Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Шаповалова Д.В, судей Коневой С.И, Михайловой Р.Б, при секретаре Сангаджиевой Д.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Коневой С.И. административное дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Москве на решение Таганского районного суда г. Москвы от 27 августа 2020 года по административному делу N 2а-79/2020 по административному исковому заявлению Репиды М.Ю. к Управлению Росреестра по Москве о признании решения незаконным, УСТАНОВИЛА:
Репида М.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточнив в ходе рассмотрения дела заявленные требования, в котором просила признать незаконными решения Управления Росреестра по Москве N77/009/212/2019-2375 от 15.11.2019, N77-0-1-71/3093/2019-46 от 04.10.2019, N77/009/212/2019-2375 от 23.12.2019, N77/009/213/2019-328 от 18.11.2019, N77/009/212/2019-2375 от 14.02.2020, N77/009/213/2019-328 от 18.02.2020; возложить на Управление Росреестра по Москве обязанность осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка и государственную регистрацию права собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом.
В обоснование доводов указала, что она является членом дачно-строительного кооператива им. Ларина, которым ей предоставлен земельный участок.
На указанном земельном участке возведен жилой дом.
Она обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о внесении сведений о земельном участке как о ранее учтенном, о государственной регистрации права на него и расположенный на нем жилой дом, приложив к заявлению справку N 60 от 17.10.2019 года, выданную ДСК им. Ларина о закреплении за ней как за членом данного кооператива, выплатившего пай, указанного земельного участка, на основании протокола общего собрания членов ДСК им. Ларина N 91 от 13 мая 2000 года.
Однако в соответствии с оспариваемыми решениями ей было отказано о внесении сведений о земельном участке как о ранее учтенном, о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом, об отказе в возобновлении регистрационных действий и об отказе в проведении регистрационных действий.
Считает оспариваемые решения незаконным, поскольку полагает, что ею были представлены все необходимые для осуществления регистрационных действий документы.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 27 августа 2020 года административные исковые требования удовлетворены.
Признаны незаконными уведомления Управления Росреестра по Москве N 77-0-1-71/3093/2019-46 от 04.10.2019 года об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, N 77/009/212/2019-2375 от 15.11.2019 года о приостановлении государственной регистрации, N 77/009/213/2019-328 от 18.11.2019 года о приостановлении регистрационных действий, N 77/009/212/2019-2375 от 23.12.2019 года об отказе в возобновлении действий по государственной регистрации права собственности, N 77/009/212/2019-2375 от 14.02.2020 года и N 77/009/213/2019-328 от 18.02.2020 года об отказе в проведении государственной регистрации права собственности.
На Управление Росреестра по Москве возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности Репиды М.Ю. на земельный участок площадью 893 м 2, расположенный по адресу: г. Москва, ул. *** (прежний адрес: г. Москва, ул. ***) и постановку его на кадастровый учет, а также государственную регистрацию права собственности на жилом дом с кадастровым номером ***, общей площадью 259, 3 м 2, расположенный по адресу: г. Москва, ул. ***.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Москве просит решение суда отменить, поскольку полагает, что судом неправильно применены нормы права, а выводы суда противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллеги лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в уведомлении от 04.10.2019 года N77-0-1-71/3093/2019-46 Репиде М.Ю. сообщено об отказе во внесении сведений о земельном участке, общей площадью 893 м 2, расположенном по адресу: г. Москва, ул. ***, как о ранее учтенном ввиду того, что отсутствуют сведения, позволяющие считать объект ранее учтенным.
В уведомлении от 15.11.2019 года N 50/026/012/2017-2960 сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: г. Москва, ул. ***, ввиду того, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах и сведениями ЕГРН. Кроме того, указывалось на отсутствие у ДСК им Ларина правоустанавливающих документов.
В уведомлении от 18.11.2019 года N 77/009/213/2019-328 было сообщено о приостановлении регистрационных действий в отношении указанного зе мельного участка ввиду отсутствия документов, являющихся основанием для государственной регистрации права.
В уведомлении от 23.12.2019 года N 77/009/212/2019-2375 сообщено об отказе в возобновлении приостановления действий по государственной регистрации права собственности ввиду того, что препятствия для регистрации права не устранены.
