Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.
с участием прокурора Андреева А.В, при секретаре Лексиковой Е.А, представителя административного истца Карабановой Г.Н, представителя Правительства Оренбургской области и Инспекции по государственной охране объектов культурного наследия Оренбургской области Курек И.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Панагасова Ю.М. к Правительству Оренбургской области о признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области от 14 января 2014 г. N "Об утверждении границ территорий, зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в утверждённых границах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения города Оренбурга Оренбургской области", установил:
Панагасов Ю.М. обратился в суд с названным иском, указав, что является собственником *** расположенного по адресу: (адрес), с кадастровым номером N, и земельного участка, ***, с кадастровым номером N.
Здание и земельный участок расположены в зоне охраняемого природного ландшафта трёх объектов культурного наследия: здания Оренбургского высшего авиационного училища (г.Оренбург,, ул.Советская, дом 1); здания гауптвахты середины 19 века (г.Оренбург, ул.Набережная, дом 29); дома, в котором в 1920-1924 годы находился Киргизский Центральный Исполнительный Комитет - Первое Правительство Казахской ССР (г.Оренбург, ул.Советская, дом 2).
Зоны охраны перечисленных объектов культурного наследия установлены постановлением Правительства Оренбургской области от 14 января 2014 г. N "Об утверждении границ территорий, зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в утверждённых границах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения города Оренбурга Оренбургской области".
Постановление Правительства Оренбургской области N препятствует административному истцу осуществлять реконструкцию здания, возводить новые строения на участке, вести хозяйственную деятельность, не совместимую с зоной охраны.
Панагасов Ю.М. полагает, что постановление Правительства Оренбургской области N в части установления зон охраняемого природного ландшафта и режимов использования земель, входящих в границы охраняемой территории, противоречит Федеральному Закону от 25 июня 2002 г. N "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", нормам закона Оренбургской области от 3 июля 2013 г. N "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области".
Материалы по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия не содержат сведений о композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, расположенного в границах проектируемых зон, предусмотренные пунктом 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N.
Из заключений экспертиз по проектам зон охраны трех объектов культуры, следует, что схемы визуальных характеристик хоть и имеются в проектах, но не учитывались при определении зон охраняемого природного ландшафта объектов культуры в нарушение подпункта "е" пункта 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
Понятие "исторически сложившиеся озеленённые территории", применённое экспертами в актах экспертизы, противоречит понятию природного ландшафта, раскрытому в Федеральном законе "Об охране окружающей среды".
Наличие территории природного ландшафта в установленной зоне охраняемого ландшафта лля всех трех объектов культурного наследия и его композиционная связь с объектами культурного наследия актами экспертизы не подтверждена. Какие либо исторические документы, свидетельствующие о том, что при проектировании и строительстве данных объектов учитывалась спорная территория, или, что исторически эта ландшафтная территория непосредственно связана с объектами культурного наследия, отсутствует.
Заключения экспертиз содержат замечания по режиму использования земель, с указанием, что недостатки проектов технически устранимы при разработке нормативного правового акта на основе проекта с привлечением разработчика. Экспертизы содержат неточности в формулировках терминов: предмет охраны исторического поселения и предмет охраны объекта культурного наследия.
Экспертизы проектов проведены в незаконном составе экспертов, подпись эксперта Ситдикова П.Г. поддельна.
Представитель административного истца Карабанова Г.Н. в процессе рассмотрения административного иска требования уточнила и просила суд признать недействующими пункты 1.1, 1.2 постановления Правительства Оренбургской области от 14 января 2014 года N "Об утверждении границ территорий, зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в утверждённых границах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения города Оренбурга Оренбургской области", приложения N 2, N3 к постановлению в той части, которая утверждает и устанавливает схемы, поворотные точки и координаты границ зон охраняемого природного ландшафта, режимы использования земель и градостроительных регламентов зон охраняемого природного ландшафта объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения города Оренбурга Оренбургской области "Дом, в котором в 1920-1924 годах находился Киргизский Центральный Исполнительный Комитет - первое правительство Казахской ССР" (г.Оренбург, ул.Советская, 2), "Здание гауптвахты, середина ХIX века", (г.Оренбург, ул.Набережная, 29), "Здание Оренбургского высшего авиационного училища, в котором в 1955- 1957 годах учился первый в мире летчик космонавт Гагарин Юрии Алексеевич" (г.Оренбург, ул.Совтская, 1).
