Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, в составе судьи Мулярчика А.И., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу представителя Боровинской Тамары Ивановны - Лискиной Юлии Валерьевны на определение Хабаровского краевого суда от 3 февраля 2021 года по административному материалу N 9а-11/2021 по административному исковому заявлению Боровинской Тамары Ивановны об оспаривании архивной кадастровой стоимости земельного участка, установил:
Боровинская Т.И. обратилась в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, мотивируя требования тем, что кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, выше его рыночной стоимости, что затрагивает права административного истца как плательщика земельного налога, поскольку налоговая база определяется исходя из завышенной кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Определением Хабаровского краевого суда от 14 января 2021 года административное исковое заявление Боровинской Т.И. оставлено без движения.
Во исполнение определения суда представителем административного истца - Лискиной Ю.В, представлено в суд ходатайство об уточнении административного искового заявления с приложением необходимых документов, а так же ходатайство о продлении процессуального срока для устранения недостатков административного искового заявления в связи с болезнью представителя административного истца..
Определением Хабаровского краевого суда от 3 февраля 2021 года в удовлетворении ходатайства о продлении процессуального срока для устранения недостатков административного искового заявления отказано. Административное исковое заявление возвращено административному истцу.
Не согласившись с указанным определением, представитель административного истца подала частную жалобу, в которой просит определение судьи от 3 февраля 2021 года отменить, разрешить вопрос о принятии административного иска к производству суда первой инстанции.
В соответствии с положениями части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Учитывая характер и сложность разрешаемого процессуального вопроса, доводов частной жалобы, отсутствуют основания для вызова судом апелляционной инстанции административного истца в судебное заседание.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 246 КАС РФ помимо документов, указанных в статье 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагаются: 1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; 2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; 3) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; 4) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Частями 4 и 5 статьи 246 КАС РФ предусмотрено, что при несоблюдении положений частей 1 и 2 данной статьи судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения в соответствии со статьей 130 КАС РФ, о чем извещает административного истца, и представляет разумный срок для устранения недостатков, а в случае, если в установленный срок недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, не были устранены, судья на основании статьи 129 КАС РФ выносит определение о возвращении административного искового заявления со всеми приложенными к нему документами.
Возвращая административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований процессуального закона административным истцом не приложена копия отчета об оценки для Правительства Хабаровского края, а приложенная копия выполнена шрифтом, размер которого не позволяет прочитать и изучить документ, и отсутствуют документы, позволяющие убедиться, что отчет был направлен этому лицу. Не представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а оснований для продления процессуального срока для устранения указанного недостатка административного искового заявления, не имеется.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанными выводами.
Представленная к уточненному исковому заявлению копия отчета об оценке, подшитая к материалам поступившим в суд апелляционной инстанции, выполнена шрифтом, позволяющим прочитать его. Более того, из первоначально поданного административного искового заявления следует, что к нему так же прилагалась копия отчета об оценке. Каких-либо замечаний к данной копии отчета в определении суда об оставлении искового заявления без движения не указано.
Таким образом, административным истцом представлена копия отчета об оценке, т.е. экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.
В части 7 статьи 125 КАС РФ определено, что административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
В части 8 статьи 125 КАС РФ определено, что административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из приведенных процессуальных норм следует, при подаче в суд административного иска в общем порядке административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями вправе либо приложить к административному иску его копии и копии приложенных документов либо приложить к административному иску уведомление о направлении иным лицам, участвующим в деле, копии административного иска с копиями приложенных к нему документов (часть 7 статьи 125, пункт 1 части 1 статьи 126 КАС РФ).
Равно как административный истец, не обладающий государственными и иными публичными полномочиями, при обращении в суд с административным иском в порядке части 8 статьи 125 КАС РФ вправе либо представить в суд копии уведомлений о направлении копий административного иска с приложенными документами лицам, участвующим в деле (в том числе посредством официального сайта) либо представить копии документов в электронном виде (в том числе вправе представить электронные образы документов).
Соответственно, предоставление уведомления о вручении иным лицам, участвующим в деле, копии административного иска с приложенными документами, является правом, а не обязанностью административного истца, не обладающего государственными и иными публичными полномочиями независимо от того, в каком порядке названный административный истец обратился в суд (в общем порядке или через сайт суда в сети "Интернет").
Поэтому, указание в обжалуемом определении на невыполнение административным истцом обязанности по предоставлению уведомления или иного документа, подтверждающего факт вручения отчета об оценке административному ответчику, как самостоятельное основание для возвращения административного иска, не может быть признано правильным.
Относительно не предоставления выписки из ЕГРН, то из материалов дела следует, что представителем административного истца в адрес Хабаровского краевого суда направлено ходатайство о продлении процессуального срока для устранения данного недостатка административного искового заявления, а именно: для предоставления выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащей сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
Представителем административного истца приложена копия заключения компьютерной томографии от 18 января 2021 года, из которой следует, что у нее выявлено "данные изъяты". Рекомендована консультация лечащего врача.
Таким образом, с учетом представленного заключения, из которого усматривается объективная невозможность совершения представителем административного истца отдельных процессуальных действий, а также санитарно-эпидемиологической обстановки, особенностей распространения новой коронавирусной инфекции, а так же необходимости воздержаться от каких-либо контактов при подозрении на заражение COVID-19, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 94.2 КАС РФ, устанавливающей право суда продлить процессуальные сроки, приходит к убеждению о наличии оснований для удовлетворения ходатайства представителя административного истца о продлении срока устранения недостатков административного искового заявления.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемое определение подлежит отмене, как постановленное судом с нарушением норм процессуального права.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение судьи Хабаровского краевого суда от 3 февраля 2021 года отменить и разрешить вопрос по существу.
Продлить Боровинской Тамаре Ивановне срок устранения недостатков административного искового заявления, указанных в определении судьи Хабаровского краевого суда от 14 января 2021 года, на 10 (Десять) рабочих дней со дня получения настоящего апелляционного определения.
Материал по административному исковому заявлению Боровинской Тамары Ивановны об оспаривании архивной кадастровой стоимости земельного участка, направить в Хабаровский краевой суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) через Хабаровский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения
Судья А.И. Мулярчик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.