Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Данилевского Р.А, судей областного суда Раковского В.В, Устьянцевой С.А.
при секретаре судебного заседания Лихтиной А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.О.А. к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге
на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от (дата).
Заслушав доклад судьи Данилевского Р.А, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге Булгаковой Е.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
К.О.А. обратилась в суд с указанным иском. В его обоснование указала, что она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее - УПФР в г. Оренбурге) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением начальника УПФР в г. Оренбурге от (дата) ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда.
Не согласившись с данным решением ответчика, уточнив в ходе рассмотрения дела свои исковые требования, истец К.О.А. окончательно просила суд: признать решение начальника УПФР в г. Оренбурге от (дата) незаконным в части отказа во включении ей в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов: с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - лаборантом Клинической лаборатории, с (дата) - фельдшером-лаборантом в городской инфекционной больнице г. Оренбурга, с (дата) ММУ "Муниципальная городская Клиническая инфекционная больница", с (дата) МБУЗ "Городская клиническая инфекционная больница"; периоды с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы.
Также просила обязать УПФР в г. Оренбурге включить ей в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы: с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - лаборантом Клинической лаборатории; с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы; и обязать УПФР в г. Оренбурге назначить и выплачивать ей досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права - с (дата).
Кроме этого, просила взыскать с УПФР в г. Оренбурге *** в возмещение судебных расходов на оплату юридических услуг.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от (дата) исковые требования истца К.О.А. удовлетворены частично. Суд постановил:
- признать незаконным решение начальника УПФР в г. Оренбурге от (дата) в части не включения К.О.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов: с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - лаборантом Клинической лаборатории, с (дата) - фельдшером-лаборантом в городской инфекционной больнице г. Оренбурга, с (дата) ММУ "Муниципальная городская Клиническая инфекционная больница", с (дата) МБУЗ "Городская клиническая инфекционная больница"; периоды с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - нахождения на курсах повышения квалификации;
- возложить на УПФР в г. Оренбурге обязанность включить К.О.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды: с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - лаборантом Клинической лаборатории, с (дата) - фельдшером-лаборантом в городской инфекционной больнице г.Оренбурга, с (дата) ММУ "Муниципальная городская Клиническая инфекционная больница", с (дата) МБУЗ "Городская клиническая инфекционная больница"; периоды с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - нахождения на курсах повышения квалификации;
- обязать УПФР в г. Оренбурге назначить К.О.А. досрочную страховую пенсию по старости с (дата) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С решением суда не согласился ответчик - УПФР в г. Оренбурге. В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность выводов суда, на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит решение суда в части удовлетворения требований о включении К.О.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой песни по старости периодов: с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - лаборантом Клинической лаборатории, с (дата) - фельдшером-лаборантом в городской инфекционной больнице г. Оренбурга, с (дата) ММУ "Муниципальная городская Клиническая инфекционная больница", с (дата) МБУЗ "Городская клиническая инфекционная больница"; периоды с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - нахождения на курсах повышения квалификации, отменить, принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец К.О.А. участие не принимала, о дате, месте и времени его проведения была извещена надлежащим образом, об уважительности причин своей неявки суду не сообщила.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося истца К.О.А.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда на законность и обоснованность в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда в части отказа в удовлетворении остальной части исковых требований К.О.А, сторонами не обжалуется. В связи с чем, в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определяет Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые применяются при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с подпунктом "б" указанного пункта при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, (дата) К.О.А. обратилась в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в г. Оренбурге от (дата) К.О.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи отсутствием требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 0 лет, 0 месяцев, 0 дней, женщине в 50 лет требуется не менее 10 лет 0 месяцев, а продолжительность страхового стажа составила 30 лет 05 месяцев 1 день, требуется 20 лет.
