Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В.
судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-520/2020 по административному исковому заявлению Чупахина Н.С. о признании не действующими в части Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии (ПриложениеN1), утвержденное решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Алтайского края от 28 февраля 2020 года N 7, Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии (Приложение), утвержденное решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Алтайского края от 22 сентября 2017 года N 26, по апелляционной жалобе Чупахина Н.С. на решение Алтайского краевого суда от 26 ноября 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Никитиной Г.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от 15 января 2016 года N 210 было утверждено Положение о порядке назначения, индексации и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности главы муниципального образования Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы (далее - Положение от 15 января 2016 N 210).
Решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от 22 сентября 2017 года N 26 вышеуказанное решение Совета депутатов от 15 января 2016 года N 210 признано утратившим силу с 1 января 2017 года и утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии, определяющее порядок назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации и замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Администрации Волчихинского сельсовета (далее - Положение от 22 сентября 2017 года N 26).
В силу пункта 6 Положения от 22 сентября 2017 года N 26 лицу, замещавшему должность главы администрации Волчихинского сельсовета не менее одного срока полномочий, устанавливается пенсия в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания по замещавшейся должности за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии, и повышений с фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (абзац 1). За каждый полный год стажа работы в соответствующей должности свыше одного срока полномочий размер ежемесячной доплаты к пенсии по страсти (инвалидности), пенсии увеличивается на один процент среднемесячного денежного содержания. При этом общая сумма ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 55 процентов среднемесячного денежного содержания по соответствующей должности (абзац 2). Пенсия в соответствии с настоящим Положением не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости по состоянию на 01.01.2016 года (абзац 3).
Решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от 28 февраля 2020 года N 7 решение Совета депутатов от 22 сентября 2017 года N 26 признано утратившим силу с 1 января 2020 года и утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии, определяющее порядок назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), пенсии за выслугу лет лицам, получающим пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации и замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Администрации Волчихинского сельсовета (далее - Положение от 28 февраля 2020 года N 7).
Пункт 6 данного положения содержит аналогичные с пунктом 6 (абзацы 1 и 2) Положения от 22 сентября 2017 года N 26 требования к размеру пенсии, доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность главы администрации Волчихинского сельсовета. Абзац 4 пункта 6 (абзац 3 пункта 6 Положения от 22 сентября 2017 года N 26) изложен в иной редакции: в случае, если размер доплаты к пенсии или пенсии за выслугу лет меньше, чем установленная законодательством Российской Федерации сумма фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, действовавшая по состоянию на 01.01.2016 года, пенсия за выслугу лет, доплата к пенсии устанавливается в процентном отношении, согласно отработанному стажу в муниципальной службе, от суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, действующей по состоянию на 01.01.2016 года. Для главы сельсовета - 50 процентов.
Административный истец Чупахин Н.С. обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением и с учетом уточненных требований просил признать недействующими в части Положение от 22 сентября 2017 года N 26 и Положение от 28 февраля 2020 года N 7. В обоснование заявленных требований указал, что 16 мая 2012 года администрацией Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края ему была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии как лицу, замещавшему должность главы муниципального образования, которая до 1 сентября 2017 года составляла 9 128, 05 руб. В связи с принятием Положения от 22 сентября 2017 года N 26 размер ежемесячной доплаты к пенсии снизился до 4 383, 59 руб, а после принятия Положения от 28 февраля 2020 года N 7 размер доплаты стал составлять 2 843, 13 руб. Административный истец ссылается на то, оспариваемые Положения приняты в нарушение пункта 8 статьи 17, пункта 7 статьи 24 Закона Алтайского края от 28 октября 2005 года N 78 - ЗС "О государственной гражданской службе Алтайского края". По мнению Чупахина Н.С. он лишился гарантий, которые предусматривали, что размер доплаты к пенсии по ранее (до 1 января 2017 года) действовавшему законодательству определялся за вычетом страховой части трудовой пенсии, а после 1 января 2017 года стал определяться за вычетом страховой пенсии по старости, что значительно повлияло на размер доплаты к пенсии у административного истца, поскольку размер ежемесячной доплаты к пенсии значительно уменьшился.
Решением Алтайского краевого суда от 26 ноября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Чупахин Н.С. обратился в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в котором просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов указывает на то, судом первой инстанции не учтено, что оспариваемые Положения не соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, поскольку ухудшают его положение, как лица, вышедшего на пенсию до введения нового закона. Административный ответчик, установив фиксированный размер пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии в 50% и менее, фактически предусмотрел правило пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы, отличное от правил обеспечения государственных служащих установленных Законом Алтайского края от 28 октября 2005 года N 78-ЗС "О государственной гражданской службе Алтайского края". Вывод суда о дотационном бюджете Волчихинского сельсовета не подтверждается официальными документами.
