Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Ненашевой Е.Н., рассмотрев единолично, без проведения судебного заседания частную жалобу рыболовецкой артели "Колхоз Красный Труженик" на определение судьи Камчатского краевого суда от 08 февраля 2021 года о возвращении административного искового заявления о признании недействующим решения Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае, оформленного подпунктом 3.5 пункта 3 протокола от 07 мая 2020 года N, признании незаконным решения временно исполняющего обязанности руководителя Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства Татаринова Ю.А. от 12 мая 2020 года об утверждении указанного решения, УСТАНОВИЛ:
рыболовецкая артель "колхоз Красный Труженик" обратилась в Камчатский краевой суд с административным исковым заявлением к Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае, временно исполняющему обязанности руководителя Северо-Восточного территориального управления Росрыблоловства Татаринову Ю.А. о признании недействующим решения Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае, оформленного подпунктом 3.5 пункта 3 протокола от 07 мая 2020 года N, и признании незаконным решения временно исполняющего обязанности руководителя Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства Татаринова Ю.А. от 12 мая 2020 года об утверждении указанного решения Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае, оформленного протоколом от 07 мая 2020 года N. По мнению заявителя обжалуемое решение Комиссии отвечает признакам нормативности, поскольку принято уполномоченным органом государственной власти, обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Определением судьи Камчатского краевого суда от 08 февраля 2021 года административное исковое заявление возвращено заявителю со ссылкой на положения пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) ввиду неподсудности спора Камчатскому краевому суду.
В частной жалобе представитель рыболовецкой артели "колхоз Красный Труженик" Копытов И.А. со ссылкой на неправильное применение судом норм процессуального права, просит определение судьи Камчатского краевого суда от 08 февраля 2021 года отменить, указывая на ошибочность выводов суда о том, что Комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае не является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 20 КАС РФ, а также о том, что оспариваемое решение Комиссии, оформленное протоколом, не является нормативным правовым актом, законность которого может являться предметом проверки в порядке главы 21 КАС РФ.
Согласно частям 2 и 3 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется судьей единолично, без проведения судебного заседания.
Проверив административный материал, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление, если дело не подсудно данному суду.
Принимая решение о возврате административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый заявителем акт не обладает нормативными свойствами, а принявший его орган - не относится к числу органов государственной власти Камчатского края, акты которых могут являться предметом судебной проверки в порядке главы 21 КАС РФ.
С данным выводом суд апелляционной инстанции соглашается.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20 КАС РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб создается в субъекте Российской Федерации, и возглавляет указанную комиссию высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций.
Порядок деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб утвержден приказом Минсельхоза России от 08 апреля 2013 года N 170.
Из протокола заседания Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае от 07 мая 2020 года N, копия которого приложена к административному исковому заявлению, следует, что решение о неосуществлении промысла в периоды пропуска (проходных дней), приведении ставных морских неводов в нерабочее состояние до 24.00 часов суток, предшествующих проходному дню, принято в рамках повестки заседания (пункт 3 "О режиме проходных дней"), в составе ВрИО Губернатора Камчатского края (председателя комиссии), а также представителей органов государственной власти Камчатского края, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций.
Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Устава Камчатского края систему органов государственной власти Камчатского края составляют:
1) законодательный (представительный) орган государственной власти Камчатского края - Законодательное Собрание Камчатского края (далее - Законодательное Собрание);
2) высший исполнительный орган государственной власти Камчатского края - Правительство Камчатского края (далее - Правительство);
3) судебные органы Камчатского края: мировые судьи в Камчатском крае и Уставный суд Камчатского края, если он образован законом Камчатского края, входящие в единую судебную систему Российской Федерации.
В Камчатском крае устанавливается должность высшего должностного лица Камчатского края - губернатор Камчатского края. Губернатор Камчатского края возглавляет исполнительную власть в Камчатском крае.
Органы государственной власти Камчатского края могут, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должны создавать (формировать) государственные органы Камчатского края. Создание (формирование) государственного органа Камчатского края осуществляется в соответствии с законом Камчатского края, если иное не установлено федеральными законами и настоящим Уставом (пункт 4 статьи 13 Устава Камчатского края).
На территории Камчатского края не могут действовать иные органы государственной власти Камчатского края, образованные не в соответствии с настоящим Уставом (пункт 6 Устава).
Статьей 17 Устава Камчатского края определена система исполнительных органов государственной власти Камчатского края, которую составляют исполнительные органы государственной власти Камчатского края во главе с Правительством.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами "а", "б", "в", "г", "е" пункта 2 части 1 статьи 3 Закона Камчатского края от 29 марта 2012 года N 30 "О системе исполнительных органов государственной власти Камчатского края" (в редакции, действующей на день обращения в суд с иском) систему исполнительных органов государственной власти Камчатского края составляют Правительство Камчатского края, министерства Камчатского края, агентства Камчатского края, службы Камчатского края, инспекции Камчатского края, аппарат губернатора и Правительства Камчатского края.
Исходя из анализа приведенных законоположений федерального и регионального законодательства, является верным вывод суда о том, что Комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае к числу органов государственной власти Камчатского края не относится, в связи с чем ее решение, оформленное протоколом Комиссии от 07 мая 2020 года, не является актом, проверка законности которого положениями статьи 20 КАС РФ отнесена к подсудности Камчатского краевого суда.
При указанных обстоятельствах не имеют правового значения иные доводы частной жалобы, поскольку они на законность судебного акта не влияют.
Допущенная судом первой инстанции описка в указании оспариваемого заявителем акта - "протокол Комиссии" вместо верного "решение Комиссии, оформленное протоколом", в данном случае не является основанием к отмене обжалуемого определения, поскольку, представляя собой допущенную судом неточность, может быть исправлена в порядке статьи 184 КАС РФ.
Дополнительно к установленным выше обстоятельствам суд апелляционной инстанции отмечает, что заявленное в качестве самостоятельного элемента предмета иска требование о признании незаконным решения руководителя Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства Татаринова Ю.А. об утверждении 12 мая 2020 года протокола Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае от 07 мая 2020 года N, также не относится к категории административно-правовых споров, родовая подсудность которых определяется по правилам статьи 20 КАС РФ, в связи с чем и в указанной части административное исковое заявление не подсудно Камчатскому краевому суду.
Судом первой инстанции предусмотренных статьей 310 КАС РФ ошибок в применении и толковании норм процессуального права не допущено, доводы частной жалобы основаны на неправильном толковании норм процессуального права и не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного определения о возврате административного искового заявления.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Камчатского краевого суда от 08 февраля 2021 года оставить без изменения, частную жалобу рыболовецкой артели "колхоз Красный Труженик" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через Камчатский краевой суд.
Судья Ненашева Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.