Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В.
судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И.
при секретаре Таран И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Калашникова Николая Дмитриевича о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17 декабря 2019 года N "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 марта 2019 года N "О тарифах на захоронение коммунальных отходов для потребителей ИП Калашников Н.Д. в МО "Селенгинский район"
с апелляционной жалобой индивидуального предпринимателя Калашникова Николая Дмитриевича на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 15 декабря 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Ненашевой Е.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 марта 2019 года N "О тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей ИП Калашников Н.Д. в МО "Селенгинский район" для потребителей ИП Калашникова Н.Д.", зарегистрированным в Реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 27 марта 2019 года за N и опубликованным 27 марта 2019 года в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.egov-buryatia.ru, установлены тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов и долгосрочные параметры регулирования.
Приложением 1 к приведенному Приказу тариф на захоронение твердых коммунальных отходов (далее также - тариф на захоронение ТКО) на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года установлен в размере "данные изъяты" за куб.м.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17 декабря 2019 года N, зарегистрированным в Реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 20 декабря 2019 года за N и опубликованным 20 декабря 2019 года в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.egov-buryatia.ru, в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 марта 2019 года N "О тарифах на захоронение коммунальных отходов для потребления ИП Калашников Н.Д. в МО "Селенгинский район" внесены изменения, приложение N 1 к приказу изложено в новой редакции "данные изъяты" Период действия приказа определен со дня его официального опубликования по 31 декабря 2022 года включительно "данные изъяты"
Приложением N 1 названного приказа для потребителей ИП Калашников Н.Д. в МО "Селенгинский район" тарифы на захоронение ТКО установлены в следующих размерах: на первое и второе полугодие 2019 года, а также первое полугодие 2020 года - "данные изъяты" за куб.м, второе полугодие 2020 года - "данные изъяты". за куб.м, первое полугодие 2021 года - "данные изъяты". за куб.м, второе полугодие 2021 года и первое полугодие 2022 года - "данные изъяты" за куб.м, второе полугодие 2022 года - "данные изъяты". за куб.м.
Индивидуальный предприниматель Калашников Н.Д. (далее также - ИП Калашников Н.Д.) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив предмет исковых требований, просит признать недействующим приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17 декабря 2019 года N "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 марта 2019 года N "О тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей ИП Калашников Н.Д. в МО "Селенгинский район", не пожелав воспользоваться правом оспаривания приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 марта 2019 года N "О тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей ИП Калашников Н.Д. в МО "Селенгинский район" (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17 декабря 2019 года N).
В обоснование заявленных требований указал, что при установлении органом регулирования тарифа на 2020 год, РСТ РБ приняла в своих расчетах планируемый объем захоронения ТКО для потребителей Селенгинского района в год в размере "данные изъяты" тыс. руб. м, установленный Территориальной схемой, тогда как согласно подпункту "б" пункта 11 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года N 505 (далее также - Постановление Правительства РФ N 505), в случае если объект захоронения ТКО не оборудован средством измерения, коммерческий учет ТКО определяется исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство. При указанных обстоятельствах и учитывая, что на эксплуатируемом административным истцом полигоне отсутствуют средства измерения ТКО, полагает, что объем ТКО на данном полигоне должен быть принят административным ответчиком в размере, уменьшенном вдвое от планового объема доставки ТКО от потребителей Селенгинского района, утвержденного Территориальной схемой в области обращения с отходами.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 15 декабря 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ИП Калашников Н.Д. со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права, просит постановленный судебный акт отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу об отсутствии у органа регулирования обязанности установления тарифа на захоронение ТКО для потребителей ИП Калашников Н.Д, исходя из уменьшенного вдвое от утвержденного Территориальной схемой объема полезного отпуска ТКО, как и вывод о том, что Постановление Правительства РФ N 505 регулирует иные правоотношения, не относящиеся к существу спора, поскольку статьей 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусмотрено определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО именно в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством РФ.
Относительно доводов апелляционной жалобы Региональной службой по тарифам Республики Бурятия, заинтересованным лицом ООО "Альянс", а также участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых они, выражая мнение об ошибочности доводов апелляционной жалобы, просят решение Верховного Суда Республики Бурятия оставить без изменения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены заблаговременно и в надлежащей форме.
Административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, проверив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены постановленного судебного решения.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 (далее также - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными этим же постановлением Правительства РФ (далее также - Правила регулирования тарифов), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее-Методические указания).
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.
Государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ).
Тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться в порядке и по критериям, которые установлены основами ценообразования в области обращения с ТКО, определенными Правительством РФ.
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО и утверждение производственных программ в области обращения с ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в сфере государственного регулирования предельных тарифов в области обращения с ТКО, постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005 года N 29 определена служба по тарифам Республики Бурятия, в полномочия которой входит утверждение производственных программ операторов по обращению с ТКО, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО (пункт 3.10 постановления).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ИП Калашников Н.Д. осуществляет деятельность по сбору, транспортировке, обработке и размещению отходов I-IV класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном в г. Гусиноозерск.