При этом, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, К.О.А. не были включены периоды работы: с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - лаборантом Клинической лаборатории, с (дата) - фельдшером-лаборантом в городской инфекционной больнице (адрес), с (дата) ММУ "Муниципальная городская Клиническая инфекционная больница", с (дата) МБУЗ "Городская клиническая инфекционная больница"; а также с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В соответствии с записями в трудовой книжке N в отношении обжалуемого периода, (дата) К.О.А. принята в Городскую инфекционную больницу лаборантом в клиническую лабораторию; (дата) она переведена фельдшером-лаборантом; (дата) истцу К.О.А. присвоена первая категория по специальности "лабораторная диагностика"; (дата) присвоена высшая квалификационная категория по специальности "лабораторная диагностика"; (дата) подтверждена высшая категория по специальности "лабораторная диагностика"; (дата) подтверждена высшая категория по специальности "сестринское дело"; (дата) - учреждение Медицинское учреждение здравоохранения "Муниципальная городская клиническая инфекционная больница" переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая инфекционная больница" города Оренбурга; (дата) - Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая инфекционная больница" города Оренбурга переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Оренбургская областная клиническая инфекционная больница"; (дата) К.О.А. подтверждена высшая категория по специальности "лабораторная диагностика" в котором она продолжает работать по настоящее время.
Согласно справке N от (дата), уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения пенсии по старости, К.О.А. с (дата) по (дата) работала на 1, 0 ставку в качестве лаборанта по непосредственному обслуживанию инфекционных больных; с (дата) по (дата) работала на 1, 0 ставку в качестве фельдшера-лаборанта по непосредственному обслуживанию инфекционных больных.
Данная работа дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", должность предусмотрена Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, раздел 24, код позиции 2260000-а.
В период работы имели место курсы повышения квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с отчислением в Пенсионный фонд.
Основания выдачи справки: приказы по личному составу за (дата) годы, лицевые счета за (дата) годы, личная карточка Т-2, должностная инструкция фельдшера-лаборанта, штатное расписание с (дата) годы.
Занятость К.О.А. непосредственным обслуживанием инфекционных больных не менее 80% рабочего времени подтверждается представленными в материалы дела должностными инструкциями и приказами по личному составу ГАУЗ "Оренбургская областная клиническая инфекционная больница" в отношении К.О.А.
Согласно должностной инструкции фельдшера-лаборанта и лаборанта клинико-диагностической лаборатории ММУЗ МГКИБ, фельдшер-лаборант и лаборант ежедневно осуществляют забор биологического материала (крови, мокроты, мочи, спинно-мозговой и плевральной жидкости, кала, гнойного отделяемого из ран, зева и носа) у инфекционных больных в отделениях для проведения исследований согласно назначению врачей.
Положением о Клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ "Оренбургской областной клинической инфекционной больницы", утвержденным (дата) N-п, подтверждается, что Клинико-диагностическая лаборатория является диагностическим подразделением лечебно-профилактического учреждения, основными задачами Клинико-диагностической лаборатории являются проведение клинических лабораторных исследований в соответствие с профилем ЛПУ (общеклинических, гематологических, иммунологических, биохимических, микробиологических и ПЦР-исследований имеющих высокую аналитическую и диагностическую надежность) в объеме согласно заявленной номенклатуре исследований при аккредитации КДЛ в соответствие с лицензией ЛПУ.
Согласно карте аттестации рабочего места N от (дата) рабочего места фельдшера-лаборанта диагностического отделения, в строке 110 указано о льготном пенсионном обеспечении по Списку N "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", код позиции 2260000-а.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь пенсионным законодательством Российской Федерации, суд первой инстанции принял во внимание представленные в материалы дела доказательства, учел, что расхождений между представленными доказательствами и индивидуальными сведениями не имеется, страхователем сведения представлены с указанием соответствующего льготного кода, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку К.О.А. в период с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - работала в должности лаборанта Клинической лаборатории, с (дата) работала в должности фельдшера-лаборанта (средний медицинский персонал), непосредственно обслуживающей инфекционных больных, выполняемая истцом работа предусмотрена Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они являются законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами.