Суд первой инстанции также не принял во внимание то, что вследствие непрерывных инфляционных процессов, происходящих в национальной экономике, а также пандемии не восполнение фактических потерь от снижения установленных законом размера социальных выплат равносильно отказу государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед гражданами, нуждающимися в особой социальной защите.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобы, Советом народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, Волчихинским сельсоветом Волчихинского района Алтайского края, администрацией Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"(пункт 4).
Из системного толкования положений статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 3.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует, что ежемесячная доплата к пенсии лица, замещавшего должность муниципальной службы, предоставляемая за счет средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления его полномочий.
Проанализировав приведенные нормы законодательства, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, с соблюдением установленной процедуры его принятия и порядком его опубликования, введения в действие.
Данные выводы суда лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Судом установлено, что постановлением администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от 16 мая 2012 года N 50 в соответствии с законом Алтайского края от 7 декабря 2007 года N 134 - ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае", на основании Положения "О порядке назначения, индексации и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности главы муниципального образования Волчихинский сельсовет Волчихинского района Алтайского края, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы" принятого решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета от 2 апреля 2012 года N 41, устава муниципального образования Волчихинский сельсовет Волчихинского района Алтайского края Чупахину Н.С. с 1 января 2012 года назначена доплата к пенсии в сумме 10431, 83 руб.
В 2016 году данное постановление было отменено по представлению прокурора Волчихинского района Алтайского края от 30 декабря 2015 года N 02-46-2015 Советом народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края и принято новое решение от 15 января 2016 года N 210 "Об утверждении Положения о порядке назначения, индексации и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности главы муниципального образования Волчихинский сельсовет Волчихинского района Алтайского края, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы" и доплата к пенсии Чупахину Н.С. стала составлять 9128, 05 руб.
В связи с принятием Положения от 22 сентября 2017 года N 26 размер доплаты снизился до 4 383, 59 руб, а после принятия Положения от 28 февраля 2020 года N 7 стал составлять 2 843, 13 руб.
Разрешая вопрос о законности оспариваемых положений, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в этой части правовое регулирование не является произвольным, принято в рамках компетенции представительного органа местного самоуправления, учитывает соответствующие финансово-экономические возможности муниципального образования. Введенный оспариваемыми нормами порядок установления минимального размера пенсии за выслугу лет и случаи ее назначения, не может рассматриваться как снижение уровня правовых гарантий, установленных для муниципальных служащих федеральным и региональным законодательством в области пенсионного обеспечения, поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служащим (доплаты к пенсии) - при наличии у муниципального служащего определенного стажа муниципальной службы (выслуги лет) - является дополнительной, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается.
Суждения суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами пункта 5 части 1 статьи 23, части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пунктов 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" части 4 статьи 17 Закона Алтайского края от 28 октября 2005 года N 78-ЗС "О государственной гражданской службе Алтайского края" частей 1, 2, 3 статьи 9 Закона Алтайского края от 7 декабря 2007 года N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае", положениями Устава муниципального образования Волчихинский сельсовет Волчихинского района Алтайского края, системный анализ которых позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета в отношении как вновь, так и ранее назначенных пенсий.
При этом суд правильно признал ошибочным указание административного истца о том, что оспариваемые Положения не содержат гарантий в виде сохранения права на пенсию за выслугу лет без учета изменений, внесенных в статью 17 Закона Алтайского края от 28 октября 2005 года N 78-ЗС "О государственной гражданской службе Алтайского края" и распространяющихся на административного истца и других лиц, приобретших право на пенсию за выслугу лет и уволенных с должности главы муниципального образования и лицам, замещающим должности муниципальной службы Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края до 01 января 2017 года.
При этом суд исходил из того, что изменения, относительно расчета размера доплаты к пенсии, на которые указывал представитель административного истца, внесены в Закон Алтайского края от 28 октября 2005 года N78-ЗС "О государственной гражданской службе Алтайского края" 3 декабря 2014 года и вступили в законную силу 1 января 2015 года. Изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2017 года, касаются правил подсчета стажа для назначения пенсии, доплаты к пенсии за выслугу лет.
Суд первой инстанции также пришел к выводу, что пункт 6 Положения от 28 февраля 2020 года N 7 в части установления минимального размера доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет в размере 50%, установленного законодательством Российской Федерации фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 1 января 2020 года не противоречит требованию пункта 8 статьи 17 Закона Алтайского края
"О государственной гражданской службе Алтайского края".
Выводы суда в указанной части подробно мотивированы. Оснований не согласиться с ними не имеется. Несогласие административного истца с выводами суда, а также иное толкование норм права, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о существенных нарушениях норм права, повлиявших на исход дела, и не является основанием для отмены или изменения судебного акта.
Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что условия пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы Администрации Волчихинского сельсовета, и лицам, замещавшим должность главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - Алтайского края.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе определение с учетом бюджетных возможностей органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных краевым законодательством, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих по сравнению с государственными гражданскими служащими Алтайского края.
Таким образом, не установив несоответствие оспариваемых Положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
Ссылка Чупахина Н.С. на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данные судебные акты не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 26 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чупахина Н.С. - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Алтайский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.