Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лохановой Е.Н, судей Трубицына Ю.В, Замазкина А.В, при секретаре судебного заседания Бароевой Э.А, с участием:
прокурора отдела Главного уголовно-судебного управления Генеральной прокуратуры РФ Широковой А.А, осужденного Карамы Н.В, его защитника - адвоката Шумаковой И.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по кассационной жалобе адвоката Шумаковой И.Б. в интересах осужденного Карамы Н.В. на приговор Измайловского районного суда г. Москвы от 12 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 19 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Трубицына Ю.В, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы и возражений, выступления осужденного Карамы Н.В, чье участие в судебном заседании обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, его защитника - адвоката Шумаковой И.Б, поддержавших доводы кассационной жалобы и просивших судебные решения изменить, прокурора Широковой А.А, об оставлении судебных решений без изменения, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
приговором Измайловского районного суда г. Москвы от 12 августа 2020 года
Карама Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г. "адрес", несудимый, осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения Караме Н.В. в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения.
Срок наказания Караме Н.В. исчислен со дня вступления приговора в законную силу с зачетом времени содержания под стражей с 11 августа 2019 года до дня вступления приговора в законную силу.
Разрешена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 19 ноября 2020 года приговор оставлен без изменения.
Приговором суда Карама Н.В. признан виновным в совершении покушения на незаконный сбыт наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
Преступление Карамой Н.В. совершено в сроки и при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе и дополнениях в суде кассационной инстанции, адвокат Шумакова И.Б. с приговором и апелляционным определением не соглашается ввиду неправильного применения судами уголовного закона и существенных нарушений уголовно-процессуального закона. Считает, что выводы суда о наличии у Карамы Н.В. умысла на сбыт наркотических средств основаны на предположениях и догадках. Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что её подзащитный совершил незаконное приобретение и хранение наркотических средств, так как в результате обыска по месту жительства осужденного не обнаружено ничего, что бы свидетельствовало о совершении её доверителем покушения на сбыт наркотических средств, информации о том, что он является сбытчиком наркотических средств, у сотрудников полиции не было, ОРМ в отношении Карамы Н.В. не проводились, лица, которым подсудимый сбывал наркотические средства, не установлены, согласно заключению комиссии экспертов, Карама Н.В. страдает синдромом зависимости от психоактивных веществ. Полагает, что суд необоснованно положил в основу приговора протоколы осмотра места происшествия от 10 и 11 августа 2019 года, так как указанные следственные действия были проведены без участия защитника, чем существенно были нарушены процессуальные и конституционные права её доверителя, а также первоначальные показания Карамы Н.В, данные им в состоянии наркотического опьянения, являются недопустимыми доказательствами. Обращает внимание, что её доверитель был фактически задержан 10 августа 2019 года, в то время как в срок отбытия наказания зачтено время содержания под стражей с 11 августа 2019 года. Указывает, что Карама Н.В. не судим, характеризуется положительно, страдает хроническими заболеваниями, признал вину в хранении наркотических средств без цели сбыта, что не оценено судо надлежащим образом.
Просит изменить приговор и апелляционное определение, переквалифицировать действия осужденного на ч. 2 ст. 228 УК РФ и назначить наказание с применением ст. ст. 64, 73 УК РФ.
В возражениях на кассационную жалобу адвоката, государственный обвинитель Козодой А.А, анализируя доводы жалобы, считает обжалованные судебные решения законными, обоснованными, справедливыми и не подлежащими изменению по доводам кассационной жалобы.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора и определения суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Выводы суда о доказанности вины осужденного Карамы Н.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, основаны на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, которые суд, вопреки доводам кассационной жалобы, в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ, проверил, сопоставив их между собой, и каждому из них, а также их совокупности, дал надлежащую оценку, которая подробно изложена в приговоре и не вызывает сомнений в своей объективности и правильности. Не совпадение выводов, сделанных судом в результате оценки доказательств с позицией стороны защиты, не свидетельствует о нарушении судом требований уголовно-процессуального закона и не является основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных решений.
