Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской терминал" об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, с апелляционной жалобой министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на решение Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица ФИО3 и Хан Е.С, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Общество с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской терминал" (далее - ООО "Владивостокский морской терминал", Общество) обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании вышеуказанного нормативного правового акта недействующим в части, ссылаясь на то, что является собственником нежилого помещения площадью 66 кв.м с кадастровым номером N, расположенного в здании по адресу: "адрес". Включение указанного помещения в соответствующий Перечень влечет за собой необходимость производить оплату налога на имущество организаций в размере, исчисляемом из его кадастровой стоимости. Между тем, данный объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной кадастровой стоимости. Мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости не проводились, в график обследования в 2018-2019 годах объект не включался, то есть процедура определения фактического использования объекта недвижимости не производилась. Техническими документами в отношении спорного объекта недвижимости и сведениями из Единого государственного реестра недвижимости не подтверждается нахождение в объекте недвижимости помещений общей площадью более 20% от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором располагается спорный объект недвижимости, не предполагает размещение административно-деловых и торговых центров (комплексов), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. С учетом изложенного ООО "Владивостокский морской терминал" просил признать недействующим с 1 января 2020 года пункт 7128 Перечня объектов на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри.
Решением Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования удовлетворены, признан недействующим со дня принятия пункт 7128 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри.
В апелляционной жалобе министерство имущественных и земельных отношений Приморского края просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывая, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости спорное помещение расположено в здании с кадастровым номером N, наименование - административное. Несмотря на отсутствие сведений о виде разрешенного использования здания, государственный реестр недвижимости содержит сведения о наименовании здания. Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений путем осмотра объектов недвижимости и последующего составления актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный Перечень. Согласно сведениям сети Интернет и справочно-поисковой системы 2ГИС по адресу: "адрес", находятся офисы 33 организаций, что согласуется с видом разрешенного использования здания. Апеллянт полагает, что использование всего здания под размещение офисов не требует проведения дополнительных мероприятий по определению вида фактического использования, кроме того, сам административный истец указывает, что нежилые помещения используются им для осуществления хозяйственной деятельности Общества, в помещениях расположены структурные подразделения и штатные сотрудники.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых они просят решения суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители административного ответчика и заинтересованного лица ФИО3 и Хан Е.С. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статьям 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, который устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются, принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования и правил введения в действие.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
По смыслу приведенных положений федерального и регионального законодательства в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным перечисленными правовыми нормами.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ни само здание с кадастровым номером N, ни принадлежащее административному истцу помещение в нем, расположенные по адресу: "адрес", ни одному из перечисленных условий не соответствуют.
Наименование здания "административное" не предусмотрено налоговым законодательством в качестве условия для определения объекта в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть для отнесения принадлежащего административному истцу помещения к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Кроме того, принадлежащее административному истцу помещение, включенное в Перечень на 2020 год как отдельный объект, самостоятельного наименования не имеет.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков, которые предусматривают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, являются самостоятельным основанием для включения этих зданий в Перечень.
Принадлежащий Обществу объект недвижимости находится в здании на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания пожарного депо".
Данный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, то есть объектов недвижимости, которые Налоговый кодекс Российской Федерации позволяет отнести к объектам, подлежащим включению в Перечень.
На момент включения спорного помещения в указанный Перечень объектов недвижимого имущества сведения Единого государственного реестра недвижимости, кадастрового паспорта, документов технического учета также не позволяли отнести его к видам объектов недвижимости в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как не позволяли отнести в ним и здание, в котором располагается спорное помещение, что предполагало в силу приведенных положений налогового законодательства необходимость установления фактического использования объекта недвижимости.
Однако при рассмотрении административного дела суд первой инстанции установил, что мероприятия по определению вида фактического использования принадлежащего административному истцу объекта недвижимости до принятия оспариваемого пункта нормативного правового акта не проводились.
Расположение в нежилом помещении сотрудников организации само по себе не свидетельствует о статусе этого помещения "офис", поскольку офис предполагает не только нахождение в нем сотрудников, но и осуществление приема и работу с клиентами организации, наличие соответствующей офисной инфраструктуры, что в данном случае доказательствами не подтверждено.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (части 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), основания не согласиться с выводами суда первой инстанции о противоречии пункта 7128 Перечня на 2020 год положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" отсутствуют.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, учитывая, что административный истец с момента утверждения Перечня на 2020 год обязан уплачивать налог на имущество в размере кадастровой стоимости объекта недвижимости и признание оспоренной нормы с момента вынесения решения не достигнет цели восстановления его нарушенных прав и законных интересов, суд правомерно признал пункт 7128 Перечня на 2020 года недействующим со дня его принятия.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке также отсутствуют.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Приморского края - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Приморский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.