Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2021 г. по делу N 16-138/2021-
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу защитника краевого государственного профессионального образовательного автономного учреждения "Камчатский политехнический техникум" Древс Е.П. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Я.Н. от 25 марта 2020 года N 200020, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 июня 2020 года, решение судьи Камчатского краевого суда от 29 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - краевого государственного профессионального образовательного автономного учреждения "Камчатский политехнический техникум", у с т а н о в и л :
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Я.Н. от 25 марта 2020 года N 200020 краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение "Камчатский политехнический техникум" (далее - КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 июня 2020 года постановление должностного лица от 25 марта 2020 года N 200020 оставлено без изменения, жалоба директора КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" Буряк Л.Г. без удовлетворения.
Решением судьи Камчатского краевого суда от 29 июля 2020 года постановление должностного лица от 25 марта 2020 года N 200020 и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 июня 2020 года оставлены без изменения, жалоба директора КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" Буряк Л.Г. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" Древс Е.П. просит отменить вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
На основании абзацев 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Согласно пункту 3.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 апреля 2003 года N 34 и действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" к административной ответственности (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03) требования к искусственному освещению в зависимости от назначения помещения изложены в таблице N 2.
В силу требований пункта 33 таблицы N 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 уровни искусственной освещенности на учебной доске должны соответствовать гигиеническим нормативам - 500 Лк.
Пунктов 38 таблицы N 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 установлено, что уровни искусственной освещенности в мастерских по обработке металлов и древесины должны соответствовать гигиеническим нормативам - 300 Лк, коэффициент пульсации освещенности, Кп, % - не более 15%.
Из материалов дела следует, что в период с 27 ноября 2019 года по 24 декабря 2019 года на основании распоряжения от 19 ноября 2019 N 1140 главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю проведена плановая выездная проверка в отношении КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум", в ходе которой установлено, что 27 ноября 2019 года в период с 13 часов 00 минут до 14 часов 30 минут по адресу: "адрес" КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" Буряк Л.Г. допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных абзацами 1, 2 статьи 11, частью 1 статьи 28 и частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 33 и 38 таблицы N 2, пункта 3.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, а именно:
- измеренные уровни искусственной освещенности в сварочном цехе на рабочих местах (далее - р.м.) не соответствуют гигиеническим требованиям 300 Лк, и составляют: на р.м. за сверлильным станком - 188 Лк (с учетом неопределенности измерений ?8% - 173-203 Лк), занижены на 112 Лк (с учетом неопределенности измерений ?8% на 97-127 Лк); на р.м. за заточным станком - 214 Лк (с учетом неопределенности измерений ?8% - 197-231 Лк), занижены на 86 Лк (с учетом неопределенности измерений ?8% на 69-103 Лк); на р.м. у сварочного аппарата N 8 - 196 Лк (с учетом неопределенности измерений ? 8% -180-212 Лк), занижены на 104 Лк (с учетом неопределенности измерений ?8% на 88-120 Лк); на р.м. у сварочного аппарата N 3 - 253 Лк (с учетом неопределенности измерений ? 8% - 233-273 Лк), занижены на 47 Лк (с учетом неопределенности измерений ? 8% - 27-67 Лк); на р.м. у сварочного аппарата N 4 - 240 Лк (с учетом неопределенности измерений ? 8% - 221-259 Лк), занижены на 60 Лк (с учетом неопределенности измерений ? 8% на 41-79 Лк); на р.м. у сварочного аппарата N 11 - 238 Лк (с учетом неопределенности измерений ? 8% - 219-257 Лк), занижены на 62 Лк (с учетом неопределенности измерений ? 8% - 43-81 Лк); на р.м. у сварочного аппарата N 12 - 231 Лк (с учетом неопределенности измерений ?8% - 212-250 Лк), занижены на 69 Лк (с учетом неопределенности измерений ? 8% - 50-88 Лк); на р.м. у сварочного аппарата N 6 - 236 Лк (с учетом неопределенности измерений ? 8% - 217-255 Лк), занижены на 64 Лк (с учетом неопределенности измерений ? 8% - 45-83 Лк); на учебной доске - 330 Лк (с учетом неопределенности измерений ? 8% - 304-356 Лк), занижены на 170 Лк (с учетом неопределенности измерений ? 8% на 144-196 Лк);
