Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению ФИО1 о признании Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 23 ноября 2018 года N 121, а также Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110, недействующими в части с апелляционной жалобой Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры на решение Алтайского краевого суда от 21 октября 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения заинтересованного лица ФИО6 и его представителя ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 23 ноября 2018 года N 121 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N43/Пр/110 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Пунктом 1523 Перечня на 2019 год, пунктом 1769 Перечня на 2020 год в названные Перечни включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
ФИО1, являясь одним из собственников вышеуказанного объекта недвижимости, обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части названных нормативных правовых актов, полагая, что данное здание неправомерно отнесено в объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, так как оно не обладает перечисленными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками для включения его в Перечни, а именно в здании менее 20% площади помещений фактически используется в качестве офисов. Также административный истец указал, что перед включением здания в указанные Перечни административным ответчиком фактического обследования здания не проводилось, акт обследования здания не составлялся. Данное обстоятельство нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц.
Решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично, признан недействующим со дня принятия нормативного правового акта пункт 1523 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 23 ноября 2018 года N 121. В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе "адрес" по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, не оспаривая выводы суда об отсутствии оснований для признания недействующим в части Перечня на 2020 год, просит решение суда в части признания недействующим Перечня на 2019 год отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, указывая на то, что обследование спорного здания в целях установления его фактического использования проводилось три раза - 13 ноября 2015 года, 10 октября 2016 года и 11 января 2019 года. В результате обследований было установлено, что в спорном здании под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания используется не менее 20 процентов его общей площади, о чем составлены соответствующие акты, с которыми административный истец был ознакомлен. Вопреки мнению суда первой инстанции Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Алтайского края от 27 ноября 2003 года N 58-ЗС "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края" и Правила формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не содержат положений об обязательном ежегодном обследовании всех объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень либо запрещающих при принятии решения о включении того или иного объекта недвижимого имущества в Перечень учитывать результаты такого обследования, проведенного в предшествующие годы. Срок действия акта обследования не установлен и не ограничен по времени. Фактическое использование спорного здания в 2016-2018 годах устанавливалось в ходе судебного разбирательства в рамках рассмотрения другого административного дела. Обследование спорного здания в 2019 году проведено 11 января 2019 года.
Результаты данного обследования, отраженные в акте, фактически подтверждают использование спорного здания в целях размещения в нем офисов и объектов бытового обслуживания на начало налогового периода - 1 января 2019 года. Именно на данный налоговый период был сформирован Перечень на 2019 год. Изучение данного акта, исследование и оценка других доказательств, представленных в материалах дела, позволило суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что в целях формирования Перечня на 2020 год 25, 55% площади спорного здания использовалось для размещения офисов и объектов бытового обслуживания. При этом существенных отличий в использовании спорного здания в указанных целях на момент формирования Перечня на 2020 год по сравнению с моментом формирования Перечня на 2019 год суд не установил.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, представлены письменные возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО6 и его представитель ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как правильно установлено судом первой инстанции, нормативные правовые акты, отдельные положения которых оспаривались, приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования и правил введения в действие.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что нежилое здание N по "адрес" в "адрес" расположено на земельном участке, кадастровый N, с видом разрешенного использования согласно кадастровому паспорту на ДД.ММ.ГГГГ "административно- хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации районного значения".
Наименование и назначение объекта в кадастровом паспорте на здание, выписках из Единого государственного реестра недвижимости указано "нежилое здание". Согласно экспликации по выпискам из технического паспорта на здание помещения, позволяющие однозначно отнести их по наименованию к офисным, отсутствуют, понятие "кабинет" не тождественно офису; помещение торгового зала на первом этаже здания составляет 68, 2 кв.м, что меньше 20% общей площади здания.
Спорное здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год по критерию фактического использования здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а также объектов бытового обслуживания, то есть в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействующим Перечня на 2019 год, суд установил, что определение вида фактического использования здания с целью его включения в указанный перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год проведено с нарушением соответствующей процедуры, предусмотренной Правилами формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, которые устанавливают порядок формирования такого перечня объектов, внесения в него изменений и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 29 июня 2017 года N 237 (далее - Правила).
Согласно пунктам 3, 9, 12 Правил формирования перечня рабочая группа при подготовке проекта Перечня рассматривает вопрос о соответствии того или иного объекта недвижимого имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; рассматривает заявления собственников объектов недвижимого имущества об исключении указанных объектов из Перечня; принимает решение о необходимости проведения обследования объектов недвижимого имущества и определения вида их фактического использования, создает комиссии для их проведения.
В силу пунктов 6, 7 Правил формирования перечня для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил, проводится обследование таких объектов комиссиями, сформированными Рабочей группой. Комиссии по результатам фактического обследования объекта недвижимого имущества в день проведения обследования составляют Акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
Рабочая группа при подготовке проекта Перечня в соответствии с пунктом 8 Правил формирования перечня учитывает:
а) данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии с кадастровыми паспортами и (или) документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества;
б) данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о видах разрешенного использования земельных участков;
в) акты обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования, представленные комиссиями.
На основе анализа данных, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 8 настоящих Правил, а также поступивших обращений собственников объектов недвижимого имущества, организаций, владеющих такими объектами на праве хозяйственного ведения, и органов государственной власти и местного самоуправления Рабочая группа принимает решение о необходимости проведения плановых (внеплановых) обследований зданий (строений, сооружений) и помещений и определения вида их фактического использования. Плановые обследования проводятся ежегодно в период с 1 августа по 1 ноября текущего года (пункт 10 Правил формирования перечня).
Из материалов дела следует, что мероприятия по обследованию здания и помещений в нем на предмет их фактического использования проведены 11 января 2019 года, о чем составлен акт, согласно которому более 20 % общей площади используется под офисные помещения и помещения бытового обслуживания населения.
Оценив критически данный акт обследования, суд правильно исходил из того, что здание подлежало включению в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 годы в связи с установлением вида его фактического использования в том случае, если такое обследование имело место до 1 ноября 2018 года. Однако на момент включения здания в указанный Перечень объектов недвижимого имущества его фактическое использование не устанавливалось, несмотря на то, что сведения Единого государственного реестра недвижимости, кадастрового паспорта, документов технического учета не позволяли отнести данное здание к видам объектов недвижимости в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Вид разрешенного использования земельного участка также однозначно не предполагал размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
При таких данных, как верно указал суд, акт обследования 11 января 2019 года не может служить достоверным доказательством обоснованности включения здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимости на 2019 год.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.
С учетом установленных обстоятельств суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемый пункт 1523 Перечня объектов недвижимого имущества на 2019 год не соответствуют положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и принял правильное решение об удовлетворении административного иска в части.
Доводы апеллянта не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
В целом позиция административного ответчика, как и заинтересованного лица ФИО6, основана на неверном толковании закона. Их ссылки на акты обследования 2015-2016 годов, а также обстоятельства, установленные судом в рамках другого административного дела, обоснованно не приняты судом во внимание по мотивам, изложенным в решении суда.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального
права, подлежащие применению к спорному правоотношению, то решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Алтайский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.