Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Власенко И.Г, Старовойт Р.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску публичного акционерного общества "Камчатскэнерго" к Ершову Петру Борисовичу о взыскании платы за коммунальные услуги и пени
по кассационной жалобе Ершова Петра Борисовича на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 25 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 27 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, выслушав представителя ПАО "Камчатскэнерго" Читанава В.М. судебная коллегия
установила:
ПАО "Камчатскэнерго" обратился в суд с иском к Ершову П.Б. о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, отопления, теплоснабжения, услуг горячего водоснабжения.
В обоснование требований истец указал, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу "адрес". За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеет задолженность по оплате электроэнергии, отопления, горячего водоснабжения и ресурса, использованного на общедомовые нужды (ОДН) в размере 103 091 руб. 03 коп, в связи с чем просил взыскать указанную задолженность, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 46 578 руб. 56 коп, расходы по уплате госпошлины.
Представитель истца ПАО "Камчатскэнерго" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Ответчик Ершов П.Б. в судебном заседание признал требования в части задолженности по оплате электроэнергии, в остальной части просил отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснил, что в доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение, поскольку по проекту система ГВС и разводка для подачи горячего водоснабжения в квартиры в доме не предусмотрена, отсутствует горячее водоснабжение и по факту. Позицию ПАО "Камчатскэнерго" о праве начислять оплату за ГВС по норме потребления, т.к. он может поставить кран на радиатор отопления и сливать теплоноситель для собственных нужд, в т.ч. плату на ОДН, полагал незаконной.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 25 мая 2020 года с Ершова П.Б. в пользу ПАО "Камчатскэнерго" взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 103 091 руб. 03 коп. за период с 01 февраля 2015 года по 31 марта 2016 года, пени в размере 30 000 руб, расходы по уплате госпошлины - 3861 руб. 82 коп.
Апелляционным определением "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ершов Петр Борисович, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, за исключением удовлетворенных требований о взыскании задолженности по оплате электроэнергии.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу о наличии таких нарушений.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с положениями статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуг рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных. услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела и судом установлено, что Ершов П.Б. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес". В его квартире произведен демонтаж радиаторов отопления. Собственник самостоятельно перешел на альтернативный источник отопления.
На основании договора управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ управление многоквартирным "адрес" в "адрес" осуществляет МУП "Елизовское городское хозяйство".
Между ПАО "Камчатскэнерго" и МУП "Елизовское городское хозяйство" заключен договор теплоснабжения N от ДД.ММ.ГГГГ. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменении в договор теплоснабжения N от ДД.ММ.ГГГГ в договор теплоснабжения включен многоквартирный жилой дом по адресу "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ОАО "Камчатскэнерго" уведомило МУП "ЕГХ" об одностороннем отказе от исполнения договора электроснабжения потребителей от ДД.ММ.ГГГГ N.
Между ПАО "Камчатскэнерго" и МУП "Елизовское городское хозяйство" подписаны Соглашения, согласно которым управляющая компания уступила ресурсонабжающей организации право требования задолженности с граждан по оплате коммунальных услуг (электроэнергии, отопления, ГВС), в т.ч. на общедомовые нужды, из них по соглашению: от ДД.ММ.ГГГГ - за ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ - за ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ - за ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ- за ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ - за ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ - за ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ - за ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ - за ДД.ММ.ГГГГ года
Решением Елизовского районного суда по иску Ершова П.Б. к ПАО "Камчатскэнерго" о защите прав потребителя (гражданское дело N), вступившим в законную силу, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ПАО "Камчатскэнерго" приняло на обслуживание потребителей многоквартирного "адрес" в "адрес", и с указанной даты приступило к предоставлению коммунальной услуги по поставке электроэнергии непосредственно собственникам и пользователям помещений, в связи с чем суд признал право ПАО "Камчатскэнерго" начислять плату за поставленный коммунальный ресурс, и, как следствие, выставлять к оплате платежные документы.
На основании ст. 61 ГПК РФ суд признал указанное решение преюдициальным, оставив без внимания, что отказ гражданину в защите права потребителя при рассмотрении спора с иным предметом (право ресурсоснабжающей организации на взыскание платы в отношении периода, который не был предметом спора), с учетом приведенных ответчиком доводов и обстоятельств не имеет преюдициального значения в настоящем споре.
Обращаясь в суд с иском о взыскании задолженности ПАО "Камчатскэнерго" представило расчет, согласно которому расчет суммы взыскания определен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в расчет оплаты вошли ресурсы по электроэнергии, тепловой энергии (отопление), горячему водоснабжению и расходы на общедомовые нужды по указанным ресурсам.
Отклоняя возражения ответчика об отсутствии обязанности производить оплату отопления в связи с демонтажом радиаторов отопления, суд правильно указал, что данное обстоятельство не может служить основанием, для освобождения ответчика от уплаты задолженности за предоставленные услуги, поскольку Ершов П.Б. произвел демонтаж отопительных приборов без соответствующего разрешения органов местного самоуправления без соблюдения всех предусмотренных действующим законодательством процедур согласования и разрешения.
