Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 5 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Кировского района города Хабаровска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Хабаровска о признании постановления незаконным в части, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Кировского района города Хабаровска обратился в Центральный районный суд города Хабаровска в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и просил признать незаконным постановление администрации города Хабаровска от 1 октября 2018 года N 3441 "О признании многоквартирного дома N 9 по пер.Зеленоборскому аварийным и подлежащим реконструкции и определении срока отселения жильцов", в части установления сроков отселения жильцов до 2025 года; возложить на администрацию города Хабаровска обязанность установить разумный срок отселения не превышающий шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Кировского района города Хабаровска, по обращению управляющей компании ООО ФИО8 об угрозе обрушения дома, проведена проверка о нарушении жилищных прав граждан, проживающих в доме N 9 по переулку Зеленоборскому в городе Хабаровске, в ходе которой установлено, что указанный многоквартирный дом находится в аварийном состоянии, его эксплуатация создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в жилом доме граждан, в связи с чем, установленный администрацией города Хабаровска срок отселения - до 2025 года, не является разумным.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 5 июня 2020 года административный иск прокурора удовлетворён в части: признан незаконным пункт 3.2 постановления администрации города Хабаровска от 1 октября 2018 года N 3441 "О признании многоквартирного дома N 9 по пер.Зеленоборскому аварийным и подлежащим реконструкции и определении срока отселения жильцов", в части установления сроков отселения жильцов до 2025 года; на администрацию города Хабаровска возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос об установлении сроков отселения жильцов многоквартирного дома N 9 по переулку Зеленоборскому в городе Хабаровске, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 сентября 2020 года решение Центрального районного суда города Хабаровска от 5 июня 2020 года изменено в части возложения обязанности на администрацию города Хабаровска. В указанной части принято новое решение, которым на администрацию города Хабаровска возложена обязанность установить разумный срок отселения физических лиц из жилого дома N 9 по переулку Зеленоборскому в городе Хабаровске, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
26 февраля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Хабаровска, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска 11 февраля 2021 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, прокурор не вправе был обращаться в суд с настоящим административным иском, поскольку круг лиц, проживающих в спорном доме, может быть определён. В административном иске отсутствует ссылка на то, каким нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не соответствует оспариваемое постановление. Обжалуемый прокурором срок расселения (до 2025 года) является предельным и разумным, а предоставление жилых помещений манёвренного фонда носит заявительный характер.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 марта 2021 года кассационная жалоба администрации города Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель администрации города Хабаровска в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, изучив письменные возражения прокуратуры Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
В соответствии с данным Положением основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения).
В соответствии с пунктом 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Из приведенных положений указанных правовых норм следует, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проведённой прокуратурой Кировского района города Хабаровска во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 3 марта 2017 года N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере", решения оперативного совещания при прокуроре города Хабаровска от 11 февраля 2020 года по вопросу соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном фонде, обращения директора управляющей компании ООО ФИО8, проверки нарушения жилищных прав граждан, проживающих в доме N 9 по переулку Зеленоборскому в городе Хабаровске, установлено, что указанный многоквартирный дом находится в аварийном состоянии, его эксплуатация создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в жилом доме граждан, в связи с чем, установленный администрацией города Хабаровска срок отселения - до 2025 года, не является разумным.
Заключением городской межведомственной комиссии от 13 сентября 2018 года N 594 жилой дом N 9 по переулку Зеленоборскому в городе Хабаровске (по состоянию на 2002 год физический износ здания составил 70 %) признан аварийными и подлежащими реконструкции, поскольку не соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Постановлением администрации города Хабаровска от 1 октября 2018 года N 3441 многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Хабаровск, переулок Зеленоборский, дом 9, признан аварийными и подлежащими реконструкции (пункт 1); управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города предписано организовать работу по проведению реконструкции многоквартирного дома (пункт 3.1) и по отселению жильцов в жилые помещения маневренного фонда в срок до 2025 года (пункт 3.2); Управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации города поручено, в срок до 2025 года, заключить с гражданами, подлежащими отселению, договоры найма жилых помещений маневренного фонда на период до завершения проведения реконструкции многоквартирного дома (пункт 4).
По результатам обследования здания, расположенного по адресу: город Хабаровск, переулок Зеленоборский, дом 9, проведённого ИП ФИО9 в июле 2017 года (шифр 626_64140/13), установлено, что техническое состояние конструкций здания находится в большей части в аварийном состоянии; выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания; установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания; причинами появления дефектов и повреждений, а также высокого физического износа являются неудовлетворительные условия эксплуатации, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" N 02.1/122 от 20 января 2017 года, установлено, что жилой дом N 9 по переулку Зеленоборскому в городе Хабаровске, не соответствует требованиям пунктов 9.1, 9.2. СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пунктов 2.3, 2.3.5. СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства по данному делу, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослался на положения Жилищного кодекса РФ, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённое постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, и пришёл к выводу, что спорный дом представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, а срок для отселения жильцов "до 2025 года" не может быть признан разумным.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия апелляционной инстанции, признав их верными, так как они основаны на правильном применении норм материального, процессуального права и представленных сторонами доказательств, которые исследованы судом в совокупности и им в решении дана надлежащая правовая оценка.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе администрацией города Хабаровска не представлено.
Довод кассационной жалобы о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд с настоящим административным иском, в связи с тем, что круг лиц, проживающих в спорном доме, может быть определён, является необоснованным, поскольку бездействие административного ответчика создает реальную угрозу для жизни и здоровья как лиц, проживающих в спорном многоквартирном доме, так и неопределённого круга лиц, которые могут оказаться непосредственно в доме или рядом с ним.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в судебных актах первой и апелляционной инстанции указан перечень нарушений жилищного законодательства и санитарных норм и правил проживания в жилых зданиях и помещениях, допущенных административным ответчиком при издании оспариваемого постановления.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие администрации города Хабаровска с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 5 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.