Виновность Карамы Н.В. в совершении покушения на незаконный сбыт наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, подтверждается: оглашенными в порядке ст. 276 УПК РФ показаниями подсудимого Карамы Н.В, данными в ходе предварительного расследования, об обстоятельствах незаконного приобретения им через "закладку" наркотических средств, их фасовки на свертки, удобные для сбыта, осуществления двух "закладок" расфасованного им наркотического средства и его задержании 10 августа 2019 года с рюкзаком, в котором находились остальные свертки с наркотическими средствами, которые он не успел поместить в "закладки"; показаниями свидетеля Никифоровой А.П. о том, что гуляя 10 августа 2019 года с Карамой Н.В. по г..Москве, последний брал у неё несколько раз мобильный телефон и отходил во дворы, а затем, когда они находились в автомобиле, который был остановлен работниками полиции, в рюкзаке Карамы Н.В. были обнаружены и изъяты наркотические средства; показаниями свидетелей ФИО20, ФИО21, ФИО22, об обстоятельствах поездки вместе с Карамой Н.В. 10 августа 2019 года в одном автомобиле, остановки их автомобиля сотрудниками ДПС и обнаружения в рюкзаке Карамы Н.В. наркотических средств; показаниями свидетелей ФИО23. и ФИО24 - работников полиции, об обстоятельствах остановки 10 августа 2019 года автомобиля БМВ, в котором находилась одна девушка и парни, один из которых заметно нервничал и на их вопрос о наличии запрещенных к обороту предметов, пояснил, что в рюкзаке находятся наркотические средства; показаниями свидетеля ФИО25 - работника полиции, об обстоятельствах осмотра места происшествия, в ходе которого на заднем сидении автомобиля был обнаружен рюкзак, со слов присутствующего Карамы Н.В, принадлежащий ему, в котором (рюкзаке) было обнаружено: 29 свертков с пометками, несколько свертков из изоленты с пометками, две железные коробки с остатками белого порошкообразного вещества, ложка, фасовочные пакеты, электронные весы, пинцет, магниты, несколько
мотков разноцветной изоленты.
Показания подсудимого, данные им в ходе предварительного расследования, и свидетелей обвинения подтверждаются исследованными письменными доказательствами по делу, в частности: протоколом осмотра места происшествия от 10 - 11 августа 2019 года, согласно которому, из рюкзака Карамы Н.В. изъяты: 29 свертков с пометками, несколько свертков из изоленты с пометками, две железные коробки с остатками белого порошкообразного вещества, ложка, фасовочные пакеты, электронные весы, пинцет, магниты, несколько мотков разноцветной изоленты; протоколами осмотра места происшествия от 11 августа 2019 года, согласно которым, в местах, указанных Карамой Н.В, по адресам: "адрес" и "адрес", были обнаружены и изъяты две "закладки", представляющие собой свертки из черной изоленты; заключениями экспертов, согласно которым вещества, изъятые у Карамы Н.В, а также по местам указанных им "закладок", содержат в своем составе наркотическое средство; протоколами очных ставок ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29. с подозреваемым Карамой Н.В, в ходе которых указанные лица подтвердили свои показания о том, что Карама Н.В. отлучался во дворы жилых домов с телефоном ФИО30, и у Карамы Н.В. был изъят рюкзак со свертками, магнитами, изолентой.
Суд дал надлежащую оценку показаниям осужденного и свидетелей как отдельно, так и в совокупности друг с другом и другими доказательствами. Свои выводы суд мотивировал в приговоре, приведя основания, в соответствии со ст. 307 УПК РФ, по которым в основу его выводов положены одни и отвергнуты другие доказательства.
Анализ исследованных судом и приведенных в приговоре доказательств, свидетельствует о том, что суд, вопреки доводам кассационной жалобы, правильно установилфактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, в силу ст. 73 УПК РФ, и обоснованно квалифицировал действия Карамы Н.В. по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ. Оснований для иной квалификации действий осужденного не усматривается.