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники объектов недвижимости, находящихся в границах охранной зоны, которые в порядке арбитражного судопроизводства оспаривали или оспаривают в настоящее время постановление Правительства Оренбургской области от 14 января 2014 года N и экспертное заключение: Богатов В.Н, Грушецкий С.Н, Местная религиозная организация Православного прихода Храма равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены г.Оренбурга Оренбургской епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат).
Учитывая заинтересованность неопределённого круга лиц при рассмотрении административного иска об оспаривании нормативного правового акта, суд отказал в удовлетворении ходатайства представителя административного истца о привлечении к участию в деле иных заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Панагасова Ю.М. и заинтересованного лица Местной религиозной организации Православного прихода Храма равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены г.Оренбурга Оренбургской епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат) - Карабанова Г.Н, действующая на основании доверенностей, уточнённые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Правительства Оренбургской области и заинтересованного лица Инспекции по государственной охране объектов культурного наследия Оренбургской области Курек И.Н, действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица Нестеренко И.М. - Куликова Г.В, действующая на основании доверенностей возражала против удовлетворения иска.
Заинтересованные лица Богатов В.Н, Грушецкий С.Н, Местная религиозная организация Православного прихода Храма равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены г.Оренбурга Оренбургской епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат), эксперты Нестеренко И.М, Ситдиков А.Г, Павлова Г.Г. извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд с учётом мнения представителей сторон и прокурора определилрассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Прокурор отдела Оренбургской областной прокуратуры Андреев А.В. полагал административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, принимая во внимание мнение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).
Статья 4 закона Оренбургской области от 3 июля 2013 г. N 1678 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области" к полномочиям Правительства Оренбургской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относит, в том числе утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального.
Согласно пункту 2 статьи 44 Устава Оренбургской области Правительство Оренбургской области в пределах своих полномочий принимает постановления. Постановления Правительства Оренбургской области подлежат обязательному исполнению на территории Оренбургской области. Постановления Правительства Оренбургской области нормативного характера вступают в силу после их официального опубликования.
В центральной исторической части города Оренбурга, на набережной реки Урал расположены три объекта культурного наследия:
здание гауптвахты середины XIX века (г.Оренбург, ул. Набережная, д. N 29), является объектом культурного наследия федерального значения, на основании указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N поставлен на государственную охрану;
здание Оренбургского высшего авиационного училища, в котором в 1955-1957 годы учился первый в мире летчик космонавт Гагарин Ю.А. (г.Оренбург, ул.Советская, дом N 1), является объектом культурного наследия федерального значения, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 4 октября 1974 года N поставлен на государственную охрану как памятник истории государственного значения;
дом, в котором в 1920-1924 годы находился Киргизский Исполнительный Комитет - первое правительство Казахской ССР (г.Оренбург, ул.Советская, дом N 2), является объектом культурного наследия федерального значения, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. N поставлен на государственную охрану как памятник государственного значения.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктами 2, 6 пункта 2 статьи 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает, в том числе проведение историко-культурной экспертизы, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Правительством Оренбургской области издано постановление от 14 января 2014 года N "Об утверждении границ территорий, зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в утвержденных границах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения города Оренбурга Оренбургской области".
Постановлением N утверждены:
границы территорий, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения города Оренбурга Оренбургской области "Дом, в котором в 1920-1924 годы находился Киргизский Центральный Исполнительный Комитет - первое правительство Казахской ССР" (г. Оренбург, ул. Советская, 2), "Здание гауптвахты, середина XIX века" (г. Оренбург, ул. Набережная, 29), "Здание Оренбургского высшего авиационного училища, в котором в 1955-1957 годы учился первый в мире летчик-космонавт Гагарин Юрий Алексеевич" (г. Оренбург, ул. Советская, 1), согласно приложениям N 1, N 2 (пункт 1.1. постановления);
режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах территорий, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения города Оренбурга Оренбургской области согласно приложению N 3 (пункт 1.2 постановления).
В приложении N 1 к постановлению N описаны границы территорий, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения города Оренбурга Оренбургской области.
Приложение N 2 к постановлению N состоит из карт (схем) границ территорий, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения города Оренбурга Оренбургской области.
Приложением N 3 к постановлению N установлены режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах территорий, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения города Оренбурга Оренбургской области.
Постановление опубликовано в официальном издании Правительства Оренбургской области - газете "Оренбуржье" N от 23 января 2014 г. В соответствии с пунктом 5 документ вступил в силу после официального опубликования.
