Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А, судей Ковалёва С.А. и Куратова А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нерюнгринского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности
по кассационной жалобе ответчика на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 02 декабря 2020 г.
заслушав доклад судьи Куратова А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нерюнгринский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о возложении обязанности. Требования мотивировал тем, что тоннелю " "данные изъяты" на 320 км. перегона "данные изъяты" 30.05.2011 присвоена I категория степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства и его возможных последствий. 21.05.2012 утверждены результаты оценки уязвимости, 25.02.2019 утверждены результаты дополнительной оценки уязвимости. В результате прокурорской проверки установлено, что в нарушение положений по обеспечению транспортной безопасности указанный объект не оборудован надлежащей системой видеонаблюдения. План обеспечения транспортной безопасности объекта не разработан и в Росжелдор на утверждение не направлен.
Просил суд обязать ОАО "РЖД" в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере транспортной безопасности на тоннеле " "данные изъяты"" на 320 км. перегона "данные изъяты", находящемся на балансе Тындинской дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД":
- установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую идентификацию физических лиц, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей;
- разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и направить его на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 24 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 02 декабря 2020 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить принятые по делу судебные постановления в части возложения обязанности по установке системы видеонаблюдения, обеспечивающей идентификацию физических лиц, являющихся объектами видеонаблюдения. В обоснование доводов жалобы указано, что требования, изложенные в постановлении Правительства РФ от 26.04.2017 N 495, не подлежат применению со дня вступления в силу постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633. Тоннель " "данные изъяты"" оснащен техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности, что соответствует действующим требованиям постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" по доверенности Панченко А.П. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям; прокурор Скарлухин М.А. просит в удовлетворении жалобы отказать.
Поскольку кассационная жалоба по существу содержит лишь довод о несогласии с решением суда в части возложения обязанности по установке системы видеонаблюдения, обеспечивающей идентификацию физических лиц, являющихся объектами видеонаблюдения, судебная коллегия в силу ст. 379.6 ГПК РФ полагает возможным проверить судебные постановления только в пределах указанного довода кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, оценил представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ. Руководствовался положениями статей 1, 4, 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 495. И исходили из того, что ОАО "РЖД" проявлено бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры; непроведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков обеспечения транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции обязал ОАО "РЖД" в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на объекте транспортной инфраструктуры "тоннель " "данные изъяты"" на 320 км. перегона "данные изъяты" (реестровый N ЖСТ N) установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую идентификацию физических лиц, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей; разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и направить его на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Оснований полагать выводы судов в обжалуемой части не соответствующим требованиям закона и обстоятельствам дела не усматривается, поскольку на дату принятия решения судом первой инстанции действовали Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 495 (далее - Требования N 495).
Согласно подпункту 1 пункта 6 указанных ТребованийN 495 субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры I категории дополнительно к положениям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей, а также критических элементов объекта транспортной инфраструктуры (на железнодорожном вокзале).
Вышеуказанные положения Требований N N ОАО "РЖД" не исполнено, в связи с чем в указанной части иск обоснованно удовлетворён.
То обстоятельство, что на основании постановления Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742 признаны утратившими силу Требования N N не может служить основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений, поскольку не свидетельствует о нарушении либо неправильном применение судом норм материального права.
В данном случае суд первой инстанции 24 августа 2020 года правомерно руководствовался действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела по существу положениями Требований N N, подлежащими применению в период возникших спорных правоотношений. Кроме того, постановление Правительства РФ от 08 октября 2020г. N 1633, вступившее в законную силу 24 октября 2020 г, на которое ссылается заявитель жалобы, не предусматривает распространение его положений на отношения, возникшие до введения его в действие.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судами правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 и ст. 327.1 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решений. В связи с чем, доводы кассационной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, к отмене состоявшихся судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 02 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.