Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) о признании недействующим постановления от 25 октября 2019 года N 119.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) ФИО6, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее - Орган регулирования) от 25 октября 2019 года N 119 установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую Государственным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" Республики Саха (Якутия) потребителям муниципального образования "посёлок Витим" МР "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на 2019 год.
Приложением к указанному постановлению для прочих потребителей на период с 1 ноября 2019 года по 31 декабря 2019 года установлен одноставочный тариф на питьевую воду в размере 125, 89 рублей; размер одноставочного тарифа на питьевую воду для населения на тот же период установлен в размере 151, 07 рубль.
Постановление зарегистрировано в Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) 28 октября 2019 года N RU140142019689, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 октября 2019 года.
Государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" Республики Саха (Якутия) (далее - ГУП "ЖКХ РС(Я)", Предприятие) обратилось в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просило признать недействующим постановление Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2019 года N 119 "Об установлении тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую ГУП "ЖКХ РС (Я)" потребителям муниципального образования "посёлок Витим" МР "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на 2019 год".
В обоснование заявленных требований ГУП "ЖКХ РС(Я)" указало, что Органом регулирования при расчёте нормативной численности работников скважины "Аэропорт" необоснованно не принято в состав необходимой валовой выручки, заявленной организацией, суммы расходов на оплату труда работников, исходя из предложенной регулируемой организацией нормативной численности в размере 8, 537 единиц работников скважины, рассчитанной с учётом количества смен (4, 4), количества часов в сутках (24) и нормы рабочего времени на 1 работника в количестве 165 часов. Вместо этого в состав необходимой валовой выручки Органом регулирования включены расходы на оплату труда работников в размере 942, 29 тыс. из расчета самостоятельно установленной Органом регулирования с применением метода интерполяции нормативной численности равной 1, 9 единицы работников скважины, определенной как сумма следующих рассчитанных Органом регулирования размеров нормативной численности работников: 1, 23 машиниста (вместо заявленных предприятием с учётом коэффициента невыходов 5, 534 единиц), 0, 10 водораздатчика (вместо заявленных 0, 686 единиц), 0, 57 обходчика (вместо заявленных 0, 726 единиц). При этом органом регулирования полностью исключены из расчета нормативной численности заявленные предприятием 0, 865 единиц слесаря-ремонтника, 0, 629 единиц слесаря КИПиА, 0, 097 единиц начальника участка.
По мнению административного истца, тариф на питьевую воду установлен с нарушением принципов регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, закрепленных в статье 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктов 38, 41 Основ ценообразования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406, а заявленная сумма расходов по указанной статье затрат неправомерно уменьшена, поскольку при определении расходов на оплату труда не была учтена среднесписочная нормативная численность работников скважины "Аэропорт", рассчитанная предприятием с учётом Рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утверждённых приказом Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 года N 66 (далее - Рекомендации Госстроя N 66, приказ Госстроя N 66) и положений трудового законодательства.
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований ГУП "ЖКХ РС(Я)" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июля 2020 года решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2020 года отменено. По делу принято новое решение, которым постановление Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2019 года N 119 "Об установлении тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую ГУП "ЖКХ РС (Я)" потребителям муниципального образования "посёлок Витим" МР "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на 2019 год" признано недействующим со дня принятия нормативного правового акта.
29 января 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), поданная через Верховный суд Республики Саха (Якутия) 30 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июля 2020 года и оставлении в силе решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2020 года.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, ссылка суда апелляционной инстанции на Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, является необоснованной, поскольку ОТС не может одинаково распространяться и учитывать особенности всех регионов, в связи с чем должны приниматься региональные тарифные соглашения. Кроме этого, Органом регулирования правильно произведён расчёт расходов на оплату труда с применением метода интерполяции, поскольку на момент принятия тарифного решения не представлялось возможным определить фактическую численность производственного персонала Витимского филиала ГУП "ЖКХ РС(Я)". Также, судом апелляционной инстанции не решён вопрос о принятии заменяющего нормативного правового акта, тем самым нарушена часть 4 статьи 216 КАС РФ.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2021 года кассационная жалоба Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2021 года рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции назначено посредством использования видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Якутского городского суда Республики Саха (Якутия).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель ГУП "ЖКХ РС(Я)" в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) ФИО6, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, изучив письменные возражения прокуратуры Республики Саха (Якутия), судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии со статьёй 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению подлежит государственному регулированию.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, кроме прочих, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого административным истцом регионального нормативного правового акта, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что он принят уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия)), действующего на основании Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утверждённого постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 года N 468), в рамках его компетенции, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликованию.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГУП "ЖКХ" РС(Я) является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей на территории муниципального образования (поселок Витим Ленского района Республики Саха (Якутия)) регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.
