Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Романовой И.Е, судей Антонова Д.А, Воронина С.Н, при секретаре Ведровой К.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Басалаева Андрея Владимировича к АО "МСК Сервис", АО "Юганскводоканал", АО "Югансктеплотранссервис" о защите прав потребителя жилищно-коммуналь-ных услуг, по апелляционной жалобе АО "МСК Сервис" на решение Нефтеюганского районного суда от 23 декабря 2020 г, которым постановлено:
"Иск Басалаева Андрея Владимировича удовлетворить частично.
Взыскать с АО "МСК Сервис" в пользу Басалаева Андрея Владимировича сумму оплаты за некачественные услуги холодного и горячего водоснабжения на содержание жилья за период с августа по ноябрь 2020 г. в размере 186 руб. 35 коп, неустойку за невыполнение требований потребителя о перерасчете платы за горячее и холодное водоснабжение в сумме 91 руб. 17 коп, компенсацию морального вреда в размере 500 руб, штраф в размере 388 руб. 76 коп, а также 1 512 руб. 78 коп. в возмещение расходов на оплату исследования горячей и холодной воды и 5 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя, всего взыскать 7 679 руб. 06 коп.
Обязать АО "МСК Сервис" освободить Басалаева Андрея Владимировича от оплаты за холодное водоснабжение на содержание жилья по (адрес) с момента вынесения судом настоящего решения и до подачи холодной воды, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Обязать АО "МСК Сервис" производить снижение платы за горячее водоснабжение на содержание жилья на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества по (адрес) с момента вынесения судом настоящего решения и до подачи горячей воды, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Взыскать с АО "Юганскводоканал" в пользу Басалаева Андрея Владимировича сумму оплаты платы за некачественные услуги холодного водоснабжения за июль 2020 г. в размере 502 руб. 81 коп, неустойку за невыполнение требований потребителя о перерасчете платы за холодное водоснабжение в сумме 678 руб. 79 коп, компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб, штраф в размере 1 090 руб. 80 коп, а также 412 руб. 23 коп. в возмещение расходов на оплату исследования холодного водоснабжения и 4 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя, всего взыскать 7 684 руб. 63 коп.
Обязать АО "Юганскводоканал" освободить Басалаева Андрея Владимировича от оплаты за холодное водоснабжение по (адрес) с момента вынесения судом настоящего решения и до подачи холодной воды, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
В остальной части иска - отказать.
Взыскать с АО "МСК Сервис" в доход бюджета города Нефтеюганск государственную пошлину в размере 700 руб.
Взыскать с АО "Юганскводоканал" в доход бюджета города Нефтеюганск государственную пошлину в размере 700 руб.".
Заслушав доклад судьи Антонова Д.А, судебная коллегия
установила:
Басалаев А.В. обратился в суд с указанным выше иском. В обоснование требований указал, что является собственником расположенной (адрес) который находится в управлении АО "МСК Сервис". Поскольку ответчики предоставляют истцу коммунальные услуги ненадлежащего качества, в связи с чем, он неоднократно обращался с жалобами на качество предоставляемых спорных коммунальных услуг, в ответ на которые получала отписки, в которых ответчики перекладывают ответственность друг на друга, не принимая мер по устранению причин нарушений, после уточнения иска, Басалаев А.В. просил взыскать с АО "Юганскводоканал" перерасчет за некачественную услугу холодное водоснабжение за период с (дата) в размере 988 руб. 13 коп. и неустойку за нарушение сроков возврата платежа в размере 1 178 руб. 10 коп, с АО "Югансктранстеплосервис" - перерасчет за некачественную услугу горячее водоснабжение за июль 2020 г. в размере 1 032 руб. 79 коп. и неустойку за нарушение сроков возврата платежа в размере 1 394 руб. 27 коп, взыскать с АО "МСК Сервис" перерасчет за услугу холодное и горячее водоснабжение на содержание жилья за период с (дата) в размере 186 руб. 35 коп. и неустойку за нарушение сроков возврата платежей в размере 91 руб. 17 коп, взыскать солидарно с ответчиков АО "МСК Сервис", АО "ЮВК" и АО "ЮТТС" стоимость понесенных расходов на исследование воды в размере 6 051 руб. 12 коп, компенсацию морального вреда по 5 000 руб, компенсировать расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб, освободить от оплаты коммунальных услуг горячего и холодного водоснабжения, в том числе на содержание жилья с момента вынесения решения суда до момента устранения нарушений по предоставлению некачественных коммунальных услуг.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе АО "МСК Сервис" просит решение суда отменить в части требований к АО "МСК Сервис". Указывает, что суд, освобождая истца от оплаты услуг, не принял во внимание, что в размер ежемесячной оплаты включены расходы на содержание общедомового имущества и такие ресурсы будут вынуждены оплачивать другие жильцы. Ссылаясь на подп. 6 п. 157 Постановления Правительства РФ N354, обращает внимание, что обязанность заключения договора в письменной форме законом не предусмотрена и соглашение о предоставлении коммунальных услуг считается заключенным со всеми собственниками помещений одновременно.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ).
В силу требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, не оспаривается сторонами спора, истец Басалаев А.В, его супруга Басалаева Н.В. и их совместный несовершеннолетний ребенок с 2013 г. являются собственниками квартиры (номер), расположенной по адресу: (адрес), который находится в управлении АО "МСК Сервис". Ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение указанного дома, являются АО "Югансктеплотранссервис" и АО "Юганскводоканал", с которыми с (дата) заключены прямые договоры на предоставление услуг горячего и холодного водоснабжения соответственно в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из представленных в материалы дела квитанций следует, что оплату коммунальных услуг истец в 2020 г. производил своевременно и задолженности не имеет (л.д. 53-58 т. 1).