Доводы стороны защиты об отсутствии у подсудимого умысла на сбыт изъятых у него наркотических средств, были предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно опровергнуты: значительным объемом изъятых у Карамы Н.В. наркотических средств, общей массой 101, 86 грамма, которые были расфасованы в удобные для сбыта свертки; обнаружением у осужденного электронных весов, упаковочного материала, магнитов, предназначенных для расфасовки наркотических средств и осуществления "закладок"; фактами осуществления Карамой Н.В. "закладок" наркотических средств 10 августа 2019 года по двум адресам в г. Москве. Выводы суда в указанной части полно и убедительно мотивированы в приговоре, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Судом первой инстанции обоснованно опровергнуты доводы стороны защиты, изложенные, в том числе, в кассационной жалобе, о том, что первоначальные признательные показания Карама Н.В. давал находясь в состоянии наркотического опьянения и под психологическим давлением, в связи с чем, они должны быть признаны недопустимыми доказательствами. Свои выводы суд мотивировал тем, что материалы дела не содержат сведений о том, что Карама Н.В, при производстве первоначальных следственных действий, находился в состоянии наркотического опьянения, допросы и очные ставки с участием Карамы Н.В. проводились в присутствии защитника, ими протоколы прочитаны и подписаны без заявлений и замечаний по процедуре проведения следственных действий.
Доказательства по уголовному делу, как в совокупности, так и каждое в отдельности, получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. При этом каких-либо нарушений при сборе доказательств, которые могли бы стать основанием для признания их недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ, допущено не было.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводам стороны защиты о недопустимости доказательств - результатов осмотра места происшествия с участием Карамы Н.В. по адресам: "адрес", и сделан обоснованный вывод о том, что права Карамы Н.В. в ходе производства указанных следственных действий нарушены не были, так как они произведены в случаях, не терпящих отлагательства, Карама Н.В. на тот момент не обладал статусом подозреваемого либо обвиняемого, добровольно участвовал в указанных следственных действиях, замечаний либо возражений по процедуре проведения следственных действий, не заявлял.
Назначенное осужденному наказание, его вид и размер соответствуют требованиям закона, а именно ст. ст. 6, 43, 60 УК РФ, характеру и степени общественной опасности содеянного, данным о личности, а также учитывает влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
При назначении наказания Караме Н.В. судом в полной мере учтены в качестве смягчающих наказание обстоятельств - активное способствование раскрытию и расследованию преступления, признание вины в ходе предварительного расследования, положительные характеристики, состояние здоровья подсудимого и его близких. Также судом учтены молодой возраст подсудимого, что он впервые привлекается к уголовной ответственности, на учетах у врачей психиатра и нарколога не состоит, имеет грамоты за волонтерскую деятельность.
Таким образом, судом при назначении наказания подсудимому учтены все, подтвержденные материалами уголовного дела обстоятельства, смягчающие наказание.
Обстоятельств, отягчающих наказание, не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы суда о необходимости назначения осужденному наказания, связанного с изоляцией от общества, и невозможности применения положений ч. 6 ст. 15, ст. 73 УК РФ в приговоре мотивированы, и не согласиться с ними оснований не имеется.
Вид исправительного учреждения - исправительная колония строгого режима, в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ, осужденным назначен правильно.
Все доводы апелляционных жалоб адвоката Шумаковой И.Б. и осужденного, судом апелляционной инстанции были проверены, проанализированы и получили должную оценку в описательно-мотивировочной части апелляционного определения.
Вместе с тем судебная коллегия находит приговор и апелляционное определение подлежащим изменению по следующим основаниям.
В резолютивной части приговора указано, что в срок отбывания наказания зачтено время содержания под стражей с 11 августа 2019 года до дня вступления приговора в законную силу.
Однако, согласно материалам уголовного дела, автомобиль, в котором находился Карама Н.В, был остановлен сотрудниками полиции 10 августа 2019 года, после чего Карама Н.В. был досмотрен и после обнаружения в его рюкзаке наркотических средств он был фактически задержан и с ним проводились следственные действия, в связи с чем, судебная коллеги находит необходимым приговор и апелляционное определение изменить, зачесть в срок наказания время фактического задержания Карамы Н.В. - 10 августа 2019 года.
Руководствуясь ст. 401.13, 401.14, 401.15, 401.16 УПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу адвоката удовлетворить частично.
Приговор Измайловского районного суда г. Москвы от 12 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 19 ноября 2020 года в отношении Карамы Н.В. изменить, зачесть в срок наказания время фактического задержания Карамы Н.В. - 10 августа 2019 года.
В остальном судебные решения оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.