1-й Западный окружной военный суд в составе
председательствующего Лазарева Е.В, судей Постникова В.Н, Кислова Д.Н.
при секретаре судебного заседания Валюке И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного истца на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 21 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" Семеновой Ларисы Михайловны об оспаривании решения федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Западное региональное управление жилищного обеспечения или жилищный орган) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В, объяснения административного истца Семеновой Л.М, поддержавшей доводы жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Семенова Л.М. обратилась в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Западного регионального управления жилищного обеспечения от 19 ноября 2020 года N об отказе в принятии её на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Выборгского гарнизонного военного суда от 21 января 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Семеновой отказано.
Принимая данное решение, суд пришел к выводу о том, что Семенова обеспечена постоянным жильем по установленным нормам, вследствие чего оспариваемое решение жилищного органа не противоречит закону и не нарушает её права.
В апелляционной жалобе представитель административного истца - адвокат Григорьев А.В. просит отменить решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением судом норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на обстоятельства дела, а также абзацы двенадцатый и тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", автор жалобы считает, что Семенова в связи с имеющейся у нее выслугой более 20 лет, предстоящим увольнением по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и не обеспечением жильем от Министерства обороны Российской Федерации, вправе состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обращает внимание, что его доверитель вселена в предоставленную ее родителям квартиру в "данные изъяты" в 1987 году в несовершеннолетнем возрасте, данное жилое помещение не имеет статуса служебного, а после смерти родителей договор социального найма помещения с Семеновой и иными лицами не заключен. Таким образом, автор жалобы находит выводы жилищного органа об обеспеченности Семеновой жильем не соответствующими действительности.
Полагает, что Семенова, не имеющая в собственности каких-либо объектов недвижимости и проживающая в закрытом военном городке, не утратила право на обеспечение ее жильем от военного ведомства.
Находит несостоятельным утверждение о том, что отказ в принятии Семеновой на жилищный учет связан с тем, что при обращении в Западное региональное управление жилищного обеспечения она в соответствующем заявлении не указала избранное после увольнения место жительства. Отмечает, что бланк заявления, которое подается в жилищный орган, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 и не требует указания такого рода сведений.
С учетом приведенных обстоятельств автор жалобы приходит к выводу о том, что оспариваемое решение жилищного органа создает препятствия к осуществлению жилищных прав административного истца, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Определением 1-го Западного окружного военного суда от 1 апреля 2021 года Западное региональное управление жилищного обеспечения на стадии апелляционного производства заменено правопреемником - федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Семенова заключила первый контракт о прохождении военной службы в сентябре 1998 года (л.д.15) и в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
В настоящее время Семенова, общая продолжительность военной службы которой составляет более 20 лет, проходит военную службу по контракту в войсковой части N и находится в стадии увольнения в связи с достижением 8 марта 2021 года предельного возраста пребывания на военной службе (л.д.14-19).
Абзацами двенадцатым и тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что обеспечение военнослужащих указанной категории и членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания (по договору социального найма или в собственность бесплатно) или жилищной субсидией осуществляется по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более при наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 51 ЖК РФ.
Кроме того, в соответствии с абзацем семнадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ установлено, что правом состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях обладают граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Жилищный орган, в который Семенова обратилась с соответствующим заявлением 15 октября 2020 года (л.д.86-88), правомерно не нашел оснований для принятия ее на учет в связи с обеспеченностью жильем выше установленной по месту жительства нормы.
Из материалов дела усматривается, что в августе 1987 года Семенова на основании ордера, выданного "данные изъяты", в качестве члена семьи нанимателя - своего отца военнослужащего М. вселена в трехкомнатную квартиру общей площадью 62 квадратных метра, расположенную по "адрес" (л.д.21, 23-24).
В настоящее время в указанном жилом помещении, относящемся к государственному жилищному фонду социального использования, закрепленному за Министерством обороны Российской Федерации, проживает три человека: Семенова Л.М, являющаяся ответственным квартиросъемщиком, ее сестра Т. и племянница К. вселенные в квартиру, соответственно в 1987 и 2001 годах (л.д.22).
Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения каждого проживающего в квартире члена семьи Семеновой составляет: 62 : 3 = 20, 67 квадратных метров, что выше учетной нормы в 9 квадратных метров, установленной решением "данные изъяты".
Приведенная учетная норма подлежит применению к спорным отношениям в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768 (вступили в силу 1 ноября 2020 года), поскольку Семенова в своем заявлении о принятии на учет не указала избранное место жительства, отличное от места прохождения военной службы.
Фактически она поставила вопрос об улучшении жилищных условий при отсутствии правовых оснований, предусмотренных статьей 51 ЖК РФ, абзацами двенадцатым, тринадцатым, семнадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При этом окружной военный суд учитывает, что Семенова не представила в жилищный орган документы на совместно проживающих с ней членов семьи: сестру и племянницу, что не позволяет установить реальный (суммарный) уровень обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения применительно к правилам части 2 статьи 51 ЖК РФ помимо занимаемого жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Семенова вселена в предоставленную ее родителям квартиру в несовершеннолетнем возрасте, данное жилое помещение не имеет статуса служебного, а после смерти родителей договор социального найма помещения с Семеновой и иными лицами не заключен, правового значения не имеют, поскольку все они, включая Семенову, вселены в жилое помещения жилищного фонда социального использования в качестве членов семьи нанимателя и в силу статьи 69 ЖК РФ имеют равные с нанимателем права пользования этим помещением.
Вопреки доводам апелляционной жалобы форма заявления военнослужащего, претендующего на получение жилья по избранному месту жительства, на момент обращения административного истца в жилищный орган была утверждена не приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, а постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (утратило силу с 1 ноября 2020 года).
Ссылки автора жалобы на тот факт, что занимаемое Семеновой жилое помещение расположено в закрытом военном городке являются беспредметными применительно к рассмотренным судом спорным отношениям, касающимся улучшения ею жилищных условий по месту прохождения военной службы.
В соответствии с абзацем третьим пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Особенности жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки, имеющих на территории закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилого фонда, а также членов их семей определены Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239.
Данным нормативным правовым актом установлены способы жилищного обеспечения указанной категории лиц, аналогичные статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (жилые помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно, жилищная субсидия, субсидия, оформленная государственным жилищным сертификатом), нормы, порядок и условия предоставления жилья.
Порядок учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно утвержден приказом МО РФ от 26 августа 2019 года N 485, а правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов - постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Названными нормативными правовыми актами введены в действие формы заявлений о принятии на учет и о предоставлении соответствующих социальных гарантий этой категории граждан, а обязанность по их реализации возложена на уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих и его специализированные организации.
Семенова вопрос об отселении своем и членов ее семьи из закрытого военного городка в связи с утратой статуса военнослужащего с последующей сдачей занимаемого жилого помещения в порядке, установленном вышеприведенными нормативными правовыми актами, перед жилищным органом не ставила, в связи с чем эти отношения предметом настоящего судебного разбирательства не являлись.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции принято по существу правильное судебное решение об отказе в удовлетворении административного иска, оснований для изменения или отмены которого не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 21 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" Семеновой Ларисы Михайловны оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд через суд первой инстанции.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.