Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Конева С.И., рассмотрев частную жалобу Бондаревой В.С. на определение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2020 года о возвращении административного заявления (Ма-817/2020),
УСТАНОВИЛА:
Бондарева В.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Московской области, в котором просила признать незаконным внесение в ЕГРН сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***; снять указанные земельные участки с кадастрового учета.
Определением судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2020 года административное исковое заявление возвращено.
В частной жалобе Бондарева В.С. просит определение судьи отменить, поскольку полагает, что судьей первой инстанции неправильно определены предмет заявленного спора и его подсудность.
Проверив представленные материалы, доводы частной жалобы, прихожу к выводу об отмене обжалуемого определения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если д ело неподсудно данному суду.
Возвращая административное исковое заявление, судья первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования связаны с оспариванием законности постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества, то есть, по сути, их фактического существования как объектов гражданских прав.
При этом судья первой инстанции исходил из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки предъявляются в суд по месту их нахождения.
Данные выводы являются ошибочными.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Из административного искового заявления следует, что административный истец оспаривает законность осуществления кадастрового учета в отношении границ указанных земельных участков.
В силу ст. 13 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в частности в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Таким органом в данном случае является Управление Росреестра по Московской области.
Правоотношения в области государственного кадастрового учета не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, проявляются в реализации одним из участников правоотношений административных и иных публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
То есть совершение действий по кадастровому учету объектов недвижимого имущества является публичным полномочием Росреестра и его территориальных органов.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к государственному органу подается в суд по месту его нахождения.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 указанной нормы в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации.
При этом в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что в случае, если полномочия государственного органа распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение.
Полномочия административного ответчика распространяются на всю территорию Московской области, в том числе и на место нахождения объектов недвижимого имущества, законность юридически значимых действий административного ответчика в отношении которых оспаривает административный истец, то есть, в отношении которых возникают правовые последствия таких действий.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений государственных органов и должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей) может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
Право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.
Воспользовавшись предоставленным правом выбора, административный истец подал иск по правилам ч. 3 ст. 24 КАС РФ.
Местом жительства административного истца является адрес: г. Москва, ***.
Данный адрес относится к территориальной юрисдикции Тушинского районного суда г. Москвы.
При указанных обстоятельствах основания для возвращения административного иска отсутствовали.
На основании изложенного обжалуемое определение подлежит отмене, а материал по административному исковому заявлению - направлению в суд первой инстанции для разрешения вопроса о возможности принятия его к производству суда.
Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2020 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению Бондаревой В.С. направить в Тушинский районный суд г. Москвы для разрешения вопроса о возможности принятия его к производству суда.
Судья С.И. Конева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.