Акт обследования помещения, на который сослался ответчик устанавливает лишь фактическое отсутствие приборов отопления и разрешительным документом не является.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П из которого следует, что при отсутствии в помещениях радиаторов отопления, размещение которых предусмотрено технической документацией, равно как и при оборудовании жилого помещения индивидуальным прибором отопления, потребитель может быть освобожден от оплаты услуг по теплоснабжению этого помещения только при условии предоставления доказательств осуществления такого переустройства с соблюдением всех предусмотренных действующим законодательством процедур согласования и разрешения, что будет свидетельствовать о том, что коммунальная услуга по теплоснабжению в помещения не предоставлялась и не предоставляется.
Разрешая спор суд первой инстанции, руководствуясь статьями 153-155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденныи постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N354, Соглашениями о передаче права требования по оплате задолженности за коммунальные услуги и платы на ОДН, признал право ПАО "Камчатскэнерго", с чем согласился суд апелляционной инстанции, требовать оплаты за потребленную электрическую (тепловую) энергию, электроэнергию и ГВв т.ч. потребленные на общедомовые нужды (ОДН).
По мнению суда кассационной инстанции, судами, разрешившими дело, допущены существенные нарушения требований закона.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предметом спора является взыскание оплаты коммунальных ресурсов, потребленных на ОДН, в отношении которых Ершов П.Б. возражал, полагая, что расходы на ОДН, как составляющей части платы за содержание мест общего пользования должны оплачиваться управляющей компании.
В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статьи 154, 156 ЖК РФ, согласно которым плата за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД, включена в состав платы за содержание жилого помещения.
Из пункта 10 статьи 155 ЖК РФ следует, что собственники помещений в МКД оплачивают услуги и работы по содержанию этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Соответственно к таким лицам относятся управляющие организации, Товарищества собственником жилья и пр.
Возможности одновременного внесения платы за содержание жилого помещения разным лицам положениями ЖК РФ не предусмотрено, поскольку это противоречит установленному пунктом 9 статьи 161 ЖК РФ требованию об управлении МКД только одной управляющей организацией.
Вывод судов о возможности перераспределения обязанностей потребителя по оплате ОДН, как составной части платы за содержание жилого помещения в пользу РСО, при выбранной форме управления, сделан без учета соответствующих положений и является ошибочным.
Предусмотренный ст.ст. 154, 155, 157.2 ЖК РФ, Правилами N 354 порядок оплаты потребленного ресурса не затрагивает правовой механизм внесения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации 14 февраля 2012 года издало постановление N 124, которым утвердило Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Пунктом 4 указанных Правил N 124 предписана обязанность управляющей организации, товарищества или кооператива, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обратиться в РСО для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
Односторонний отказ ресурсонабжающей организации от выполнения договорных обязательств в отношении управляющей компании не предполагает права требовать от потребителя оплаты ОДН, поскольку порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома изменился - расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 ЖК РФ, часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Соответствующие изменения также внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124.
В связи с чем постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" установлено, что расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 1 января 2017 года при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Учитывая особенности такого нормативного регулирования, независимо от решения собственников помещений многоквартирного дома либо управляющей компании, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе, для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Тот факт, что Соглашением от 21 февраля 2017 года разрешен вопрос в отношении задолженности за февраль 2016 года не изменяет требований закона, которыми установлен прямой запрет на передачу одной из частей платежа за "содержание общего имущества" ресурсоснабжающей организации при действующей системе управления многоквартирным домом.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу дома, она же принимает от жителей дома плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124, управляющая организация даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличия заключенных договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2018 года N 308-ЭС18-3279).
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 3 апреля 2018 года N 59-ФЗ действие положений статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие из договоров управления многоквартирным домом, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При разрешении спора, судом первой инстанции не учтены приведенные особенности правового регулирования отношений, возникающих между собственниками жилых помещений многоквартирного дома, управляющей и ресурсоснабжающей организациями при заключении договоров управления многоквартирным домом, договоров на приобретение коммунальных ресурсов, в том числе используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; сделаны ошибочные выводы о праве РСО требовать от потребителя исполнения обязательств, составляющих предмет ответственности управляющей организации перед собственниками помещений дома в рамках договора управления многоквартирным домом.
При проверке кассационной жалобы в части незаконного начисления платы за горячее водоснабжение установлено, что многоквартирный "адрес" в "адрес" не имеет централизованного обеспечения горячим водоснабжением, в доме отсутствует оборудование для самостоятельного приготовления ГВС, материалы дела так же не содержат сведений о наличии в многоквартирном доме внутридомовой разводки для подачи ГВС в жилые и нежилые помещения многоквартирного дома.
