Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, дело по апелляционной жалобе представителя ответчика наименование организации фио на решение Тверского районного суда адрес от дата, которым постановлено: обязать наименование организации с момента вступления решения суда в законную силу приостановить деятельность по добыче полезных ископаемых - формовочных песков с попутной добычей строительных песков, размещению карты намыва на земельных участках с кадастровыми номерами ... и ..., ..., ... и ..., расположенных по адресу: адрес, городской адрес, до перевода земель из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и изменения вида разрешенного использования с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "недропользование",
установила:
Природоохранный прокурор адрес обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к наименование организации об обязании приостановить с момента вступления решения суда в законную силу деятельность по добыче полезных ископаемых - формовочных песков с попутной добычей строительных песков, размещению карты намыва на земельных участках с кадастровыми номерами... и..,..,... и.., расположенных по адресу: адрес, городской адрес, до перевода земель из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и изменения вида разрешенного использования с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "недропользование", ссылаясь в обоснование иска на то, что в рамках проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой адрес проверки установлено, что в настоящее время разработка месторождения осуществляется наименование организации на земельных участках сельскохозяйственного назначения в нарушение требований действующего законодательства
Представитель истца фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Ответчик наименование организации, третьи лица наименование организации наименование организации, наименование организации, наименование организации в судебное заседание не явились, извещены.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит представитель ответчика наименование организации фио по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца фио, представителя ответчика наименование организации по доверенности фио, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемое решение отвечает.
Судом установлено, что межрайонной природоохранной прокуратурой адрес во исполнение п. 3 Плана работы межрайонной природоохранной прокуратуры адрес на 2-ое полугодие дата совместно с органами государственного контроля (надзора) дата проведена проверка исполнения законодательства наименование организации.
Проверкой установлено, что на основании лицензии на право пользования недрами МСК 06399 ТЭ от дата, проектной документации "Технический проект разработки формовочных песков на адрес в адрес"", утвержденной дата, предприятие осуществляет разработку формовочных песков на адрес в городском адрес. Срок действия Лицензии - дата.
Для осуществления хозяйственной деятельности наименование организации заключены договоры аренды земельных участков:
- договор аренды N... от дата с наименование организации на земельный участок с кадастровым номером... ;
- договор аренды N... от дата с наименование организации на земельный участок с кадастровым номером... ;
- договор аренды N... от дата с наименование организации на земельный участок с кадастровым номером...
Категория земельных участков - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства".
В настоящее время произведен раздел земельного участка с кадастровым номером... на земельные участки с кадастровыми номерами... и.., а земельного участка с кадастровым номером... на -... и...
Согласно п. 4.2 договоров аренды NN..,..,... от дата Арендатор (ООО "Строй Поставка) обязан: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и в рамках действующего законодательства Российской Федерации, а также с использованием способов, не наносящих вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнения, деградации и ухудшения плодородия почв на земле.
В соответствии с пунктами 3, 10 Лицензии МСК 06399 ТЭ от дата земельные, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются Пользователю недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
В рамках проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой адрес проверки установлено, что в настоящее время разработка месторождения осуществляется наименование организации на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами..,... и.., на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами... и.., размещена карта намыва.
Однако разработка месторождения осуществляется наименование организации на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами..,... и.., на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами... и... без перевода данных участков из указанной категории в земли промышленности с изменением вида разрешенного использования.
Проверкой установлено, что в нарушение требований нормативных правовых актов наименование организации с ходатайством в адрес Губернатора адрес не обращалось, согласование компетентных органов не получало.
Вместе с тем на территории адрес в соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия адрес, утвержденным постановлением Правительства фио от дата N.., подготовка заключения о возможности перевода земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию возложена на Минсельхоз адрес (п. 12.3). Аналогичные положения закреплены в предыдущей редакции Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия адрес.
По постановлениям прокурора от дата наименование организации привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в виде штрафов в размере сумма наименование организации постановления административных органов обжалованы, однако решениями Электростальского городского суда адрес жалобы хозяйствующего субъекта оставлены без удовлетворения, постановления - без изменений.
