Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В.
судей Масленниковой Л.В, Рачиной К.А.
при помощнике судьи Воропаевой Е.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Терновского А.Ю. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 11 июня 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Терновского А. Ю. к Министерству труда и социальной защиты РФ о признании решения незаконным отказать.
УСТАНОВИЛА:
Терновский А.Ю. обратился в суд к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации с иском о признании незаконным решения по снижению размера субсидий на дата.
В обоснование заявленных требований Терновский А.Ю. ссылался на то, что является ветераном боевых действий в Афганистане и членом Общероссийской общественной организации "Российский союз Ветеранов Афганистана" (наименование организации), дата он обратился в Тульскую региональную (областную) организацию наименование организации с заявлением о направлении в ЦВТ им М. Лиходея в феврале 2020 года, однако дата в удовлетворении данной просьбы ему было отказано ввиду сокращения размера субсидий на дата, выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, что является незаконным и нарушает его права.
В судебное заседание истец не явился, о дне слущания дела извещался судом надлежащим образом, ранее представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в суд не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, ранее представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований Терновскому А.Ю. отказать.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит Терновский А.Ю. в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав Терновского А.Ю. и представителя Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 610, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности (пункт 1).
Полномочия Минтруда России по самостоятельному принятию нормативных правовых актов содержатся в пункте 5.2 Положения о Министерстве. При этом полномочия по принятию нормативного правового акта, устанавливающего размеры субсидий, предоставляемых отдельным общественным и иным некоммерческим организациям, Положением о Министерстве не предусмотрены. Иными законодательными и нормативными правовыми актами указанные обязанности на Минтруд России также не возложены.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от дата N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, по смыслу статьи 17 Федерального закона N 82-ФЗ, выделение целевого финансирования является правом, но не обязанностью государства, поскольку поддержка деятельности общественных объединений может осуществляться также в иных видах поддержки деятельности таких организаций.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1135, субсидии предоставляются с целью оказания поддержки получателям субсидий, в том числе на компенсацию части затрат, связанных с осуществлением деятельности, направленной на решение социальных вопросов в соответствии с уставными целями.
Пунктом 2(1) Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от дата N 1921) определено, что результатами предоставления субсидии являются, в том числе:
оказание паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, в том числе приобретение оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря;
организация комплексной реабилитации отдельных категорий граждан;
организация санаторно-курортного лечения для отдельных категорий граждан;
организация отдыха и оздоровления граждан отдельных категорий;
проведение социальной реабилитации и абилитации инвалидов.
Согласно пункту 3 Правил субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации как получателей средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 Правил, в соответствии с распределением, утверждаемым ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
В соответствии с частью 10 статьи 6 Федерального закона от дата N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на дата и на плановый период 2021 и дата" утверждено распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний) на дата и на плановый период 2021 и дата (Приложение 24), которое содержит наименование государственной программы Российской Федерации, в рамках которой предоставляются субсидии, наименование главного распорядителя бюджетных средств и наименование организации - получателя субсидии, а также сумма предоставляемой в дата субсидии.
Судом установлено, что Терновский А.Ю. является ветераном боевых действий в Афганистане и членом Общероссийской общественной организации "Российский союз Ветеранов Афганистана" (наименование организации).
дата Терновский А.Ю. обратился в Тульскую региональную организацию Общероссийской общественной организации "Российский союз Ветеранов Афганистана" (ТРО наименование организации) с заявлением о направлении по путевке в ЦВТ им М. Лиходея в феврале 2020 года (л/д 10).
Согласно ответу председателя правления ТРО наименование организации от дата, ТРО наименование организации в ЦВТ им. М. Лиходея членов организации не направляет (л/д 11).
В обоснование заявленного иска Терновский А.Ю. ссылался на то, что при получении ответа от дата ему были даны устные разъяснения о том, что в связи с сокращением размеров субсидий на дата путёвки для членов ТРО наименование организации и других региональных организаций наименование организации на дата не выделяются. Данное положение возникло в связи с сокращением размеров субсидий для ЦВТ им. М. Лиходея на дата по сравнению с дата.
Также суд установил, что в соответствии с частью 10 статьи 6 Федерального закона от дата N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на дата и на плановый период 2021 и дата" предусмотрено распределение субсидии Общероссийской общественной организации "Российский Союз ветеранов Афганистана" в сумме сумма, из которых на реализацию мероприятий по комплексному и восстановительному лечению инвалидов боевых действий и членов их семей; инвалидов Великой Отечественной войны и членов их семей; инвалидов вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и членов их семей; ветеранов боевых действий и членов их семей; участников Великой Отечественной войны и членов их семей; ветеранов военной службы и членов их семей, а также категорий граждан, указанных в статье 21 Федерального закона от дата N 5-ФЗ "О ветеранах", предусмотрено - сумма Предоставление в дата субсидии Учреждению "Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея" Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы "Инвалиды войны" Федеральным законом N 380-ФЗ не предусмотрено.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе Терновскому А.Ю. в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что субсидии на государственную поддержку ТРО наименование организации, в том числе для направления членов организации в ЦВТ им. М. Лиходея посредством предоставления путевок, из государственного бюджета не выделялись. При этом суд учел, что предоставление субсидий ЦВТ им. М. Лиходея Федеральным законом от дата N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на дата и на плановый период 2020 и дата" в дата также не предусматривалось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции, является законным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел и неверно оценил представленные истцом доказательства, в том числе письмо, содержащее причины сокращения квот по количеству путевок, судебная коллегия полагает несостоятельными и не может принять во внимание, поскольку суд оценил имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в полном соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и исходя из фактических обстоятельств дела.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, ошибочное толкование норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 11 июня 2020 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Терновского А.Ю, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.