Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Ефимовой И.Е.
и судей Федерякиной Е.Ю, Полковникова С.В.
с участием прокурора Хомяченко Е.Л.
при помощнике судьи Кочеткове Н.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю.
дело по апелляционному представлению Никулинского межрайонного прокурора г.Москвы, а также по апелляционной жалобе ответчика фио, действующего также в интересах н/л фио, на решение Никулинского районного суда города Москвы от 16 ноября 2020 года, которым постановлено: выселить фио, фио, фио из квартиры N 70, расположенной по адресу: адрес.
УСТАНОВИЛА:
Истец Департамент городского имущества г. Москвы обратился в суд с иском к ответчикам фио, фио, фио о выселении из квартиры N 70, расположенной по адресу: адрес, поскольку правовые основания для занятия данной жилой площади, находящейся в собственности г.Москвы, отсутствуют.
Представитель истца в судебное заседание явился, просил удовлетворить исковые требования.
Ответчик фио, его представитель в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены судом.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, по доводам апелляционного представления и апелляционной жалобы просят Никулинский межрайонный прокурор г.Москвы и ответчик фио, действующий также в интересах н/л фио, соответственно, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика фио по доверенности фио, прокурора Хомяченко Е.Л, поддержавшую апелляционное представление, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судом установлено, что спорное жилое помещение представляет собой отдельную двухкомнатную квартиру N 70 общей площадью 43, 7 кв.м, жилой площадью 27, 3 кв.м, расположенную по адресу: адрес, которая находится в собственности города Москвы.
На основании распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы (правопредшественник ДГИ г. Москвы) от 22.10.2012 г. N Р59-14455 вышеуказанное жилое помещение было представлено фио, как военнослужащему войсковой части 5401, на семью из 3 человек (он, супруга фио, сын фио) по договору найма служебного жилого помещения N 5914074863 от 19.11.2012 г, для временного проживания на период прохождения военной службы в 55 дивизии ВВ МВД РФ или до приобретения жилой площади в собственность, либо до возникновения права самостоятельного пользования жилыми помещениями в городе Москве.
Из материалов дела также усматривается, что на основании приказа командира войсковой части 5401 от 13.09.2013 г. N 195с/ч заместитель начальника отделения связи и автоматизированного управления войсками штаба подполковник фио исключен из списков личного состава воинской части и снят со всех видов довольствия в связи с убытием для дальнейшего прохождения военной службы.
Распоряжением ДГИ г. Москвы от 07.11.2017 г. N 37419 вышеуказанное распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы от 22.10.2012 N Р59-14455 "О предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы фио (на семью из 3 человек) по договору найма служебного жилого помещения" признано утратившим силу.
ДГИ г. Москвы уведомлением от 15.02.2018 г. NДГИ 41-8247/18 информировал фио о необходимости освобождении жилой площади, однако семья фио занимает жилое помещение до настоящего времени, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет (л.д.43).
В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент осуществляет функции по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы.
Разрешая спор, суд, руководствуясь ст.ст.35, 92, 93, 100, 104 ЖК РФ, ст.ст.15, 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что основания для дальнейшего занятия специализированного жилого помещения ответчиками отсутствуют, поскольку спорная жилая площадь была предоставлена семье фио на период прохождения военной службы в 55 дивизии ВВ МВД России или до приобретения жилой площади в собственность, либо до возникновения права самостоятельного пользования жилыми помещениями в городе Москве.
Однако, распоряжением ДГИ г. Москвы от 07.11.2017 г. N 37419 распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы от 22.10.2012 N Р59-14455 "О предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы фио (на семью из 3 человек) по договору найма служебного жилого помещения" признано утратившим силу в связи с убытием фио для дальнейшего прохождения военной службы в другую войсковую часть.
На город Москву действующим законодательством не возложена обязанность по обеспечению ответчиков жилым помещением, договор найма служебного жилого помещения прекращен, правовые основания для пользования спорным жилым помещением, находящимся в собственности г.Москвы у ответчиков отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, обжалуемое решение указанным требованиям закона не отвечает.
В апелляционном представлении прокурора и апелляционной жалобе ответчика указано на то, что семья фио признана нуждающимися в получении жилья по договору социального найма и поставлена на учет в Центральном округе войск национальной гвардии РФ в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, о чем в материалы дела представлены соответствующие документы. Поскольку семья фио жильем до настоящего времени не обеспечена, то основания для их выселения отсутствуют. При разрешении спора суд не применил п.27 и п.28 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года N897.
Данные доводы судебная коллегия находит обоснованными, документально подтвержденными.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии с п.1 ст.98 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.
Согласно ч.2 ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Однако, пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел (Росгвардии).
Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.
Установление пунктом 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации дополнительных, по сравнению со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, льгот для сотрудников полиции (Росгвардии), не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.
Сотрудники полиции (Росгвардии) являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. Типовое положение соответствует Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с доводами апелляционного представления прокурора и апелляционной жалобы ответчика о том, что Типовое положение в части пункта 28 распространяется на лиц, которым служебные жилые помещение были предоставлены после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.).
Разрешая спор, судебная коллегия также учитывает, что предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации
договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из приказа командующего Центральным Оршанско-Хинганским Краснознаменным округом войск национальной гвардии РФ от 15.04.2019 года N 35 с/ч, подполковник фио, начальник группы защиты информации от технических разведок отдела связи и информационных технологий штаба округа, уволен в запас на основании приказа командующего округом от 05.04.2019 г. N 68 л/с по подпункту "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подпункту "б" пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (по истечении срока контракта о прохождении военной службы), 16.04.2019 г, исключен из списков личного состава округа и со всех видов довольствия. Выслуга лет на 16.04.2019 г. составляет: календарная - 22 года 03 месяца 20 день; для назначения пенсии - 24 года 09 месяцев 20 дней.
фио с 30.01.2004 года, жена с 25.01.2000 года, сын фио,... паспортные данные, с 26.11.2004 года зарегистрированы по месту жительства на территории войсковой части 5129 по адресу: адрес (л.д.51-55).
Решением заседания Центральной жилищной комиссии Центрального округа войск национальной гвардии РФ от 19.02.2018 г. N 1 подполковник фио с составом семьи три человека, с 18.12.2017 года был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в г. Москве на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, с нормой предоставления в размере от 54 кв.м. (л.д.45-46, 50).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ст.15 Федерального закона от 17.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Поскольку фио и члены его семьи стоят на учете нуждающихся в жилом помещении, иного жилого помещения в пользовании, кроме спорного, не имеют, право на обеспечение жилого помещения не реализовано, фио имеет выслугу более 20 лет, постольку правовые основания для выселения из квартиры N 70, расположенной по адресу: адрес, без предоставления иного жилого помещения отсутствуют.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда города Москвы от 16 ноября 2020 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества г.Москвы к фио, фио, фио о выселении - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.