Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при ведении протокола помощником фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционным жалобам представителя ответчика Министерства обороны РФ по доверенности фио, представителя ответчика фио РФ по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата по гражданскому делу по иску фио, действующей за себя и как законный представитель фио к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом фио РФ о признании решения незаконным, обязании рассмотреть заявление, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от дата N Р-14847/ дата.
Решение суда, по вступлении в законную силу, является основанием для восстановления фио и фио на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в качестве членов семьи фио.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании незаконным и отмене решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от дата N Р-14847/2020, обязании Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в установленные законом сроки принять решение и совершить действия, которые необходимо принять и совершить после признания незаконным и отмены решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от дата N Р-14847/2020, обязании Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ повторно рассмотреть вопрос о предоставлении и передаче в собственность семьи истцов отдельной двухкомнатной квартиры, площадью 54, 9 м 2, расположенной по адресу: адрес.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы, как члены семьи военнослужащего фио, с дата состояли на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Документы для подтверждения права истца на получение предложенного жилого помещения были выданы на состав семьи: фио, его жена - фио, дочь - фио
дата Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ принято решение о снятии истцов с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и об отказе фио в предоставлении жилого помещения, по причине того, что истцы зарегистрированы по месту жительства в качестве членов семьи собственников в жилом помещении общей площадью 62, 4 м 2 по адресу: адрес.
Истцы не согласны с указанным решением, считают его незаконным, поскольку фио никогда не проживала по адресу регистрации и в силу ЖК РФ не относится к членам семьи собственников вышеуказанной квартиры, а фио с дата не проживает по адресу регистрации в связи с тем, что она заключила брак с фио и стала членом его семьи, то есть семья истцов утратили право пользования помещением, являющимся их адресом регистрации.
Истцы в судебном заседании участия не принимали, обеспечили явку своего представителя по доверенности фио, который заявленные исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился по доводам письменных возражений.
Ответчик Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом фио РФ в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просит представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности фио, представитель ответчика фио РФ по доверенности фио полагая решение суда незаконными необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 15 Федерального закона от дата N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 вышеуказанной статьи военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до дата (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 названного Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
На основании абз. 5 ч. 5 ст. 2 Федерального закона от дата N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Согласно разъяснениям п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ.
В соответствии с ч.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В силу ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Право членов семей военнослужащих на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти производно от права на получение жилья самого военнослужащего.
Порядок предоставления военнослужащим и членам их семей жилых помещений предполагает, прежде всего, наличие обязательного условия - нуждаемости в жилом помещении.
Как установлено судом и следует из материалов дела, дата на основании решения жилищной комиссии войсковой части 26165 от дата, фио, в составе семьи из двух человек (он и супруга фио) был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по адрес РФ.
дата, на основании извещения N 370233 семье истцов из трех человек (фио, его супруга фио, дочь фио) было предварительно распределено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью 54, 90 м 2, по адресу: адрес.
Однако, решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ дата N Р-14847/2020 истцы были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также фио было отказано в предоставлении жилого помещения по адресу: адрес, по причине того, что истцы зарегистрированы по месту жительства в качестве членов семьи собственников в жилом помещении общей площадью 62, 4 м 2 по адресу: адрес.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств суд пришел к выводу о том, что принимая решение о снятии истцов с жилищного учёта по тому основанию, что они являются обеспеченными площадью жилых помещений более учетной нормы (10 м 2 на одного человека), фио РФ не принял во внимание, что в соответствии с положениями ч. 2 ст. 6 Федерального закона от дата N189 - ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане, принятые на учет до дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, могут быть сняты с данного учета только по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, что применительно к рассматриваемому случаю означает, что фио и фио могли быть сняты с жилищного учета лишь в случае обеспеченности их семьи площадью жилых помещений по норме предоставления (18 м 2 на одного человека).
Однако таких обстоятельств, а именно обеспеченности фио и фио площадью жилых помещений более нормы предоставления, судом в ходе рассмотрения дела установлено не было.
Кроме того, в оспариваемом распоряжении указывается на то, что в квартире, расположенной по адресу: адрес, зарегистрированы 3 человека (фио - отец фио, а также истцы). Из представленной в материалы дела выписки из домовой книги усматривается, что по данному адресу зарегистрирована, помимо вышеуказанных лиц, фио Поскольку данная квартира имеет площадь 62, 4 м 2 Департамент не мог прийти к выводу об обеспеченности истцов площадью жилого помещения по норме предоставления.
Как усматривается из оспариваемого распоряжения, основанием для снятия истцов с жилищного учета послужил фактически не уровень их обеспеченности площадью жилых помещений, а то обстоятельство, что они не являются членами семьи фио, а являются членами семьи собственника (фио) жилого помещения по адресу: адрес.
Между тем, из материалов дела следует, что истцы принимались на жилищный учет уполномоченным органом по адрес РФ именно в качестве членов семьи фио
Также судом было установлено, что служебное помещение со стороны Министерства обороны РФ фио не предоставлялось. В материалы дела также был представлен договор найма жилого помещения от дата, заключенный между фио и фио в отношении квартиры, расположенной по адресу: адрес, из которого также следует, что в указанной квартире, помимо фио, будут проживать истцы.
В оспариваемом распоряжении фио РФ в качестве одного из оснований для снятия истцов с жилищного учёта указывается на то, что фио отказалась от приватизации квартиры, расположенной по адресу: адрес (которую приватизировал отец истца фио - фио), то она, а также фио, не утратили права постоянного (бессрочного) пользования данной квартирой.
Суд не согласился с данной позицией, поскольку как следует из представленного договора найма (и на что прямо указывается в оспариваемом распоряжении), истцы проживают совместно с фио в арендуемой квартире, расположенной по адресу: адрес. Соответственно, данное обстоятельство указывает на то, что истцы добровольно покинули квартиру по адресу: адрес, следовательно, они утратили право постоянного (бессрочного) пользования, поскольку их выезд носил постоянный и добровольный характер как минимум с дата.
На протяжении 17 лет с дата по дата истцы состояли на жилищном учете в составе семьи фио и все вышеприведенные обстоятельства уполномоченному на ведение жилищного учета органу Министерства обороны РФ должны были быть известны.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что оспариваемое решение фио РФ не содержит указания на наличие иных предусмотренных законом оснований для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд пришел к выводу, что исковые требования о признании незаконным и отмене решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от дата N Р-14847/2020 являются законными.
Оснований для удовлетворения иных требований истцов суд не усмотрел, поскольку данные требования относятся к компетенции уполномоченного на то органа исполнительной власти, и суд не вправе подменять собой их деятельность и принимать самостоятельные решения по вопросам их ведения, на чём фактически настаивает истец в своём иске в указанной части.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что они не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика Министерства обороны РФ по доверенности фио, представителя ответчика фио РФ по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.