- измеренный коэффициент пульсации освещенности в сварочном цехе на рабочих местах у сварочных аппаратов N N 3, 4, 6, 11 и 12 не соответствует гигиеническим требованиям - "не более 15%" и составляет: у сварочного аппарата N 3 - 23, 6%; у сварочного аппарата N 4 - 29, 0%; у сварочного аппарата N 6 - 28, 0%; у сварочного аппарата N 11 - 25, 1%; у сварочного аппарата N 12 - 17, 0%.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24 декабря 2019 года N 1140 и послужили основанием для привлечения КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
Факт совершения КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 200005 от 15 января 2020 года (т. 1 л.д. 3-4); распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 19 ноября 2019 года N 1140 (т. 1 л.д. 7-10); актом проверки от 24 декабря 2019 года N 1140 (т. 1 л.д. 11-18); гигиенической оценкой протокола измерений освещенности от 2 декабря 2019 года N 684 (т. 1 л.д. 20-21); протоколом измерений освещенности от 2 декабря 2019 года N 684 (т. 1 л.д. 22-23); гигиенической оценкой протокола измерений коэффициента пульсации освещенности от 2 декабря 2019 года N 685 (т. 1 л.д. 24-25); протоколом измерений коэффициента пульсации освещенности от 2 декабря 2019 года N 685 (т. 1 л.д. 26-27); протоколом проведения измерений физических факторов от 27 ноября 2019 года (т. 1 л.д. 28-31); выпиской из ЕГРЮЛ от 19 ноября 2019 года N ЮЭ9965-19-114868887 (т. 1 л.д. 33-36); экспертным заключением от 13 декабря 2019 года N 2085-1074-П/ОСН-06 (т. 1 л.д. 39-49) и иными материалами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод должностного лица и нижестоящих судебных инстанций о наличии в действиях КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы заявителя жалобы о том, что в нарушение требований части 5 статьи 4.1 КоАП РФ КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" трижды привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ за одно и то же административное правонарушение, являются несостоятельными и подлежат отклонению в силу следующего.
Из протокола об административном правонарушении N 200005 от 15 января 2020 года и постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Я.Н. от 25 марта 2020 года N 200020 следует, что КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" Буряк Л.Г. допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований 27 ноября 2019 года в период с 13 часов 00 минут до 14 часов 30 минут по адресу: "адрес" (т.1 л.д. 3-4).
Вместе с тем, согласно протоколу об административном правонарушении N 200004 от 15 января 2020 года и постановлению заместителя главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Я.Н. от 25 марта 2020 года N 200018 КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" Буряк Л.Г. допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований 27 ноября 2019 года в период с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут по адресу: "адрес" (т. 1 л.д. 81-88, 184-186).
Из протокола об административном правонарушении N 200006 от 15 января 2020 года и постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Я.Н. от 25 марта 2020 года N 200019 следует, что КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" Буряк Л.Г. допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований 28 ноября 2019 года в период с 10 часов 30 минут до 14 часов 00 минут по адресу: "адрес" (т.1 л.д. 89-98, 166-168).
Таким образом, административные правонарушения совершены КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" в разные дни, в разное время, при различных обстоятельствах, проверке подвергнуты различные помещения, при этом установлено нарушение разных требований СанПиН, в связи с чем нарушений положения части 5 статьи 4.1 КоАП РФ не усматривается.
Довод жалобы о том, что при проведении плановой выездной проверки в отношении КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" в качестве экспертов и представителей экспертных организаций принимали участие лица, не указанные в распоряжении от 19 ноября 2019 года N 1140, что не соответствует пункту 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не может повлечь признание акта проверки от 24 декабря 2019 года N 1140 недопустимым доказательством по делу, поскольку согласно части 2 статьи 20 названного Федерального закона нарушение указанного требования не является грубым нарушением, влекущим недействительность результатов проверки.
Ссылка заявителя жалобы на устранение ряда выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований в период проведения проверки подлежит отклонению, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии в действиях КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум"состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Административное наказание КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" назначено в пределах санкции части 1 статьи 6.7 КоАП РФ в соответствии с положениями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ. Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ, постановил:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Я.Н. от 25 марта 2020 года N 200020, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 июня 2020 года, решение судьи Камчатского краевого суда от 29 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" оставить без изменения, жалобу защитника КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум" Древс Е.П. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.