Приказом РСТ РБ от 25 марта 2019 года N ИП Калашникову Н.Д. впервые утверждена производственная программа в сфере обращения с ТКО (захоронение ТКО).
С учетом внесенных приказом РСТ РБ от 17 декабря 2019 года N изменений, планируемый объем ТКО, размещаемых на полигоне в 2020 году, утвержден в размере "данные изъяты" тыс. куб.м, исходя из данных Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 29 ноября 2016 года N 540, действующим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с пунктами 3, 7, 8, 17, 18, 19 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объема и (или) массы ТКО (пункт 18 Основ ценообразования).
Как следует из материалов дела, ИП Калашников Н.Д. 28 августа 2019 года представил в РСТ РБ заявление о расчете тарифа на размещение (захоронение) ТКО методом экономически обоснованных расходов (затрат) на период 2020 года в связи с изменением производственной программы. При этом необходимая валовая выручка на 2020 год для расчета тарифа по данным предприятия составила "данные изъяты" руб. тыс. руб.
Приказом РСТ РБ от 11 сентября 2019 года открыто дело об установлении (корректировке) тарифов на захоронение ТКО для потребителей ИП Калашников Н.Д. Селенгинского района на 2020 год методом индексации, по результатам проведенной экспертизы поступившего от ИП Калашников Н.Д. предложения об установлении цен (тарифов) регулятор согласился с предложенным размером операционных (подконтрольных) расходов в полном объеме.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 14 Методических указаний расчетный объем и (или) масса ТКО определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления ТКО.
Установив при рассмотрении дела, что ИП Калашников Н.Д. за последний отчетный 2018 год в орган регулирования не представлял ни информацию о фактических объемах образования ТКО, ни данные о динамике образования отходов за последние три года, суд пришел к правильному выводу об обоснованном принятии административным ответчиком при расчете тарифов на услуги по захоронению ТКО объем ТКО в размере "данные изъяты" тыс. куб.м, отраженный в Территориальной схеме в области обращения с отходами. При этом суд обоснованно принял во внимание, что принятое регулятором среднегодовое размещение отходов в размере "данные изъяты" тыс. куб.м. не противоречит проектной вместимости и фактической мощности эксплуатируемого административным истцом полигона, установленной в размере "данные изъяты" тонн, данные о чем также отражены в Территориальной схеме.
Доводы административного иска о необходимости уменьшения утвержденного Территориальной схемой объема ТКО вдвое, исходя из предписаний подпункта "б" пункта 11 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года N 505, правомерно судом отклонены как основанные на неверном толковании истцом норм материального права, поскольку, как правильно указал суд, данное постановление Правительства не регулирует правоотношения в сфере тарифного регулирования.
Более того, установленный подпунктом "б" пункта 11 названных Правил коммерческого учета порядок осуществления расчета объема ТКО, исходя из уменьшенной вдвое вместимости кузова транспортного средства, предусмотрен законодателем в качестве экономически неблагоприятных последствий для тех владельцев объектов (полигонов), которые в нарушение требований пункта 10 Правил не осуществили оборудование объектов средствами измерения массы ТКО, а не в качестве условия для уменьшения владельцам таких объектов планируемых объемов размещения ТКО при установлении размеров тарифов.
По этим же основаниям не заслуживает внимания ссылка административного истца в апелляционной жалобе на положения статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которой определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством РФ, поскольку данная норма права не регулирует отношения в сфере тарифного регулирования.
То обстоятельство, что постановлением Правительства Республики Бурятия от 27 декабря 2019 года N 710 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Республики Бурятия", вступившим в законную силу с 1 января 2020 года, признано утратившим силу постановление Правительства Республики Бурятия от 29 ноября 2016 года N 540 "Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия", в данном случае на законность судебного акта не влияет, поскольку на момент принятия оспариваемого акта нормативный правовой акт, утвердивший Территориальную схему, данные которой об объемах ТКО были приняты органом тарифного регулирования на основании пункта 18 Основ ценообразования, являлся действующим.
При этом судебная коллегия учитывает, что отмена с 1 января 2020 года постановления Правительства Республики Бурятия от 29 ноября 2016 года N 540 "Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия" будет являться основанием для корректировки установленного для ИП Калашников Н.Д. на 2020 год тарифа на захоронение ТКО в следующем периоде регулирования с учетом положений пункта 57 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами".
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, являлись предметом проверки и оценки со стороны суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом при разрешении административно-правового спора по существу, и которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Влекущих отмену или изменение постановленного судебного акта нарушений, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Калашникова Николая Дмитриевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационных жалобы, представления через Верховный Суд Республики Бурятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.