Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П, судей Коженовой Т.В, Дмитриевой Г.И, при секретаре (помощнике судьи) Шекиной В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воуба Д.П. к Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области о восстановлении пропущенного срока постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании права на обеспечение его жилым помещением, по апелляционной жалобе Воуба Д.П. на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от (дата) года.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В, объяснения истца Воуба Д.П, представителя ответчика Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области Добровольской Н.В, установила:
Воуба Д.П. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области (далее Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области) о восстановлении пропущенного срока постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании права на обеспечение его жилым помещением как лицу, оставшемуся без попечения родителей. В обоснование иска указал, что (дата) года умер его отец Воуба П.А, а (дата) года умерла его мать Алексеева B.C. Комитетом по образованию Администрации МО Гагаринский район" Смоленской области ему было отказано в включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с достижением возраста свыше 23 лет и утратой права на дополнительные гарантии по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истец Воуба Д.П. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области Тюрина О.С. полагала необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в связи с пропуском истцом срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Представитель третьего лица Департамента Смоленской области по образованию и науке в суд не явился, в представленном отзыве просил в иске Воуба Д.П. отказать, поскольку им не представлено доказательств невозможности своевременно встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Представитель третьего лица Правового Департамента Смоленской области в суд не явился, возражений относительно заявленных требований не представил.
Представитель третьего лица - Отдела опеки и попечительства Комитета по образованию Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области Бобылева М.С, возражая против заявленных требований, полагала, что с достижением Воуба Д.П. возраста свыше 23 лет, он утратил право на дополнительные гарантии по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области (дата) года в иске Воуба Д.П. к Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области о восстановлении пропущенного срока постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании права на обеспечение его жилым помещением отказано в связи с необоснованностью.
В апелляционной жалобе истец Воуба Д.П, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшееся решение и принять новое об удовлетворении его исковых требований. Указывает, что в соответствии постановлением Конституционного суда РФ от 8 июня 2010 года N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 ст. 292 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой", забота о детях, их воспитание как обязанность родителей по смыслу статьи 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации предполагают, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида. Полагает, что данные нормы по аналогии права имеют к нему непосредственное отношение. Считает, что решением суда нарушены его конституционные права на получение жилья, а вместе с тем отсутствие его на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому. Данные выводы основывает на пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на (дата) г. или после (дата) г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым, в частности, регулируется право указанных категорий граждан на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федерального закона N 159-ФЗ) к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее Жилищный кодекс РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Из пункта 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа до достижения ими возраста 23 лет.
При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Воуба Дмитрий Петрович, (дата) года рождения, является сиротой, его мать - Алексеева B.C. умерла (дата) года, а отец - Воуба П.А. умер (дата) года (л.д. 17-18).
Решением Исполнительного комитета Гагаринского городского Совета
народных депутатов N N от (дата) года, попечителем Воуба П.Д. установлен его сводный брат - Алексеев С.А. (л.д. 38).
Из выписки из похозяйственной книги N от (дата) г, выданной Администрацией Никольского сельского поселения Гагаринского района, следует, что Воуба Д.П. зарегистрирован и проживает по адресу:... (л.д. 37).
Согласно сообщению Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области N от (дата) г, Воуба Д.П. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что его возраст свыше 23 лет, и он утратил право на дополнительные гарантии по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.9).
Истец обратился с заявлением о внесении в список детей-сирот, детей, ставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (дата) г, и на дату обращения его возраст составил - "данные изъяты" лет. Сведений об обращениях истца с соответствующими заявлениями до этой даты не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь указанными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установив, что до момента достижения 23-летнего возраста Воуба Д.П. с заявлением об обеспечении его жилым помещением в установленном законом порядке не обращался, а также учитывая, что доказательств наличия каких-либо уважительных причин пропуска установленного законом срока истцом не представлено, пришел к выводу о том, что с момента достижения 23-летнего возраста истец утратил право на предоставление ему данной меры социальной поддержки.
Судебная коллегия находит приведенные в оспариваемом судебном постановлении выводы суда первой инстанции правильными и мотивированными, основанными на правильном применении приведенных норм материального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент достижения истцом возраста 23 лет (в 2004 году), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 9 статьи 8 указанного Федерального закона).
В соответствии с положениями части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
До достижения 23-летнего возраста Воуба Д.П. в установленном законом порядке в письменной форме с заявлением о постановке на учет в соответствующие органы не обращался.
Как следует из пояснений истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции, после смерти его родителей он с (дата) года вместе с опекуном проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: ул..., где ранее проживал с родителями. В школе получил общее образование (9 классов). После окончания школы работал в СХПК колхоз племзавод "Радищево". В возрасте "данные изъяты" лет (в "данные изъяты" г.) уехал в г. "данные изъяты", где работал на рыбном рынке. В "данные изъяты" году уехал в "данные изъяты" область, где работал "данные изъяты" по наладке деревообрабатывающего оборудования. В настоящее время проживает в жилом помещении на основании договора найма, расположенном по адресу:... В настоящее время женат, имеет ребенка от первого брака.
Таким образом, доказательств наличия каких-либо уважительных причин пропуска установленного законом срока истцом, как суду первой, так и суду апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку с момента достижения Воуба Д.П. 23-летнего возраста его право на обеспечение жильем как лица из числа детей-сирот было погашено, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска Воуба Д.К. к Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области о восстановлении пропущенного срока постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании права на обеспечение его жилым помещением.
Доводы подателя жалобы об изменении законодательства данные выводы не опровергают.
Ссылки истца на архивную справку с иной нумерацией дома не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, могут свидетельствовать о технической ошибке, поскольку из материалов дела и пояснений самого истца следует, что с момента рождения и по настоящее время он зарегистрирован, проживал с родителями в одном и том же доме, по иному адресу не переселялся.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, оснований для их переоценки, равно как и оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
Сама по себе иная оценка автора жалобы доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием для отмены правильного по существу решения.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда Смоленской области от (дата) года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воуба Д.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.