Проверив доводы административного истца и его представителя суд не находит оснований для удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемое постановление N издано Правительством Оренбургской области в пределах компетенции, подписано надлежащим должностным лицом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
При рассмотрении данного административного дела подлежит применению Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в редакции закона от 23 июля 2013 г. N 25 (далее - Закон N 73-ФЗ).
Согласно преамбуле этого закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (пункт 2 Закона N 73-ФЗ).
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия (подпункт 3 пункта 2 Закона N 73-ФЗ).
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 3 статьи 34 Закона N 73-ФЗ).
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 34 Закона N 73-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N).
При рассмотрении данного административного дела подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N в редакции постановления от 18 мая 2011 г.
Постановление Правительства Оренбургской области от 14 января 2014 г. N издано на основании проектов зон охраны трёх объектов культурного наследия.
Проекты зон охраны объектов культурного наследия федерального значения изготовлены Обществом с ограниченной ответственностью "НПП РОНА".
Разрабатывая указанные проекты общество на основании историко- архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований пришло к выводу о необходимости установления зоны охраняемого природного ландшафта.
Проекты прошли государственную историко-культурную экспертизу, комиссия экспертов в актах от 26 октября 2012 г. и от 25 декабря 2012 г. сделала вывод о соответствии проектов требованиям государственной охраны объектов культурного наследия (положительное заключение). Проекты рекомендованы к утверждению в установленном законом порядке, в том числе по границам зоны охраняемого природного ландшафта, режимам использования земель, градостроительным регламентам в границах указанной зоны, с оговоркой о необходимости приведения проекта в соответствие с действующим законодательством.
Письмами от 8 мая 2013 г. Министерство культуры Российской Федерации согласовало проекты границ охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия "Здание гауптвахты, сер. XIX в." (г. Оренбург, ул. Набережная, 29), "Здание Оренбургского высшего авиационного училища, в котором в 1955-1957 годы учился первый в мире летчик космонавт Гагарин Ю.А." (г.Оренбург, ул.Советская, дом N 1), "Дом, в котором в 1920-1924 годы находился Киргизский Исполнительный Комитет - первое правительство Казахской ССР" (г.Оренбург, ул.Советская, дом N 2), а также режимы использования земель в границах указанных зон.
В судебном заседании были исследованы оригиналы проектов зон охраны объектов культурного наследия, акты историко-культурных экспертиз, письма-согласование Министерства культуры Российской Федерации.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Пункт 7 постановления содержит перечень материалов по обоснованию проекта зон охраны объекта культурного наследия, в который включены, в том числе сведения о композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, расположенного в границах проектируемых зон, а также о сочетании в нем определенных типов рельефа местности, водных объектов, почв, растительности (подпункт е); иные материалы, необходимые для обоснования и разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия (подпункт ж).
Состав и содержание материалов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, определяются на основании историко-культурных исследований (пункт 8 постановления N).
Таким образом, перечень материалов по обоснованию проектов не является исчерпывающим и обязательным, определяется разработчиками проекта на основании исследований.
Доводы административного иска о незаконности оспариваемого постановления, поскольку в материалах отсутствуют сведения о композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, неосновательны. Нормативными правовыми актами не определено в каком конкретном документе и в каком виде должны быть изложены эти сведения. Сведения о композиционной связи относятся к оценочной категории, оцениваются компетентными специалистами при составлении проекта охранных зон и экспертного заключения, учитываются при даче заключения и не могут быть проверены в рамках судебного дела.
В соответствии с пунктом 14 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия проект зон охраны объекта культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы.
На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон (пункт 16 указанного Положения).
Исследованные судом акты государственной историко-культурной экспертизы содержат все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 19 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года N, а также вывод о соответствии проекта требованиям государственной охраны объекта культурного наследия. Экспертные заключения оформлены в виде актов, подписаны экспертами, утверждены руководителем экспертной организации, заверены печатью, как это предусмотрено действующим законодательством.
Заявление стороны административного истца о поддельности подписи эксперта Ситдикова А.Г. суд считает необоснованным. Из представленных в суд возражений эксперта Ситдикова А.Г. следует, что эксперт подтверждает своё участие в проведение экспертиз и экспертное заключение.
Суд отказал в назначении почерковедческой экспертизы в рамках настоящего дела исходя из установленных обстоятельств и сведений о том, что в настоящее время в производстве Арбитражного суда Оренбургской области рассматривается гражданский иск об оспаривании заключения историко-культурной экспертизы проекта зоны охраны объекта культурного наследия "Здания гауптвахты, сер. XIX в." (г. Оренбург, ул. Набережная, 29) по аналогичным основаниям. В случае удовлетворения гражданского иска об оспаривании историко-культурной экспертизы, заинтересованные лица вправе заявить о пересмотре решения суда по настоящему административному иску по новым обстоятельствам.