К спорному периоду работы истца К.О.А. подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, согласно которому право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста, в соответствии с разделом XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", имеют работники, непосредственно обслуживающие больных (позиция 22600000-1754б), в том числе, средний медицинский персонал и младший медицинский персонал в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах (позиция 2260000а).
В номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1183, в разделе 1.4 предусмотрена в том числе, должность лаборант и фельдшер-лаборант (медицинского лабораторного техника), которая отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Согласно Указаниям Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" (далее - Указание), "непосредственное обслуживание больных" - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи, кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.
Данные указания содержат и примерный перечень деятельности и должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка, содержащейся в Приложении N 2. Так, среди видов деятельности среднего медицинского персонала, относящихся к непосредственному обслуживанию больных, поименованы, в частности: производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования (Приложение 1).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями Министерства труда России от 22 мая 1996 года N 5 (пункт 5) "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, с включением в него времени выполнения вспомогательных, подготовительных и других работ, указанных в этом пункте.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н утвержден порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка подтверждению подлежат работы с тяжелыми условиям труда.
Согласно пункту 3 Порядка, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно статье 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела К.О.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования (дата).
Индивидуальные сведения за спорные периоды работы представлены с льготным кодом ***.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об удовлетворении заявленных требований К.О.А. о включении в специальный стаж периодов работы: с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - лаборантом Клинической лаборатории, с (дата) - фельдшером-лаборантом в городской инфекционной больнице г.Оренбурга, с (дата) ММУ "Муниципальная городская Клиническая инфекционная больница", с (дата) МБУЗ "Городская клиническая инфекционная больница", поскольку представленными в материалы документами: справкой, уточняющий особый характер работы и сведениями индивидуального персонифицированного учета, подтверждается занятость истца в спорный период на работе, предусмотренной Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Доводы апелляционной жалобы УПФР в г. Оренбурге о том, что индивидуальные сведения за данный период работодателем представлены без оплаты дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, не могут являться основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку указанная обязанность по уплате страховых взносов была возложена на работодателей начиная с 1 января 2013 года, исходя из положений статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, уплата повышенных взносов работодателями, применяющих труд работников на предусмотренных Списком N 2 видах работ, предусмотрена только с 1 января 2013 года, вместе с тем истцом К.О.А. были заявлены требования о включении в специальный стаж периодов работы по (дата) года включительно.
Удовлетворяя требования истца К.О.А. о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. В связи с этим периоды нахождения на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ответчика в этой части находит несостоятельными как основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Аналогичные положения были предусмотрены в статье 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшем до 1 февраля 2002 года.
В силу статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности; работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором; при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Курсы повышения квалификации для медицинских работников являются необходимым условием работы, это обязанность работников, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью.
Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в России имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в России, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).
Для медицинских работников повышение квалификации является трудовой обязанностью.
Из представленной в материалы дела справки от (дата), уточняющей особый характер работы, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается факт направления К.О.А. на курсы повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением среднего заработка и отчислениями в Пенсионный Фонд с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), согласно приказам учреждения.
Таким образом, учитывая, что направление К.О.А. на курсы повышения квалификации было вызвано необходимостью профессиональной переподготовки, в силу норм действующего законодательства право осуществлять медицинскую деятельность имеют лица, в том числе получившие сертификат специалиста и лицензию на данную деятельность, и оформлено приказом работодателя, за истцом в спорный период сохранялось как место работы и должность, так и средняя заработная плата, принимая во внимание, что спорные периоды приходятся на работу истца, засчитанную судом настоящим решением суда в специальный стаж, то суд первой инстанции верно пришел к выводу о включении указанных периодов, в специальный стаж истца.
Доводы апелляционной жалобы УПФР в г. Оренбурге о том, что периоды, когда работник находился на основании соответствующего приказа работодателя на курсах повышения квалификации, не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ в силу того, что в такие периоды работником не выполняется в течение полного рабочего дня работа, дающая право на досрочную пенсию, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда первой инстанции и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.