1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Савельева И.Г., судей Кислова Д.Н. и Царькова В.Н. при секретаре судебного заседания Горобце Н.С. с участием административного истца и его представителя Михайлова А.В. с использованием системы видеоконференц-связи Ленинградского "данные изъяты" рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 26 ноября 2020 года по административному исковому заявлению "данные изъяты" Степанова Владимира Георгиевича об оспаривании решения федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) об отказе в предоставлении ему жилищной субсидии во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н, объяснения административного истца и его представителя в обоснование доводов жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Степанов В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ЗРУЖО N от 22 июля 2020 года, оформленное как ответ на его обращение, об отказе в перечислении ему жилищной субсидии для приобретения жилого помещения во внеочередном порядке.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявленных требований Степанову отказал.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
Приводя в жалобе содержание решения суда первой инстанции, ссылаясь на обстоятельства дела, основываясь на положениях части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Степанов полагает, что необеспечение его субсидией во внеочередном порядке нарушает его жилищные права.
Наличие у его дочери 3 группы инвалидности свидетельствует о необходимости проживания его и членов его семьи в благоустроенном жилом помещении.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения по следующим основаниям.
Судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы, положенные в основу решения, основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения, судом не допущено.
Как следует из материалов дела, Степанов В.Г, проживающий с мая 2014 года в служебном жилом помещении, был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания в мае 2018 года, а в сентябре 2019 года - уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части.
На основании его заявления от 6 ноября 2019 года форма обеспечения жильем была изменена на жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений).
26 июня 2020 года Степанов подал в ЗРУЖО заявление с просьбой о перечислении ему жилищной субсидии на состав семьи четыре человека во внеочередном порядке, на которое ему 22 июля 2020 года был дан ответ о том, что основания для обеспечения его и членов его семьи субсидией для приобретения или строительства жилого помещения во внеочередном порядке отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 17 статьи 15 данного Закона денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
В пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 данного кодекса перечне.
С 1 января 2018 года действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 987н в соответствии со статьей 51 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что в состав семьи Степанова входят лишь двое детей. Каких - либо документальных доказательств, свидетельствующих о наличии у них тяжелой формы хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ перечне, Степановым в ЗРУЖО не представлялось, таковых по делу не имеется. Наличие у его дочери 3-ей группы инвалидности к таковым заболеваниям не относится и права на внеочередное обеспечение субсидией Степанову не порождает.
Между тем, из сведений, дополнительно представленных ЗРУЖО в суд апелляционной инстанции, следует, что обеспечение военнослужащих субсидией происходит в порядке очередности, по мере поступления денежных средств на соответствующую статью бюджетных обязательств.
В пункте 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 года, указывается, что очередность обеспечения жильем определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", разработан Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510 (далее - Порядок).
В пункте 5 Порядка, на который ссылалось ЗРУЖО в оспариваемом ответе, указано, что жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по очередности в соответствии с датой принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, а в случае если указанные даты совпадают, определение очередности осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащего на дату принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Данной нормой обоснованно руководствовался и суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения, также правильно указав в нем на отсутствие правовых оснований для обеспечения Степанова жилищной субсидией во внеочередном порядке.
Поскольку право административного истца и совместно проживающих с ним членов его семьи на обеспечение жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии подлежит реализации в порядке очередности, то решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Степановым требований является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 26 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Степанова Владимира Георгиевича оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.