Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Масленниковой Л.В.
и судей Лобовой Л.В, Заскалько О.В, при ведении протокола судебного заседания секретарем Джемгировым М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Пресненского районного суда города Москвы от 7 декабря 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Министерству обороны РФ об обязании заключить контракт о прохождении военной службы с назначением гражданина на воинскую должность отказать;
установила:
фио обратился в суд с иском к ответчику Минобороны России, с учетом уточнений просил обязать заключить с ним контракт о прохождении военной службы с назначением на воинскую должность заместителя военного инновационного технополиса "ЭРА", штат N 81/045, утв. дата начальником генерального штаба Вооруженных сил РФ, г. Анапа, ВУС- 0201002, "полковник", 38 тарифный разряд или (в ее отсутствие) на равную или вышестоящую воинскую должность в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах либо с направлением без приостановления ему военной службы не на воинские должности, которые могут замещаться высшими офицерами, полковниками и им равными, но не ниже ранее предложенной истцу воинской должности.
В обоснование заявленных исковых требований истец фио указал, что ему необоснованно было отказано в заключении контракта о прохождении военной службы с назначением на воинскую должность заместителя военного инновационного технополиса "ЭРА", штат N 81/045, утв. дата начальником генерального штаба Вооруженных сил РФ, г. Анапа, ВУС- 0201002, "полковник", 38 тарифный разряд, в соответствии с письмом начальника 6 Управления Главного управления кадров Министерства обороны РФ полковника Власенко от дата, который не имел на это соответствующих полномочий.
Определением судьи Пресненского районного суда адрес от дата Военный комиссариат адрес привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Истец фио в судебное заседание при рассмотрении дела в суде первой инстанции явился, исковые требования поддержал. Представитель ответчика, третьего лица в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Истец фио в судебном заседании судебной коллегии поддержал доводы поданной апелляционной жалобы, просил решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Представители ответчика, третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционных жалоб, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определение соответствия граждан (иностранных граждан), отбираемых на военную службу по контракту военными комиссариатами или пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается соответственно на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, или на создаваемые в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту (далее - совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов).
На основании ч. 7 ст. 34 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.
Порядок отбора кандидатов из числа граждан на военную службу по контракту регулируется ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата N 1237, во взаимосвязи с разделом II Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от дата N 660 (далее - Порядок).
Указанные нормативные акты определяют, что гражданин, не находящийся на военной службе, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, подает заявление в военный комиссариат по месту воинского учета (месту жительства) или в воинскую часть.
В заявлении указываются: а) фамилия, имя и отчество гражданина, число, месяц и год его рождения; б) место жительства; в) наименование федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, с которым гражданин желает заключить контракт; г) срок, на который предполагается заключение контракта.
Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство, и представляет: а) заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту; б) собственноручно написанную автобиографию; в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке; г) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих уровень образования; д) заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей; е) дополнительные документы.
Перечень и содержание дополнительных документов, представляемых гражданами в военные комиссариаты при поступлении на военную службу по контракту, форма анкеты, а также основные требования к содержанию автобиографии устанавливаются Министром обороны Российской Федерации.
Военные комиссариаты (воинские части) регистрируют и принимают к рассмотрению заявления граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту.
Заявление лица, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, может быть возвращено военным комиссаром (командиром воинской части) по следующим основаниям: а) при отсутствии у него гражданства Российской Федерации (кроме лиц, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации и воинские формирования); б) при несоответствии на день заключения контракта его возраста требованиям Федерального закона, а также если это лицо не вправе в соответствии с Федеральным законом заключать контракт; в) при вынесении в отношении его обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении его дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд; г) при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления; д) если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы; е) если это лицо подвергнуто административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (до окончания срока, в течение которого это лицо считается подвергнутым административному наказанию).
Военный комиссар (командир воинской части) рассматривает принятое заявление в течение месяца и дает указания: о проведении медицинского освидетельствования кандидата; о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору; о проверке соответствия уровня его образования, квалификации и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту; о рассмотрении кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов или аттестационной комиссией воинской части; об организации взаимодействия с органами федеральной службы безопасности по вопросу оформления в необходимых случаях допуска кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну.
Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту.
Медицинское освидетельствование кандидата проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации. На военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору. При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан. Профессиональная пригодность гражданина определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется данный гражданин.
Кандидат должен также соответствовать требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту, по уровню образования, квалификации и физической подготовки. Требования по уровню образования и профессиональной подготовки не распространяются на граждан, не находящихся на военной службе, имеющих воинские звания офицеров и состоящих в запасе, коим является фио
Требования к физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту, установлены в приложении N 20 к Наставлению по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от дата N 200.
Кандидат в необходимых случаях в установленном порядке проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, фио,... паспортные данные, У-967208, состоит на воинском учете граждан, пребывающих в запасе, в военном комиссариате адрес.
дата в военный комиссариат адрес поступило обращение начальника наименование организации о проведении в отношении фио мероприятий по отбору кандидата для поступления на военную службу по контракту и направлении личного дела в адрес Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации.
По результатам медицинского освидетельствования фио признан годным к военной службе единогласным коллегиальным решением ВВК
Согласно письму Врио начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации фио в ответ на заявление фио, основаниями для возвращения личного дела в адрес военного комиссариата адрес явились отсутствие: представления, оформленного по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к порядку деятельности должностных лиц и органов управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от дата N 660; сведений о рассмотрении кандидатуры для поступления на военную службу по контракту комиссией военного комиссариата по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту, либо аттестационной комиссией воинской части в соответствии с п. 7 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от дата N 1237 "Вопросы прохождения военной службы"
Согласно сообщению начальника Военного инновационного технополиса "ЭРА" от дата N 235/357 на высвобожденную с дата воинскую должность заместителя начальника Военного инновационного технополиста "ЭРА" по результатам изучения отобран полковник фио и ему выдано отношение, ранее выданное фио отношение от дата N 319/К/4299 предложено оставить без реализации.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался нормативными положениями, регулирующими спорные отношения, и, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований фио, поскольку решение об отказе в заключении контракта ответчиком не принимался, истец с заявлением о поступлении на военную службу по контракту в военный комиссариат по месту воинского учета (месту жительства) или в воинскую часть не обращался, материалы в отношении фио, имеющие недостатки, подлежали возвращению для их устранения, в связи с чем, кандидатура фио не была рассмотрена комиссией военного комиссариата адрес по отбору кандидатов на предмет соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.
Таким образом, обжалуемые истцом действия ответчика не связаны с дискриминацией по полу, расе, цвету кожи, национальности, языку, происхождению, имущественному, социальному и должностному положению, возрасту, месту жительства.
Судебная коллегия не усматривает оснований для иных выводов в обжалуемой представителем ответчика части решения по доводам апелляционной жалобы. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом не рассмотрены его требования о заключении с ним контракта о назначении его на не воинскую должность, не являются обоснованными и не влекут отмену решения суда, поскольку судом принято решение по исковым требованиям согласно иску с учетом их уточнений, с учетом доводов истца и возражений ответчика, обстоятельств, свидетельствующих о возникшей у ответчика обязанности заключить с истцом контракт по делу не установлено, не зависимо от наличия либо отсутствия должности заместителя начальника Военного инновационного технополиса "ЭРА" штат N 81/045, - как указано истцом в иске. При этом доводов об обращении с соответствующим заявлением к ответчику о назначении его на не воинскую должность истцом в обоснование заявленных требований не указано.
Доводы жалобы истца о том, что его действия в совокупности по поступлению на военную службу свидетельствовали о таком волеизъявлении несостоятельны, поскольку положения законодательства, регулирующие вопросы прохождения военной службы, в силу ее специфики, не предусматривают поступление на службу без подачи соответствующего заявления с приложенными документами, перечень которых установлен Министерством обороны Российской Федерации.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пресненского районного суда города Москвы от 7 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.