Статьей 3 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, должны руководствоваться принципами презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; в обязательном порядке осуществлять оценку воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечивать снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 22 Федерального закона от дата N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить, в том числе соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно ст. 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в ст. 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно статье 22 Закона о недрах, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией. Этой же статьей установлены основные права и обязанности пользователя недр, в число которых входит выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 статьи в части обязанностей пользователя недр).
Порядок лицензирования деятельности на пользование участками недр регулируется Приказом Минприроды России от дата N 315 "Об утверждении административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления, и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченный органов решений о досрочном прекращении, приостановлении, и ограничении права пользования участками недр", которым утверждена форма бланка лицензии на пользование недрами, приведенная в приложении 4 к настоящему Регламенту, а также перечень условий лицензии на право пользование недрами, а также определен перечень документации, который соискатель лицензии должен предоставить в лицензирующий орган, которая не содержит сведений о правовом режиме земельных участков соискателя лицензии.
Положениями Регламента не определено наличие в лицензии требований, обязывающих лицензиата осуществить перевод земельных участков из категории земли сельскохозяйственного назначения в другую категорию, поскольку вопросы перевода земельных участков из одной категории в другую регулируются земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Таким образом, лицензирующий орган при исполнении государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензии на пользование недрами не может выйти за рамки предоставленных полномочий по указанию условия о необходимости перевода земельного участка из одной категории в другую, поскольку указанные требования предъявляются к лицензиату в силу положений действующего федерального законодательства.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
На основании ст. 7 Федерального закона от дата N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от дата N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 25.1 Закона Российской Федерации от дата N 2395-1 "О недрах" земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от дата N 540, осуществление геологических изысканий, добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами осуществляются на земельных участках с установленным видом разрешенного использования - "недропользование".
Содержание вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18 (животноводство, растениеводство и пр.), в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от дата N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Закона адрес от дата N... "О регулировании земельных отношений в адрес", постановлением Правительства адрес от дата N 180/9 "О Градостроительном совете адрес", постановлением Правительства адрес от дата N 148/6 "Об утверждении Регламента рассмотрения вопросов перевода земель или земельных участков в составе таких земель из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для целей размещения промышленных и иных объектов на заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в адрес и Градостроительного совета адрес".
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от дата N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" установлено, что суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление противоречит общественным интересам.
При этом в соответствии с п. 28 данного постановления наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, положительного заключения экологической экспертизы не является основанием для отказа в иске.
Осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения свидетельствует о потенциальной экологической опасности деятельности Предприятия, о неконтролируемом негативном воздействии на окружающую среду и реальной угрозе причинения вреда природным комплексам, а также жизни и здоровью граждан, в связи с чем изменение категории и вида разрешенного использования земельного участка является соответствующей мерой защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.
Разрешая спор и, удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции применил приведенные выше нормы закона и, установив, что разработка месторождения осуществляется наименование организации на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами..,... и.., на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами... и... без перевода данных участков из указанной категории в земли промышленности с изменением вида разрешенного использования, пришел к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности приостановить деятельность по добыче полезных ископаемых, размещению карты намыва на земельных участках до перевода земель в категорию "земли промышленности" и изменения вида разрешенного использования на "недропользование".
При этом суд правомерно учел, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка в соответствующую категорию. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен его целевым назначением.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в данном конкретном случае имеются достаточные основания для перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения и соответствующее ходатайство, как это предусмотрено п.3 Регламента рассмотрения вопросов перевода земель или земельных участков в составе таких земель из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности", земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", утвержденного постановлением Правительства адрес от дата N 148/6, направлено на имя губернатора адрес дата судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку категория земельных участков, используемых ответчиком для разработки месторождения, не изменена на категорию "земли промышленности" и вид разрешенного использования "недропользование".
Оснований для иных выводов, чем те, к которым пришел суд первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, обстоятельства дела установлены судом правильно, доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не допущено.
Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тверского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.