Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Козловой Н.И.
Сальниковой В.Ю.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5946/2020 по апелляционной жалобе Шевелева Б. А. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2020 года по иску Шевелева Б. А. к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании присвоить звание "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, объяснения истца Шевелева Б.А, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Шевелев Б.А. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным и необоснованным решение Комитета от "дата"; обязать присвоить ему звание "Ветеран труда".
В обоснование заявленных требований указал, что в "дата" Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу был награжден почетной грамотой за многолетнюю добросовестную работу, образцовое выполнение трудовых обязанностей; в "дата" обратился в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", однако на заседании комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций в присвоении звания ему было отказано, поскольку имеющаяся почетная грамота не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания.
Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, занесенным в протокол судебного заседания от 22.06.2020 года, произведена замена ненадлежащего ответчика Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга на администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга.
Впоследствии определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22.06.2020 года гражданское дело по иску Шевелева Б.А. к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", об обязании присвоить звание "Ветеран труда" передано на рассмотрение по подсудности в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований Шевелева Б.А. отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В своей жалобе указывает на то, что был награжден почетной грамотой федерального органа власти, а, следовательно, является ведомственным знаком отличия.
Истец в заседание суда апелляционной инстанции явился, полагал решение суда подлежащим отмене, приобщил дополнения к апелляционной жалобе.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции ответчик не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, доказательств невозможности явки в судебное заседание не представил, в связи с чем, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции приказом N... от "дата" председателя Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Ш. за многолетнюю добросовестную работу, образцовое выполнение трудовых обязанностей и в связи с 50-летием со дня основания АО " "... "", "адрес", Шевелев Б.А. (наряду с другими сотрудниками) награжден Почетной грамотой Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Одновременно, в соответствии с Положением о нагрудном знаке "Почетный строитель России", утвержденным приказом Госстроя России от 24.07.1997 года N 17-50, и Положением о Почетной грамоте Министерства строительства РФ, утвержденным приказом Минстроя России от 14.11.1995 года N 17-120, приказано выплатить соответственно денежные премии в размере 10-кратной ("Почетный строитель России") и 5-кратной (Почетная грамота Госстроя России) минимальной заработной платы, принятой в РФ на момент награждения, за счет средств предприятия (архивная выписка от "дата" N...).
"дата" отделом социальной защиты населения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга Шевелеву Б.А. сообщено о рассмотрении представленных им документов на Комиссии по присвоению звания "Ветеран труда" при администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (протокол от "дата" N...) и принятии решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".
Вопрос о возможности отнесения Почетной грамоты Госстроя России к ведомственным знакам отличия в труде в "дата" был рассмотрен на Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания "Ветеран труда" при Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга.
При этом по запросу Комиссии получен ответ административно-кадрового департамента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от "дата" N... о том, что в Министерстве отсутствуют архивные материалы ранее созданных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
ФКУ "Государственный архив РФ" письмом от "дата" N... сообщил, что в научно-справочном аппарате к документам архивного фонда 10242 - "Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству" (1998-2008 гг.), а также в изученных приказах Госстроя России за ноябрь-декабрь 1999 года и январь 2000 года по основной деятельности, то есть за период образования Госстроя России и формирования его структуры, нормативного документа, которым было учреждено Положение о Почетной грамоте Госстроя России, а также самого Положения о Почетной грамоте Госстроя России не выявлено.
Городской комиссией принято решение о том, что Почетная грамота Госстроя России не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 27.09.2006 года N 447-70, в связи с отсутствием нормативного правового акта об учреждении данной награды.
На заседании Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания "Ветеран труда" (Городская комиссия) "дата" было принято решение о невозможности отнесения Почетной грамоты Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 447-70, в связи с отсутствием нормативного правового акта об учреждении Почетной грамоты Государственного комитета РФ по строительств и жилищно-коммунальному комплексу. Городской комиссией подтверждена обоснованность принятия решения Районной комиссией об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".