Доводы о незаконном составе экспертов суд полагает также неосновательными, полномочия экспертов, подписавших акты, подтверждены приложением к акту экспертизы, специалисты имеют аттестацию экспертов, акты составлен комиссией в составе трёх экспертов.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении положения о государственной историко-культурной экспертизы" экспертные заключения проведены по инициативе заинтересованного лица, органа государственной власти, Министерства культуры общественных и внешних связей Оренбургской области, с участием трёх квалифицированных экспертов (экспертная комиссия), имеющих аттестаты экспертов.
Суд считает, что проведение экспертизы экспертами одного учреждения и заключение контракта на проведение экспертизы с ООО "Экспертиза Поволжья", сотрудниками которого являются эксперты, не может являться основанием для признания недействующим постановления Правительства Оренбургской области N.
При изложенных обстоятельствах судом не установлено оснований для признания незаконным постановления Правительства Оренбургской области N в связи с нарушением порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы и требований, предъявляемых к привлекаемым в качестве экспертов лицам, их аттестации.
Вопреки доводам о нарушении прав административного истца на пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления особых условий охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов в качестве одного из видов ограничения прав на землю (подпункт 2 пункта 2); ограничения прав на землю устанавливаются, в том числе актами исполнительных органов государственной власти (пункт 3).
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункт 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации).
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты культурного наследия, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены на обеспечение сохранности данных объектов.
Такие ограничения в соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрены оспариваемым постановлением.
Кроме того, действующий механизм защиты земельных прав, установленный в Земельном кодексе Российской Федерации, предоставляет административным истцам выбрать иные адекватные способы судебной защиты нарушенных прав, в том числе предусмотренные положениями статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы административного иска о том, что при определении зон охраняемого природного ландшафта не учитывались схемы визуальных характеристик, применялись неточные формулировки, понятия и термины не соответствуют действующему законодательству, отсутствуют подтверждения исторически сложившейся территории озеленения, отсутствует подтверждение устранения замечаний экспертов при оценке проектов охранной территории, не являются основанием для признания недействующим постановления Правительства Оренбургской области N.
В силу пункта 3 статьи 32 Закона N 73-ФЗ в случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд.
На момент рассмотрения дела в суде представленные в суд Акты культурно-исторической экспертиз не оспорены, в материалы дела иные заключения не представлены.
Кроме того, доводы административного иска о незаконности актов экспертизы были предметом судебного разбирательства.
Постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2018 г. N отменено решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27 июня 2018 г, отказано в удовлетворении требований Местной религиозной организации Православного прихода храма равноапостальных царя Константина и матери его царицы Елены г.Оренбурга Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и общества с ограниченной ответственностью "Статус" о признании недействующими пунктов 3.5 и пункта 7.2 приложения N1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 14 января 2014 г. N "Об утверждении границ территорий, зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в утвержденных границах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения города Оренбурга Оренбургской области".
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 5 марта 2019 г. N постановление Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2018 г. оставлено без изменения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2019 г. N отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Арбитражными судами и Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении указанного дела проверены в том числе и доводы, изложенные в административном иске Панагасова Ю.М, судебные акты содержат вывод о соответствии постановления Правительства Оренбургской области N нормативным правовым актам, имеющим большую силу, оснований для признания его недействительным не установлено.
Суды пришли к выводу о несостоятельности доводов заявителей и о нарушении их прав и законных интересов, поскольку земельные участки заявителей входят в утвержденные указанным постановлением границы зоны охраняемого природного ландшафта объектов культурного наследия, режимы использования земель которой существенно ограничивают права пользования земельными участками и осуществления хозяйственной деятельности на них.
Таким образом, законность и обоснованность принятия постановления Правительства Оренбургской области N была проверена в судебном порядке и в соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ не подлежит оценке при рассмотрении настоящего дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
в удовлетворении административного искового заявления Панагасова Ю.М. к Правительству Оренбургской области о признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области от 14 января 2014 г. N "Об утверждении границ территорий, зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в утверждённых границах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения города Оренбурга Оренбургской области" - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф. Селютина
Полный текст решения суда
изготовлен 27 апреля 2021 г. И.Ф.Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.