Попова Д.И. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.