С учетом установленных по делу обстоятельств, на основании совокупности собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Санкт-Петербурга от 09.10.2006 N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" (вместе с "Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия"), Постановлением Правительства РФ от 24.11.1999 N 1289 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу" суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств наличия нормативного правового акта об учреждении Почетной грамоты Госстроя России как ведомственной награды либо положения о Почетной грамоте Госстроя России, в связи с чем, оснований считать Почетную грамоту Госстроя России ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", а, следовательно, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Шевелева Б.А. не имелось.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей на момент награждения Шевелева Б.А. почетной грамотой) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. При этом порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялись Президентом Российской Федерации
В настоящее время, в силу п.1.1 ст.7 Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации, имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Санкт-Петербурга, устанавливается Законом Санкт-Петербурга от 9 октября 2006 г. N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии со ст. 1 названного Закона звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, в том числе награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин), учитываемый для назначения пенсии или выслугу лет в календарном исчислении.
Часть 1 ст.5 названного закона Санкт-Петербурга к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) относит учрежденные за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) награды, награждение которыми произведено: Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; руководителями аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации; Председателем Правительства Российской Федерации; Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации; Руководителем Администрации Президента Российской Федерации; Председателем Следственного комитета Российской Федерации; Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Генеральным прокурором Российской Федерации; руководителями федеральных органов исполнительной власти; Председателем Центрального банка Российской Федерации; руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами-участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации; руководителями государственных корпораций.
Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия, утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 года N 578.
Как указано в п.1 Положения, оно устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти), а также порядок награждения знаками отличия.
Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия.
Знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (п.2).
Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения (п.3).
Таким образом, в качестве основания признания гражданина ветераном труда необходимо одновременно два условия: наличие ведомственного знака отличия в труде и соответствующего трудового стажа.
При этом учету подлежат только те ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принималось руководителем соответствующего органа государственной власти или иного органа, указанного в ст.5 Закона Санкт-Петербурга от 09.10.2006 года N 447-70.
В соответствии с п.1 Положения о Госстрое России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1999 года N 1289, Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу является федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.8, подп.8 п.10 Положения Госстрой России возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации, который учреждает в установленном порядке ведомственные награды, утверждает положения об этих наградах и их описания, награждает работников, занятых в сфере строительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей и жилищно-коммунальном хозяйстве, отраслевыми почетными знаками и почетными грамотами.
Как следует из материалов дела, Шевелев Б.А. награжден почетной грамотой Госстроя России "дата", данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Материалы дела не содержат сведений, что указанная почетная грамота включена в перечень ведомственных наград. Нормативных правовых актов об учреждении Почетной грамоты Госстроя России как ведомственной награды либо положения о Почетной грамоте Госстроя России стороной истца, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не дал должной правовой оценки имеющимся в материалах дела доказательствам нельзя признать состоятельными, поскольку согласно положениям ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 198 ГПК РФ мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства опровергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, изложены в обжалуемом судебном решении. Оснований для переоценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
По смыслу приведенных положений закона, суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены. Несовпадение результата оценки судом собранных по делу доказательств с мнением подателя жалобы обстоятельством, влекущим отмену решения, не является.
В своей апелляционной жалобе истец приводит перечисление норм закона. Однако какого-либо вывода, применительно к нормам действующего законодательства, об обоснованности заявленных исковых требований, жалоба не содержит, указаний на обстоятельства, не учтенные судом первой инстанции не имеется.
Довод истца о том, что сам по себе статус федерального органа власти Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплекса является основанием считать почетную грамоту, которой награжден истец, ведомственной наградой, судебная коллегия отклоняет, как противоречащий действующему законодательству.
Указание истцом на свою многолетнюю добросовестную работу, образцовое выполнение трудовых обязанностей, правового значения при рассмотрении данного дела не имеет, сторонами не оспаривается, а, следовательно, не может являться основанием для отмены постановленного решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы дублируют позицию ответчика, высказанную в суде первой инстанции, по существу не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.