Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г.Хабаровска на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 21 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г.Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Хабаровска о признании незаконным постановления в части установления сроков отселения физических и юридических лиц, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г.Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконным постановление администрации г.Хабаровска от 29 мая 2019 года N "О признании многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года; обязать администрацию г.Хабаровска установить разумный срок отселения физических и юридических лиц жилого дома "адрес" в г.Хабаровске, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 25 мая 2019 года администрацией г.Хабаровска принято постановление N "О признании многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов", в котором определен срок отселения жильцов указанного дома до 2025 года. Согласно экспертному заключению ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае жилой дом "адрес" не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". В ходе обследования технического состояния несущих и ограждающих конструкций указанного дома в 2018 году выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания. В ходе проведенной совместно со специалистом Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края проверки надлежащего содержания общедомового имущества установлено, что конструктивные элементы жилого дома находятся в неисправном состоянии. Таким образом, срок расселения граждан, указанный в постановлении органа местного самоуправления, не является разумным, противоречит жилищному законодательству. Установление срока отселения до 2025 года не свидетельствует об исполнении администрацией обязанности по реконструкции жилого дома и расселению жильцов из аварийного жилья в установленном законом порядке, поскольку доказательства, свидетельствующие о возможности проживания граждан в аварийном доме до 2025 года, как и доказательства того, что реконструкция указанного жилого дома не может быть произведена ранее 2025 года, в рамках проверки администрацией г.Хабаровска не представлены. Определение срока расселения жильцов до 2025 года из жилых помещений может привести к значительному материальному ущербу и гибели людей. В постановлении отсутствует обоснование установления срока расселения граждан до 2025 года, постановление не мотивировано.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 21 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 октября 2020 года, административные исковые требования прокурора г.Хабаровска удовлетворены частично: признано незаконным постановление администрации г.Хабаровска от 29 мая 2019 года N "О признании многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома N "адрес" до 2025 года. На администрацию г.Хабаровска возложена обязанность установить разумный срок отселения жильцов дома N "адрес" в г.Хабаровске в жилые помещения маневренного фонда, не превышающий двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
5 марта 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации г.Хабаровска, поданная через Центральный районный суд г.Хабаровска 18 февраля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции административный ответчик указал, что судом не установлено, что оспариваемое постановление противоречит каким-либо нормативным правовым актам или нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Срок отселения лиц определяется органом местного самоуправления самостоятельно, исходя из объективной возможности совершения тех или иных действий. Определение срока отселения физических или юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Круг лиц не является неопределенным, может быть установлен. Пропущен срок обращения в суд.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 9 марта 2021 года кассационная жалоба администрации г.Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Царевой М.Г, изучив письменные возражения прокуратуры Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение).
В соответствии с данным Положением основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения).
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (пункт 33 Положения).
Из приведенных правовых норм следует, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем, сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.
Как следует из материалов настоящего административного дела, согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" жилой дом "адрес" в г.Хабаровске 1947 года постройки не соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест".
С июня 2012 года наниматель квартиры "адрес" обращался в администрацию г.Хабаровска и органы прокуратуры по вопросу сноса (капитального ремонта) дома и расселения жильцов.
По результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", проведённого ИП ФИО7 в декабре 2018 года, установлено, что техническое состояние конструкций здания находится в большей части в аварийном состоянии; выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания; установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания; причинами появления дефектов и повреждений, а также высокого физического износа являются неудовлетворительные условия эксплуатации, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта.
Заключением городской межведомственной комиссии от 30 апреля 2019 года N многоквартирный дом "адрес" в г.Хабаровске (по состоянию на 2004 год физический износ здания составил 63 %) признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением администрации г.Хабаровска от 29 мая 2019 года N многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 1); управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города предписано организовать работу по проведению реконструкции многоквартирного дома (пункт 3.1) и по отселению жильцов в жилые помещения маневренного фонда в срок до 2025 года (пункт 3.2); Управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации города поручено в срок до 2025 года заключить с гражданами, подлежащими отселению, договоры найма жилых помещений маневренного фонда на период до завершения проведения реконструкции многоквартирного дома (пункт 4).
На основании обращения ФИО8 помощником прокуратура Кировского района г.Хабаровска совместно с главным специалистом главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края был осуществлен осмотр общего имущества многоквартирного дома "адрес" г.Хабаровска. В ходе визуального осмотра обнаружено, что местами наблюдается разрушение отделочного слоя фасада, цоколь здания со стороны квартир 3, 4 имеет глубокие трещины, разрушения отделочного слоя, деформирован, местами отходит от здания, по всему периметру отсутствует отмостка. Стены со стороны квартир 3, 4 имеют следы гнили, деформированы, имеют отклонения от вертикали, воздухопроницаемость. Также наблюдается просадка, зыбкость и деформация полов, имеются следы гнили крылец дома со стороны квартир 3, 4, которые прилегают к входу каждой из них. Окна имеют остекление и деревянные рамы, которые деформированы, входные двери в квартиры 3, 4 деформированы и перекошены. Жилой дом расположен ниже уровня дороги, не обеспечен отвод атмосферных и талых вод от стен жилого дома, конструктивные элементы жилого дома находятся в технически неисправном состоянии. Срок расселения граждан - до 2025 года, не является разумным, противоречит жилищному законодательству.
Мэру г.Хабаровска 2 декабря 2019 года внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, в котором указано на то, что определение срока расселения жильцов до 2025 года может привести к значительному материальному ущербу и гибели людей.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами Жилищного кодекса РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, пришли к обоснованному выводу о том, что спорный дом представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, а срок для отселения жильцов "до 2025 года" не может быть признан разумным. Уже в 2019 году состояние дома было установлено как аварийное и опасное для проживания.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе администрацией г.Хабаровска, не представлено.
Довод кассационной жалобы о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд с настоящим административным иском, в связи с тем, что круг лиц, проживающих в спорном доме, может быть определён, является необоснованным, поскольку бездействие административного ответчика создает реальную угрозу для жизни и здоровья как лиц, проживающих в спорном многоквартирном доме, так и неопределённого круга лиц, которые могут оказаться непосредственно в доме или рядом с ним.
Указание в кассационной жалобе на пропуск прокурором срока на обращение в суд (административный иск поступил 26 февраля 2020 года), является ошибочным, так как обстоятельства, явившиеся основанием для обращения в суд, были установлены во время прокурорской проверки, проведённой по обращению гражданина, в ноябре-декабре 2019 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в судебных актах первой и апелляционной инстанций указан перечень нарушений жилищного законодательства и санитарных норм и правил проживания в жилых зданиях и помещениях, допущенных административным ответчиком при издании оспариваемого постановления.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 21 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.