14.02.2020 года регистрирующий орган уведомлением N 77/009/212/2019-2375 проинформировал административного истца о принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом в связи с истечением срока, предоставленного для устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
18.02.2020 года регистрирующий орган уведомлением N77/009/213/2019-328 проинформировал административного истца о принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении объекта земельного участка по тем же основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии препятствий для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка и государственной регистрации права собственности административного истца на него и на расположенный на нем жилой дом.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Так, в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 1).
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 названной статьи).
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4).
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзацы первый, третий и четвертый пункта 9.1).
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66- ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшим до 1 марта 2015 года, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет. Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется.
Из этого исходит федеральный законодатель при определении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности в пункте 3 части 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", указывая на то, что государственная регистрация права собственности на земельный участок осуществляется на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
При этом, включая в перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок, акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания, пункт 4 части 1 статьи 49 названного закона допускает представление иных документов, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на указанный земельный участок.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: 1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания; 2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи; 3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; 4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе (часть 8 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости).
Указанный земельный участок не исключен из оборота; находится в едином массиве земель ДСК им. Ларина, созданного более 80 лет назад, который был образован в системе рабочего жилищного строительного кооператива транспортников в 1931 году с отводом земельного участка площадью 114 га в бессрочное пользование, что утверждено актом президиума коммунистического рабочего исполнительного комитета от 29 апреля 1931 года.
Устав ДСК им. Ларина зарегистрирован 15 июня 1932 года.
В соответствии с этим уставом ДСК создан в целях освоения свободных городских и пригородных земельных участков в порядке отвода их органами коммунального хозяйства и организации на них коллективных садов и огородов. В дальнейшем из общей площади предоставленного кооперативу участка неоднократно производились изъятия земельных участков различной площади, как на нужды города, так и в качестве неосвоенных частей. На основании постановления ЦИК и СНК СССР от 19 октября 1937 года за ДСК им. Ларина как за кооперативом, погасившем госсуду, в бесспорном порядке закреплен земельный участок площадью 61, 5 га на тех же основаниях (бессрочное пользование).
Согласно новому уставу ДСК в редакции от 27 февраля 1940 года ДСК им. Ларина имеет право получить в отводимом городским советом или земельными органами для дачного строительства районе земельные участки в бессрочное пользование и возводить на них дачные и служебные строения. Решением исполнительного комитета Краснополянского районного Совета депутатов трудящихся от 29 ноября 1946 года установлены фактические границы ДСК в натуре, утвержден план землепользования. Временным удостоверением Московского земельного комитета от 10 декабря 1992 года установлен факт использования ДСК им. Ларина земельного участка площадью 48 га в городе Москве.
Репида М.Ю. приобрела домовладение в ДСК им. Ларина в дар по договору определения долей и отчуждения долей дачного строения от 13 марта 2000 года, в соответствии с которым административному истцу перешла 1/2 доли в праве собственности на дачное строение площадью 28, 5 м 2, находящееся на земельном участке площадью 3 159 м 2, расположенном по адресу: Москва, ул. ***. Затем административным истцом на указанном земельном участке было осуществлено строительство жилого дома площадью 259, 3 м 2.
По уставу ДСК им. Ларина принятие в члены кооператива и закрепление земельного участка сопровождается оформлением решения общего собрания кооператива. С момента вынесения подобного решения у члена кооператива возникает бессрочное право пользования дачей и земельным участком.
Решением общего собрания членов ДСК им. Ларина от 13 мая 2000 года за Репида М.Ю. как за членом кооператива закреплен земельный участок площадью 893 м 2, расположенном по адресу: г.Москва, ул. ***.
По сведениям архивной учетно-технической документации, имеется план земельного участка по состоянию на 17.04.2002 года.
Установив, что земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании Репиды М.Ю, основанном на членстве в ДСК им. Ларина, правоустанавливающие документы являются действительными, имеются основания полагать о том, что указанный земельный участок является ранее учтенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемых решений.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганского районного суда г. Москвы от 27 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.