(дата) Басалаев А.В. обратился к ответчику АО "МСК Сервис" с требованием о предоставлении информации о качестве оказываемых ответчиком коммунальных услуг (л.д. 59-61 т. 1).
В ответ на указанное обращение истца ответчик сообщил об отсутствии информации о качестве услуг в связи с отсутствием претензий заявителя относительно качестве горячего/холодного водоснабжения за период с 2017 г.
(дата) Басабаевым А.В. направлено повторное требование аналогичного содержания в АО "МСК Сервис" и АО "Юганскводоканал" (л.д.65-67 т. 1).
(дата) АО "ЮТТС" сообщило истцу о том, что ему произведено уменьшение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с момента обращения - (дата), поскольку гигиенические нормативы воды превышены (л.д. 69, 112 т. 1).
Согласно протоколам лабораторных испытаний и экспертным заключениям ФФБУЗ "ЦГиЭ в ХМАО - Югре в г. Нефтеюганск и Нефтеюганском районе и в г.Пыть-Ях" (номер) от (дата) вода холодного и горячего водоснабжения в квартире истца не соответствуют требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (с изменениями на (дата)), ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования":
- холодная вода: мутность - выше ПДК от 2 до 3 раз; железо общее - выше ПДК в 5 и более раз;
- горячая вода: мутность - выше ПДК в 5 и более раз; железо общее - выше ПДК от 4 до 5 раз.
Затраты истца на проведение исследований воды составили 6 051, 12 руб, что подтверждается договором (номер) от (дата) с приложением (номер) к нему и сведениями Сбербанка от (дата)
Однако, доказательств, подтверждающих оказание истцу с (дата) спорных услуг надлежащего качества, включая ГВС и ХВС на содержание общего имущества, качество которого должно соответствовать качеству поставляемой истцу в квартиру воды, суду не представлено (л.д. 77-82 т. 2).
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 24, предусматривается, что вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации целями управления многоквартирным домом является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В соответствии с пунктом 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к данным Правилам.
В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105).
В силу пункта 106 Правил N 354 сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
При этом в качестве обязанности потребителя данный пункт Правил предусматривает сообщение потребителем своих данных (фамилии, имени и отчества), а также точного адреса помещения, в котором обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вида такой коммунальной услуги, а в качестве обязанности сотрудника аварийно-диспетчерской службы - сообщение потребителю сведений о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилии, имени и отчества), номера, под которым зарегистрировано сообщение потребителя, и времени регистрации сообщения.
Пункты 105 и 106 Правил N 354 основаны на приведенных законоположениях и являются основанием для реализации права потребителя на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Они определяют порядок установления факта неисполнения обязательств или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителем, которым в соответствии с пунктом 2 Правил признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 111 Правил N 354, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил); дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил); дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Факт нарушения качества коммунальной услуги, подтвердившийся в ходе проверки, оформляется актом в соответствии с пунктами 15, 109 Правил.
Пунктом 110 Правил предусмотрено разрешение спора, возникшего относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, согласно которому, потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но при этом между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки.
Исходя из разъяснений, данных в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 29 названного Закона, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Из приведенных положений Закона о защите прав потребителей и разъяснений по его применению вытекает, что на истце лежала обязанность доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей, связанных с предоставлением услуг по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома, а также причинения ему вреда. В свою очередь, ответчик несет обязанность по доказыванию обстоятельств, освобождающих его от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда.
Пунктом 103 Правил N 354 предусмотрено, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
При обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, на основании изложенных выше норм материального права, установив факт предоставления истцу некачественной услуги водоснабжения, в тот время как услуги оплачивались истцом своевременно, требования истца удовлетворил частично, взыскал с АО "МСК Сервис" в пользу Басалаева А.В. стоимость оплаченных услуги по водоснабжению за период с августа по ноябрь 2020 г. - 186 руб. 35 коп, неустойку - 91 руб. 17 коп, компенсацию морального вреда - 500 руб, штраф - 388 руб. 76 коп, возмещение расходов на оплату исследований воды - 1 512 руб. 78 коп, возмещение расходов на оплату услуг представителя-5 000 руб, всего - 7 679 руб. 06 коп, возложил на ответчика ряд обязанностей по предоставлению услуг водоснабжения, взыскал с АО "Юганскводоканал" в пользу Басалаева А.В. сумму оплаты платы за некачественные услуги холодного водоснабжения за июль 2020 г. в размере 502 руб. 81 коп, неустойку за невыполнение требований потребителя о перерасчете платы за холодное водоснабжение в сумме 678 руб. 79 коп, компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб, штраф в размере 1 090 руб. 80 коп, а также 412 руб. 23 коп. в возмещение расходов на оплату исследования холодного водоснабжения и 4 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя, всего взыскав 7 684 руб. 63 коп. и возложил на АО "Юганскводоканал" обязанность освободить Басалаева А.В. от оплаты за холодное водоснабжение по (адрес) с момента вынесения судом настоящего решения и до подачи холодной воды, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", взыскал с ответчиков в бюджет госпошлину.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, соответствующими требованиям жилищного законодательства и обстоятельствам данного дела.
Ссылка подателя жалоб на то, что используемая на общедомовые нужды вода, являющаяся частью спорного ресурса, непосредственно истцом не используется, несостоятельна и влечь отмену решения суда не может, поскольку никакого исключения в отношении качества общедомовой воды законодательство не предусматривает, а потребитель в любом случае при пользовании общим имуществом вправе рассчитывать на соблюдение коммунальных правил управляющей и ресурсоснабжающими организациями.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильным у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского районного суда от 23 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "МСК Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий Романова И.Е.
Судьи Антонов Д.А.
Воронин С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.