Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации г. Хабаровска Пильщиковой В.Е. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 9 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 сентября 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Кировского района г. Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Хабаровска о признании незаконным постановления в части установления сроков отселения физических и юридических лиц из аварийного жилья, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Кировского района г. Хабаровска обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации г. Хабаровска о признании незаконным постановления от 16 августа 2019 года N 2687 "О признании многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года, возложении обязанности установить разумный срок отселения физических и юридических лиц указанного жилого дома, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на основании заключения межведомственной комиссии 16 августа 2019 года администрацией г. Хабаровска принято постановление N 2687 "О признании многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов", в котором указан срок отселения жильцов дома до 2025 года. С учетом технического состояния жилого дома, высокого уровня физического износа конструктивных элементов здания определенный в постановлении органа местного самоуправления срок расселения граждан, определенный без какого-либо обоснования, не является разумным, противоречит жилищному законодательству, которое основано на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 9 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 сентября 2020 года, административные исковые требования прокурора Кировского района г. Хабаровска удовлетворены, постановление администрации г. Хабаровска от 16 августа 2019 N 2687 "О признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" в части установления срока отселения жильцов многоквартирного "адрес" до 2025 года признано незаконным, на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность установить разумный срок отселения жильцов дома "адрес" в жилые помещения маневренного фонда, не превышающий восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
11 февраля 2021 года представителем администрации г. Хабаровска Пильщиковой В.Е. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 26 февраля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на отсутствие у прокурора права обращаться в суд с настоящим административным иском, поскольку лица, проживающие в спорном доме, могут быть установлены. Считает, что оспариваемое постановление не нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, не противоречит каким-либо нормативным правовым актам, что исключает признание его незаконным по смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указанный в постановлении срок для отселения является предельным, установлен органом местного самоуправления в рамках своей компетенции, исходя из объективной возможности совершения тех или иных действий. Установление восьмимесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу для отселения жильцов многоквартирного дома в жилые помещения маневренного фонда не отвечает принципу исполнимости судебного акта. Судами не учтено отсутствие в г. Хабаровске свободных жилых помещений маневренного фонда, предоставление которых осуществляется в заявительном порядке. Кроме того, полагает, что прокурором пропущен срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, исчисляемый с даты, когда жильцам дома стало известно о нарушении их прав.
Административный ответчик - администрация г. Хабаровска о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена своевременно и в надлежащей форме, ее представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, двухэтажный жилой "адрес" 1938 года постройки, состоит из восьми квартир, шесть из которых являются муниципальной собственностью.
На основании заключения межведомственной комиссии от 18 июля 2019 года N 700 "О выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции" администрацией г. Хабаровска 16 августа 2019 года принято постановление N 2687 "О признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов", согласно которому срок отселения жильцов дома в жилые помещения маневренного фонда установлен до 2025 года.
Проверяя законность указанного постановления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что установленный в нем срок отселения граждан из подлежащего реконструкции многоквартирного жилого "адрес" (до 2025 года) не является разумным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку представленные в материалы дела доказательства объективно подтверждают развитие деформаций несущих конструкций дома, создающих реальную угрозу его обрушения, и как следствие угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, в соответствии с которым определение срока отселения жильцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления (пункт 49).
Между тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции дома должны определяться исходя из фактического состояния здания, наличия опасности для жизни и здоровья граждан, а также отвечать требованиям разумности.
В этой связи, при установлении факта представления жилого помещения опасности для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока реконструкции дома.
Материалами дела подтверждено, что жилой дом, распложенный по адресу: "адрес", по состоянию на 1999 год имел физический износ 73%.
В 2019 году ИП Третьяковым Р.А. проведено техническое обследование дома, по результатам которого установлены следующие категории технического состояния здания, а именно: повреждения кирпичной кладки и просадка фундамента, волны и просадки в напольном покрытии, гниение деревянных конструкций пола, по совокупности признаков категория технического состояния фундамента оценена как аварийное; множественные обрушения штукатурного слоя внешних стен, перекосы дверных и оконных проемов, биологические поражения стен, рассыхание, гниение бревен внешних стен, совокупность данных признаков свидетельствует об аварийном техническом состоянии стен здания; загнивание деревянных элементов перекрытия, провисание перекрытий, обрушение штукатурного слоя с перекрытий в подъезде и квартирах, техническое состояние конструкций перекрытий определено как аварийное; разрушение кровельного покрытия, увлажнение деревянных конструкций крыши, ослабление врубок и соединений деревянных элементов крыши, по совокупности признаков категория технического состояния крыши - недопустимое; система внутреннего электроснабжения по совокупности признаков в соответствии с нормативными требованиями имеет техническое состояние - неудовлетворительное; система печного отопления характеризуется неудовлетворительным состоянием, зафиксированы трещины в печах, разрушение кирпичной кладки печи, дымоходы имеют значительные повреждения: выпадение кирпичей, трещины по стенкам.
Выявленные в ходе проведения обследования дефекты и повреждения нарушают нормальную эксплуатацию здания. Установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания. Причинами появления дефектов и повреждений, а также высокого физического износа являются неудовлетворительные условия эксплуатации здания, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" N 02.1/1639 от 13 июля 2018 года многоквартирный "адрес" не соответствует требованиям пунктов 9.1, 9.2 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пунктов 2.3, 2.3.5 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест".
Из отчета Хабаровского краевого отделения ВДПО следует, что здание многоквартирного жилого "адрес" соответствует требуемой степени огнестойкости (V), условия обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара в жилом доме не выполняются.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о наличии реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, невозможности безопасного нахождения жильцов дома в нем до 2025 года с учетом состояния дома, в связи с чем, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что установленный администрацией г. Хабаровска срок для отселения жильцов до 2025 года не может быть признан разумным, поэтому с целью устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которого обратился в суд прокурор, возложили на орган местного самоуправления обязанность установить разумный срок отселения жильцов жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", не превышающий восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом состояния спорного многоквартирного дома, а также принимая во внимание необходимость соблюдения администрацией г. Хабаровска соответствующей процедуры по переселению жильцов дома в жилые помещения маневренного фонда, суд кассационной инстанции находит определенный судом первой инстанции срок соответствующим требованиям разумности и исполнимости судебного акта.
Вопреки позиции административного ответчика, изложенной в кассационной жалобе, отсутствие в муниципальной собственности жилых помещений маневренного фонда при наличии реальной угрозы для жизни и здоровья проживающих в многоквартирном доме лиц не может являться основанием для признания действий администрации муниципального образования правомерными.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с настоящим административным иском в связи с тем, что круг лиц, проживающих в спорном доме, может быть определен, является необоснованным.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В рассматриваемом случае бездействие административного ответчика создает реальную угрозу для жизни и здоровья как лиц, проживающих в спорном многоквартирном доме, так и иных лиц, круг которых не может быть определен.
Утверждение в кассационной жалобе о пропуске прокурором срока на обращение в суд является несостоятельным, поскольку обстоятельства, явившиеся основанием для обращения в суд, были установлены во время прокурорской проверки, проведенной в феврале 2020 года на основании решения оперативного совещания при прокуроре г. Хабаровска от 11 февраля 2020 года, с настоящим административным иском обратился прокурор 7 мая 2020 года, то есть в установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок.
Доводы кассационной жалобы администрации г. Хабаровска не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, по существу выражают несогласие административного ответчика с выводами судов нижестоящих инстанций, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и исследованных доказательств, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 9 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.