30 августа 2019 года ГУП "ЖКХ РС(Я)" впервые обратилось в Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) с заявлением об установлении тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение с 1 ноября 2019 года, с приложением документов, обосновывающим произведённый Предприятием расчёт размера тарифа, в котором Предприятием также был представлен расчёт расходов на оплату труда работников скважины "Аэропорт" исходя из нормативной численности 8, 537 единиц на основании штатного расписания и расчёта нормативной численности работников водопроводного хозяйства.
Приказом Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2019 года N 119/од открыто дело по установлению тарифов на услуги водоснабжения для потребителей посёлка Витим Ленинского района Республики Саха (Якутия), поставляемую ГУП "ЖКХ РС(Я)" на 2019 год, с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
На основании экспертного заключения, в котором расчёт тарифов произведён методом экономически обоснованных расходов (затрат), на заседании Правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) 25 октября 2019 года были утверждены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую ГУП "ЖКХ РС(Я)" потребителям посёлка Витим МР "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на 2019 год.
Согласно экспертному заключению, при установлении тарифов на 2019 года в составе необходимой валовой выручки Предприятия были снижены затраты по статье расходы на оплату труда. Так, в состав необходимой валовой выручки Органом регулирования включены расходы на оплату труда работников скважины "Аэропорт" в размере 942, 29 тыс. рублей, исходя из 1, 9 штатных единиц основного персонала водопроводного хозяйства, в том числе: 1, 6 штатных единиц машиниста насосных установок, 0, 71 штатных единиц обходчика, 0, 13 штатных единиц водораздатчика, 0, 005 штатных единиц начальника участка. Ввиду значительного отклонения фактических числовых значений технических показателей объектов водоснабжения от предельных, предусмотренных Рекомендациями Госстроя N 66 по нормированию труда работников, нормативная численность определена методом интерполяции согласно таблице, приведённой в экспертном заключении (выведены пропорции: 5 х 2, 52/15 = 0, 84 (с учётом коэффициента невыходов 1, 06 единиц), где 5 - нормативная численность, указанная в таблице 16 Рекомендаций Госстроя N 66 при производительности насосных станций до 15 тыс. куб.м/сутки, и 2, 52 тыс. куб.м/сутки - фактическая производительность насосной установки Витимского филиала ГУП "ЖКХ РС(Я)").
Согласно таблице 16 Рекомендаций Госстроя N 66 нормативная численность при производительности насосной станции до 15 тыс. куб.м/сутки составляет 5 - 6 единиц.
Фактическая производительность насосной установки Витимского филиала ГУП "ЖКХ РС(Я)" составляет 2, 52 тыс. куб.м/сутки.
Согласно пункту 24 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учётом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований ГУП "ЖКХ РС(Я)", пришёл к выводу, что тариф, утверждённый обжалуемым постановлением Органа регулирования, является экономически обоснованным и установленным в соответствии с действующим законодательством в сфере тарифного регулирования. Оспариваемое постановление не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в области государственного регулирования тарифов и не нарушают права административного истца.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая оспариваемое постановление недействующим, суд апелляционной инстанций, сослался на положения Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основ ценообразования, Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406, Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э, и согласился с выводом суда первой инстанции о том, что при рассмотрении дела нашёл своё подтверждение факт значительного отклонения фактических числовых значений технических показателей насосной установки Витимского филиала ГУП "ЖКХ РС(Я)" от предельных, предусмотренных Рекомендациями Госстроя N 66 по нормированию труда работников и как следствие - наличие у Органа регулирования права определения штатной численности основного персонала водопроводного хозяйства методом интерполяции, возможность использования которого предусмотрена пунктом 1.6 приказа Госстроя N 68. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу, что расчёт тарифа произведён Органом регулирования без учёта положений пункта 1.5 названного приказа Госстроя N 68, согласно которому указанными нормативами предусмотрена численность рабочих при продолжительности рабочей недели 40 часов с учётом наиболее полного и рационального использования рабочего времени. Кроме этого, Органом регулирования допущено несоответствие между фактически примененной методикой расчёта и методикой, указанной в экспертном заключении, поскольку фактически штатная численность основного персонала водопроводного хозяйства определена не методом интерполяции, а методом экстраполяции.
Также, суд апелляционной инстанции указал, что расчёт тарифа произведён Органом регулирования без учёта положений, действующего в сфере водоснабжения и водоотведения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утверждённого Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, ссылка суда апелляционной инстанции на приоритетность Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации перед региональными тарифными соглашениями, является правомерной.
Довод кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции не решён вопрос о принятии заменяющего нормативного правового акта, является необоснованным, поскольку в силу положений части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федераци", а также нормы части 3 статьи 216 КАС РФ, с учётом положений статьи 10 Конституции РФ о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, исполнение решения суда о признании недействующим (частично недействующим) нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется самим этим органом либо путем внесения в этот акт необходимых изменений и дополнений, направленных на его приведение в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, либо путем отмены данного акта и принятия органом нового нормативного правового акта, отвечающего требованиям других нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.