В то время, как суд первой инстанции, отклоняя аналогичные доводы Ершова П.Б. со ссылкой на технический паспорт квартиры, доводы управляющей компании ООО "Жилремстрой", которая при рассмотрении иска ПАО "Камчатскэнерго" о взыскании расходов по оплате поставленного энергоресурса (тепловая энергия и теплоноситель для горячего водоснабжения на ОДН), в т.ч. в отношении домов расположенных по "адрес" в "адрес" подтвердила отсутствие горячего водоснабжения, суд указал на соответствие расчета утвержденным тарифам и норме потребления, фактически оставив без оценки приведенные ответчиком доводы.
Из обстоятельств дела и пояснений представителя ПАО "Камчатскэнерго" следует, что ресурсоснабжающая организация полагает возможным производить начисление платы за горячее водоснабжение по норме потребления и ГВС на ОДН исходя из того, что дом обеспечен централизованным отоплением, в связи с чем потребители имеют возможность использовать горячую воду непосредственно из радиаторов отопления.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения.
Закрытая система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
Частью 1 статьи 4 названного Закона установлено, что отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу пункта 19.1 ст. 2 Федерального Закона от 27.10.2010 N190 -ФЗ "О теплоснабжении" под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Под предоставлением потребителю коммунальных услуг горячего водоснабжения, согласно пп.б п.4 Правил N354 понимается снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Возражения представителя ПАО "Камчатскэнерго" о возможности начисления платы на основании тарифов установленных для открытой системы теплоснабжения с отбором теплоносителя для нужд ГВС основан на неверном толковании указанных норм и фактических обстоятельств дела, поскольку предположение истца о возможности подключения истца к радиаторам отопления (в т.ч. демонтированным в квартире истца) не относят действующую в доме систему отопления к открытой системе отопления с отбором теплоносителя для нужд ГВС.
СанПиН 2.1.4.2496-09 установлены санитарно-эпидемиологические требования ко всем видам систем централизованного горячего водоснабжения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Согласно пп.1.1, 3.1.6, 3.1.8, 3.1.9, 3.1.10 СанПиН 2.1.4.2496-09 система централизованного горячего водоснабжения дифференцируются на:
присоединенные к закрытым системам теплоснабжения;
присоединенные к открытым системам теплоснабжения;
системы централизованного горячего водоснабжения с отдельными сетями.
Произведенная на теплоисточнике вода доводится до потребителей с помощью тепловых сетей, которые делятся на магистральные, распределительные (квартальные) и дворовые. Качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде. При эксплуатации СЦГВ температура воды в местах водозабора не должна быть ниже +60 °C, статическом давлении не менее 0, 05 мПа при заполненных трубопроводах и водонагревателях водопроводной водой с соблюдением микробиологических показателей.
Согласно положениям п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества, включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Исходя их приведенных выше положений нормативных актов следует, что снабжение потребителей горячей воды может осуществляется тремя способами один из которых предполагает подачу тепловой энергии (отопления) и горячей воды в дом по отдельным централизованным сетям отопления и горячего водоснабжения (закрытый способ), два других способа (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) предполагают производство ГВС с использованием внутридомового оборудования (подогрев холодной воды) либо при открытой системе отопления отбор теплоносителя с его разводкой по внутридомовым инженерным сетям.
При этом, система горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения должна иметь отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, позволяющим регулировать и выдерживать температуру горячей воды, соответствующей установленным температурным параметрам. Такое подключение должно быть отражено в технической документации (техническом паспорте) жилого дома.
Ссылка представителя истца на утвержденные тарифы, приведенным в настоящем постановлении указанным правилам, не противоречит.
Иное применение требований закона противоречило бы подпункту б пункта 35 Правил от 06.05.2011 N 354, которым установлен прямой запрет потребителю производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя, Методическим указаниям по расчету тарифов на тепловую энергию на потребительском рынке, которые основываются на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и предусматривают в случае неполного возврата теплоносителя в тепловую сеть и/или на источник тепла (при открытой схеме теплоснабжения и горячего водоснабжения, и пр.) обязанность потребителя, кроме оплаты за тепловую энергию, содержавшуюся в невозвращенном (утраченном) теплоносителе, по установленному на нее тарифу, дополнительно возместить расходы теплоснабжающей организации на приобретение и химическую очистку воды.
При рассмотрении дела суд первой инстанции не применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не определилвышеприведенные обстоятельства, как юридически значимые, что повлекло незаконное нарушение прав участников гражданских правоотношений.
Суд апелляционной инстанции, призванный устранить допущенные судом первой инстанции нарушения, этого не сделал, фактически оставив без оценки приведенные в апелляционной жалобе Ершова П.Б. доводы, в связи с чем все существенные для дела обстоятельства, позволяющие разрешить нестоящий спор по существу, не установлены.
Принимая во внимание изложенное, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в Камчатский краевой суд.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 27 августа 2020 года отменить, направить материалы дела на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.